Слайд 1Современная писательница
Живой классик русской литературы
Дина Рубина
Слайд 2У любого писателя биография расщеплена на мелкие и крупные щепы для
растопки творческого костра, на котором мы сами и корчимся всю свою литературную жизнь.
Д.Рубина
(из автобиографии)
Современная литература
Д И Н А Р У Б И Н А
Слайд 3Писатель Дина Рубина живет в Израиле и пишет на русском языке.
Она написала много замечательных книг, романов и рассказов.
Слайд 5«Качественная массовая литература сегодня крайне редко ассоциируется с именем одного автора.
Дина Рубина – тот самый редкий случай…»
Николай Ю.Романов
Слайд 6
Дина Ильинична Рубина родилась 19 сентября 1953 года в Ташкенте в
семье художника и учительницы истории.
Окончила специализированную музыкальную школу при ташкентской консерватории, ташкентскую консерваторию, преподавала в Институте культуры в Ташкенте.
Некоторое время (до своего отъезда в конце 1990 года на постоянное место жительства в Израиль) жила и работала в Москве.
В настоящее время проживает в городе Маале-Адумим.
Слайд 7Литературные награды Дины Рубиной:
Премия Министерства культуры Узбекистана за пьесу «Чудесная дойра»
для театра музыкальной комедии, написанную ею совместно с поэтом Рудольфом Баринским в конце 70-х годов XX века в Ташкенте, по мотивам узбекских народных сказок.
Премия им. Арье Дульчина (Израиль) за книгу «Один интеллигент уселся на дороге».
Премия Союза писателей Израиля за роман «Вот идет Мессия!».
Российская премия «Большая книга» за 2007 год за роман «На солнечной стороне улицы».
март 2008 — премия Благотворительного фонда Олега Табакова за рассказ «Адам и Мирьям»
апрель 2009 — премия «Портал», лучшее фантастическое произведение (крупная форма)
за роман «Почерк Леонардо»
Слайд 8 Причины успеха писательницы лежат на поверхности: колоритный
язык, прекрасное чувство юмора, яркие персонажи. Плюс к тому авантюрные сюжеты и умение доступно говорить о сложных вещах. При упоминании ее имени в голосах читателей звучит та особая интонация причастности, с которой раньше произносились имена Булгакова, Набокова или Газданова.
Слайд 9
Отец родился в Харькове, мать — в Полтаве. В
Ташкент родители попали каждый своим путем. Мать — с волной эвакуации, явилась девчонкой семнадцати лет, бросилась поступать в университет, (страшно любила литературу). В приемной комиссии ее спросили строго — "Вы на филологический или на исторический?" Она закончила украинскую школу, слово "филологический" слышала впервые, спросить — что это значит — стеснялась, так и поступила на исторический. Ночью работала охранником на оружейном заводе, днем спала на лекциях, которые читали блестящие профессора московского и ленинградского университетов, эвакуированных в Ташкент Однажды моя восемнадцатилетняя мать случайно поменялась портфелями со знаменитым московским профессором, который читал курс средних веков по собственному учебнику. Обмирая от стыда, она подошла к учителю и сказала: "Профессор, вы случайно взяли мой портфель и мне ужасно стыдно: если вы его откроете, то обнаружите, что в нем нет ничего, кроме миски и ложки для затирухи". Профессор сказал на это: «Если бы вы открыли мой, то увидели бы то же самое."
Слайд 10 Отец родом из Харькова — вернулся с войны молоденьким лейтенантом —
в Ташкент, к эвакуированным родителям. Поступил в художественное училище, где историю преподавала его сверстница — очень красивая, смешливая девушка… Так встретились мои родители.
Детство мое, равно как и юность, и молодость, да и вся последующая жизнь — в домашней тесноте, буквальной: маленькие квартирки, где у растущего человека нет своего угла. Одна из комнат обязательно — мастерская, — ибо сначала отцовские холсты расставлены по всем углам, потом — мужнины.
Слайд 11Родилась в 1953 году в Ташкенте в семье художника и учительницы
литературы.
Слайд 13Музыкальная школа
Центральная колея детства — музыкальная школа при консерватории.
«Детство мое, равно как и юность, да и вся последующая жизнь – в домашней тесноте, буквальной: маленькие квартирки, где у растущего человека нет своего угла. Ну, и занятия музыкой по нескольку часов в день – специальная музыкальная школа при консерватории, центральная колея детства.
«Что может быть страшнее и нереальнее экзамена по фортепиано? Дребезжание рук, ускользающая клавиатура и дактилоскопические следы на узких спинках черных клавиш от вспотевших пальцев. И оскорбительное забывание нот.. Поджелудочная тоска, тошнота в суставах, обморочный заплыв глаз — так, как я боялась сцены, ее не боялся никто.
Я видела все, я возвратилась из ада. Поэтому никогда не боюсь выступать на литературных встречах.»
Слайд 14«Первый рассказ был напечатан в журнале "Юность", когда мне исполнилось шестнадцать
лет.
Назывался он "Беспокойная натура", ироничный такой маленький рассказик, опубликован в разделе "Зеленый портфель"...
Конечно, лучшие мои вещи они не брали. Так, рассказы, по мелочи. Но читатели меня запомнили, любили, ждали журналов с моими вещичками. Так что, страну я покинула уже, в общем, известным писателем».
Д.Рубина (из автобиографии)
Слайд 15 После консерватории преподавала в институте культуры. Для заработка
переводила в Ташкенте узбекских писателей, с успехом шла ее пьеса «Чудесная дойра» в театре музыкальной комедии. На гонорар купила кооперативную квартиру.
Слайд 16 Всего было два брака. От первого, несчастливого, остался взрослый сын, от
второго, счастливого, — дочь.
Моя писательская жизнь в Ташкенте очень забавна, тоже — сюжет для прозы. Для заработка я переводила узбекских писателей. Премию министерства культуры Узбекистана получила зАвтобиография
а откровенную халтуру, которую накатала по мотивам узбекских народных сказок, совместно с поэтом Рудольфом Баринским. Дело в том, что от первого мужа я ушла с маленьким сыном к родителям, тем самым умножив вечную тесноту. Надо было срочно покупать кооперативную квартиру, я села и написала пьеску для театра музыкальной комедии. Там она и была поставлена, и с успехом (видно по премии), шла. На гонорар я купила однокомнатную квартиру, в которой прожила до переезда в Москву. Пьеска называлась "Чудесная дойра"
Слайд 17 В Москве жила свободным художником (вообще, свободным художником живу лет с
двадцати трех, служить — фрагментарно — стала только переехав в Израиль, и вот, сейчас, о чем — ниже.) Круг общения — самый разный. Конечно, — писательский, художественный, музыкальный. Самый широкий. Я при внешнем беглом пригляде — довольно открытый человек, вполне светский. Так что, знакомства перечислить трудно. (Муж мой работал какое-то время в театре на Таганке, поставил с режиссером Ефимом Кучером несколько спектаклей, вот вам и актерская компонента; я писала радиоспектакли на московском радио, вот вам и еще один бок московской жизни, ну и журналы, ЦДЛ… — словом, как у всех московских литераторов.)
Слайд 18«В конце 90-го мы репатриировались.
Это — рубеж биографический, творческий, личностной.
И что бы я ни делала в Израиле — немножко служила, много писала, выступала, жила на "оккупированных территориях", ездила под пулями, получала литературные премии, издавала книгу за книгой и в Иерусалиме, и в Москве… — все это описано, описано, описано ».
Д.Рубина (из автобиографии)
Слайд 19«Желания вернуться у меня не возникало никогда, вероятно из-за кардинальности характера:
я человек решительный и отвечающий за свои поступки. Кроме того, биография писателя – тоже вещь нешуточная. Что ж это я примусь туда-сюда бегать?».
Д.Рубина
Д. Рубина о себе, о жизни, о творчестве…
Слайд 20«… совершенно неважно – понимает ли что-то автор о «качестве» своей
литературы, или нет. Если он считает, что должен писать всегда, что бы ни случилось, будут или не будут печатать его произведения, значит, он решил, что его профессия – писатель».
Д.Рубина
Д. Рубина о себе, о жизни, о творчестве…
Слайд 21«Любовь — это такой интересный стержень, на котором держится и дело,
и жизнь, и все вокруг. Любовь — это очень важная вещь, потому что любовь, помимо того, что это некая история или набор историй, это и топливо — это удивительное, очень мощное топливо, которое дает заряд и делает человека». Д.Рубина
Фильмы по произведениям Дины Рубиной
Слайд 22
«Ненавижу! Меня трясет, когда я слышу что-то о "женской литературе". В
последнее время я уже научилась как-то себя сдерживать. Но раньше как человек эмоциональный просто выгоняла людей, которые мне говорили, например, что я - родоначальник женской прозы».
Д.Рубина (из интервью «Российской газете»)
Д. Рубина о себе, о жизни, о творчестве …
Слайд 23«В литературе существует только одно - дарование. И больше ничего нет.
Даже темы…».
Д.Рубина (из интервью «Российской газете»)
Д. Рубина о себе, о жизни, о творчестве …
Слайд 24«Прозаик должен все время читать поэзию, потому что поэзия муштрует, выстраивает
прозу».
Д.Рубина(из интервью для «Российской газеты»)
«Никто из писателей не был душкой. И работа вредная, и талант благодушествовать не велит, и писательское зрение достается обычно людям острым и не добреньким». Д.Рубина( для проекта ЛитАкадемия»)
Д. Рубина о себе, о жизни, о творчестве…
Слайд 25 Эта книга получила премию
им. Арье Дульчина.
В нее вошли еще рассказы «Яблоки из сада Шлицбутера», «Любка». Вы наверняка будете заинтересованы, дорогой читатель, судьбами героев, их кульбитами и выкрутасами, слезами горя и счастья…Главный вопрос, которым задается писательница и мы –живая душа в человеке останется? Жива ли она? Или нет? Иными словами –есть все-таки Бог там, наверху, или нет его вовсе?
Вот на единственный этот наш вековечный вопрос искусство и отвечает подспудно уже несколько тысяч лет.
Слайд 26 Этот роман автобиографический. Написан виртуозно, это настоящий кульбит «под
куполом» литературы, стиль писателя, привычная интонация , круг тем абсолютно преображены. Причудливы судьбы героев романа и в «высоковольтном» сюжете переплелись любовь и преступление, талант и страсть, способные уничтожить личность или вознести к вершине творчества.
Откройте этот роман – и вас не отпустит поистине вавилонское столпотворение типов: городские безумцы и алкаши, русские дворяне, ссыльные и отбывшие срок зэки, белые колонизаторы и «охотники за гашишем».
Слайд 27Такая маленькая по объему повесть, но такая большая по ощущениям
Слайд 28История судеб двух разных женщин...во время правления Сталина...Одна врач, другая бывшая
заключенная...
И именно последняя оказалась куда лучше, чем большинство героев книги - сильным, чистым, искренним и преданным человеком.
Слайд 29Это история о жизни Любки, которую мать продала за буханку хлеба,
чтобы сохранить жизнь ей и её братьям
Это история Ирины Михайловны – врача «от Бога», пережившей арест и расстрел отца, смерть матери, предательство любимого, оставшейся в живых во времена репрессий врачей ( убийц в белых халатах)
Слайд 30 Они помогали друг другу, поддерживали друг друга, учились
друг у друга
Вместе растили и воспитывали маленькую Сонечку, дочку Ирины Михайловны
Слайд 31 Это простое произведение, не философское и не для размышлений,
оно и не должно быть таким, достаточно и того, что оно о сложном, о тяжелом и страшном времени.
Это история из жизни. Сколько было таких разрушенных семей, сколько несчастных людей....
Слайд 32"Дорогие Ирина Михайловна и Сонечка! - написано было крупно, размашисто и
- что удивило - грамотно. - Поздравляем вас с праздником Восьмого марта…»
Слайд 33Светлый рассказ о любви, прочитайте, не пожалеете!
..Нет, все-таки надо любить!
Надо влюбляться,
сходить с ума, назначать свидания, задыхаться, тряся грудью, бежать к метро!
Да- возраст, да –недостаток кальция, фтора, чего там еще.. у каждого своя гормональная история..
Но душе-то все равно 15 лет!
Слайд 34 «Любимая тема в жизни –путешествия. Я готова ехать куда
угодно, зачем угодно ,на какой угодно срок. Путешествия – то, ради чего стоит жить, писать книги.. В жизни ведь ко всему привыкаешь, и к жизни самой привыкаешь – она надоедает.
Все ситуации повторяются. Ново только одно- куда бы еще податься? И сколько раз мое путевое беспокойство бывало сполна награждено: в случайной встрече, летучем разговоре, на обрывке забытой в купе газеты меня ждало самое драгоценное в нашей писательской судьбе – нечаянный сюжет»
Дина Рубина
Слайд 35
«Чокнутые», безумцы, чудаки и нелепые люди – частые персонажи
произведений Дины Рубиной.
«Странные» люди интересны писателю: за ними тянется шлейф историй, несчастий, приключений…
Слайд 36Странная карусельность нашего бытия,
когда ты - как ось, вокруг которой
плывут
города и страны.
Но здесь есть Иерусалим,
- город высокий, глубокий, трехмерный,
напластованный тысячелетиями город.
Кстати, существует мнение, что у женщины, прожившей в Иерусалиме 20 лет, меняется состав крови.
"Твоя судьба обмотана вокруг твоей шеи"
- говорит одна здешняя поговорка." (Д. Рубина).
Слайд 37Роман рассказывает о непродолжительном
периоде работы главной героини в Доме культуры
небольшого израильского городка,
расположенного в окрестностях Иерусалима. Книга очень похожа на автобиографическую
и, судя по всему, таковой и является. Роман «Последний кабан из лесов Понтеведра»
начинается, как настоящая комедия абсурда,
и поначалу чем-то похож на книги Довлатова.
Автор с явным удовольствием и бесконечной
иронией рисует нравы, царящие там…
Слайд 38 Она пишет зеркальным почерком,
от которого
у непосвященных кружится голова
У нее блестящие способности к математике и физике,
она гениальная циркачка, невероятный каскадер,
она знает о зеркалах все, что можно о них знать.
Она умеет видеть прошлое и прозревать будущее.
Киев, Москва, Франкфурт, Индиана-полис,
Монреаль – она летит по жизни, неприкаянная и
несвободная, видит больше, чем обычный человек способен вообразить, – и ненавидит за это себя и того, кто наделил ее такой способностью.
Новый мистический роман Дины Рубинной
«Почерк Леонардо» –история женщины,
которая с великолепной брезгливостью отвергает дар небес
Слайд 39 Рассказ о любви..
У Рубиной много рассказов
о любви несчастной. Она любит писать о такой любви, ведь каждый сюжет был навеян воспоминаниями ее друзей, случайных попутчиков, своим опытом. Я бы поставила эпиграфом к этим рассказам строки из «Темных аллей» Ивана Бунина:
«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»
Слайд 40 Все мы пленники своего детства, и чем дальше уходит
оно в перспективу лет, тем сладостней нам путы памяти: захолустные дворики, блики солнца в листве винограда, таинственные блуждания по просторам помойки, воровство дынь и арбузов на окраинных бахчах…
И бездумно зазубренный параграф в учебнике физики - "Модуль вектора магнитной индукции". Я помню его до сих пор. Несчастный модуль вектора торчит в моей цепкой памяти одиноким обломком. Неуютно ему там, невесело, как приблудному сироте в чужом доме…
Слайд 41 О становлении подростка, о его взрослеющей, беззащитной и в
то же время жестокой человеческой душе писать очень непросто.
Но Дине Рубине это удалось виртуозно.
Слайд 42 Истории скитаний, истории повседневности, просто истории. Взгляд по касательной
или пристальный и долгий, но всегда – проницательный и точный. Простые и поразительные человеческие сюжеты, которые мы порой ухитряемся привычно не замечать. В прозе Дины Рубиной всякая жизнь полна красок, музыки и отчетливой пульсации подлинности, всякое воспоминание оживает и дышит, всякая история остается с читателем навсегда.
Слайд 43 "Эти две старые повести валялись "в архиве писателя" - то
есть в кладовке, в картонном ящике, в каком выносят на помойку всякий хлам. Недавно, разбирая там вещи, она наткнулась на собственную пожелтевшую книжку ташкентского издательства, открыла и прочла:
"Я люблю вас... - тоскливо проговорил я, глядя мимо нее. - Не знаю, как это случилось, вы совсем не в моем вкусе, и вы мне, в общем, не нравитесь. Я вас люблю..."
«Я села и прямо там, в кладовке, прочитала нынешними глазами эту позабытую повесть. И решила ее издать со всем, что в ней есть, - наивностью, провинциальностью, излишней пылкостью... Потому что сегодня - да и всегда - человеку все же явно недостает этих банальных, произносимых вечно, но всегда бьющих током слов: "Я люблю вас".
Дина Рубина
Слайд 44 В своей книге Дина Рубина вспоминает о событиях и
людях, которые занимали и занимают важное место в ее жизни: поэте Игоре Губермане, своей сестре, эмиграции.
Слайд 45Очень подходят к прозе Дины Рубиной иллюстрации Бориса Карафёлова, её мужа: мозаичные,
несколько размытые, по-детски наивные и невероятно уютные!
Слайд 46Книжная полка
Почерк Леонардо
Почерк Леонардо
Цыганка
Гладь озера в пасмурной мгле
В России надо жить
долго
Старые повести о любви
Слайд 47Книжная полка
На солнечной стороне улицы
Альт перелетный
Во вратах твоих
Вот идет Мессия!…
На Верхней
Слайд 48Книжная полка
Последний кабан из лесов Понтеведра
Один интеллигент уселся на дороге
Их бин
нервосо!
Холодная весна в Провансе
Слайд 50 Талантливый мастер слова Дина Рубина вошла в современную
художественную литературу как одна из самых известных писательниц в России и за рубежом.
Все, что она творит, читается на одном дыхании, ее перо настолько органично вписывается в повседневность и так точно отражает мысли и чувства людей, что каждый узнает между строк себя.
Это заветный ключик к сердцам читателей и есть талант.
Слайд 51«Убеждена, что мою прозу можно только читать. (Вот недавно в спектакле
МХАТа один из рассказов читала Даша Юрская). Играть меня в театре и кино так же невозможно, как играть Искандера или Довлатова. Проза писателей с ярко выраженной авторской интонацией не поддается переносу на сцену и экран. С этим нужно только смириться…». Д.Рубина (из автобиографии)
Д. Рубина о себе, о жизни, о творчестве …
Слайд 52«Я делаю то, что мне интересно. Я делаю то, что не
могу не делать. Заинтересует это того, кто откроет мою книгу, или не заинтересует — это уже не в моей власти. Я говорю то, что я могу и хочу сказать. Обращаюсь я исключительно к узкому кругу моих любимых людей. Или даже к себе в какие-то моменты. По большей части к себе».
Д.Рубина
Д. Рубина о себе, о жизни, о творчестве…
Слайд 53Где живёт, там и
пишет
Пишет, даже если не
будут печатать
Любовь
к Родине
Ярко выраженная
авторская позиция
Счастье в
семейной жизни
Не боится резких
формулировок
Пишет историю своей
жизни и своей души
Гармоничный
сочный язык
В чём феномен современной литературы (по творчеству Д. Рубиной)