Презентация, доклад по литературе на тему Быстрый карандаш Пушкина (9 класс)

Быстрый карандаш — образ, как нельзя более отвечающий собственной пушкинской манере, одинаково легкой, стремительной, летящей как в начертаниях букв так и в многочисленных зарисовках, постоянно сопутствующих процессу творчества, заполняющих страницы рукописей поэта.

Слайд 1«Быстрый» карандаш Пушкина
Выполнила Булыга Елизавета

«Быстрый» карандаш ПушкинаВыполнила Булыга Елизавета

Слайд 2Быстрый карандаш — образ, как нельзя более отвечающий собственной пушкинской манере, одинаково

легкой, стремительной, летящей как в начертаниях букв так и в многочисленных зарисовках, постоянно сопутствующих процессу творчества, заполняющих страницы рукописей поэта.

Быстрый карандаш — образ, как нельзя более отвечающий собственной пушкинской манере, одинаково легкой, стремительной, летящей как в начертаниях

Слайд 3Отличительной особенностью рисунков Пушкина является то, что почти никогда они не

создавались специально. В подавляющем большинстве они возникают в минуты творческих раздумий, пауз, поисков рифмы, неудовлетворенности написанным. Это рисунки для себя, и в этом их особая ценность.
Отличительной особенностью рисунков Пушкина является то, что почти никогда они не создавались специально. В подавляющем большинстве они

Слайд 4Порой сам поэт признавался, что рука его чертит машинально:
Пишу, и сердце

не тоскует,
Перо, забывшись, не рисует
Близ неоконченных стихов
Ни женских ножек, ни голов...

Порой сам поэт признавался, что рука его чертит машинально:Пишу, и сердце не тоскует,Перо, забывшись, не рисуетБлиз неоконченных

Слайд 5Отражая неожиданные ассоциации, отвлечения, обнажая иногда самый ход размышления, они позволяют

проникнуть в ту мысль, образ, чувство поэта, которые, не выразившись в словах, остались запечатленными в рисунке.

Отражая неожиданные ассоциации, отвлечения, обнажая иногда самый ход размышления, они позволяют проникнуть в ту мысль, образ, чувство

Слайд 6«Графика его рукописей — это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина

к самому себе», — писал А. Эфрос, тонкий знаток и один из первых исследователей Пушкина-художника.
Поэт сам признавался, что рисункам его часто сопутствует смятение, душевное волнение, влюбленность или неясная тревога, что в такие минуты рука его чертит «забывшись» машинально. 

«Графика его рукописей — это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе», — писал А.

Слайд 7Пушкинское графическое наследие находится в большей своей части в его рабочих

тетрадях, но есть и рисунки, сделанные на отдельных листах, в девичьих альбомах, в письмах к друзьям
Удивительно сюжетное богатство рисунков поэта, здесь целая серия автопортретов, портреты друзей и недругов, едкие карикатуры и милые, тонкие женские профили, пейзажные наброски, затейливые росчерки, виньетки, фигуры скачущих лошадей, «адские» темы (черти, ведьма на помеле и подобное), наконец, иллюстрации.

Грибоедов

Пушкинское графическое наследие находится в большей своей части в его рабочих тетрадях, но есть и рисунки, сделанные

Слайд 8Иллюстрации иногда как бы продолжают в рисунке образ, уже запечатленный в

тексте, иногда возникают по каким-то ассоциациям. Есть среди пушкинских иллюстраций и такие которые создавались поэтом как проект для художника, как некий образец графического выражения его идей и образов. Таковы, например, известный рисунок «Пушкин и Онегин на набережной Невы», обложка к «Сказке о золотом петушке» и некоторые другие.

«Руслан и Людмила»

Пейзаж с обрывом. 1827г.

Иллюстрации иногда как бы продолжают в рисунке образ, уже запечатленный в тексте, иногда возникают по каким-то ассоциациям.

Слайд 9Чрезвычайно интересны многочисленные автопортреты поэта. Несмотря на беглость и эскизность, а

также на свойственную большинству из них утрировку, они удивительно живы и выразительны. «Эти непритязательные наброски, пишет в книге «Рисунки Пушкина» Цявловская, вводят нас во внутренний мир поэта гораздо интимнее нежели написанные с натуры живописные его портреты».

Автопортреты. 1823г.(внизу) и 1828г.

Чрезвычайно интересны многочисленные автопортреты поэта. Несмотря на беглость и эскизность, а также на свойственную большинству из них

Слайд 10Обычно Пушкин рисует себя в профиль. Прямоличные изображения очень редки. Есть

несколько смешных автопортретов в женской прическе.
Пушкин изображает себя самым разным образом, с кудрями (каким он был в юности) и лысым (каким никогда не был) молодым и старым, в крестьянской рубашке и в кавказской бурке, то подчеркнуто карикатурно, то серьезно, как бы пытливо вглядываясь в собственное изображение.
Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина являет законченную композицию. Это - погрудный потрет в профиль на темном фоне, в кругу. Нарисован он на отдельном листе.

В рукописи «Евгения Онегина». 1гл.

В рукописи «Евгения Онегина». 2гл.

Обычно Пушкин рисует себя в профиль. Прямоличные изображения очень редки. Есть несколько смешных автопортретов в женской прическе.

Слайд 11Многие критики справедливо замечают, что Пушкин в своих рисунках, как и

в литературных портретах, открыл новое видение человека.
Наверное, Пушкин действительно воспринимал цвета не зрительно, больше не как живописец, а как поэт. Ведь смысловое содержание эпитетов для поэта несравненно важнее элементарной колористической описательности.

Рылеев

Грибоедов

Гончарова Н.Н.

Вяземский

Многие критики справедливо замечают, что Пушкин в своих рисунках, как и в литературных портретах, открыл новое видение

Слайд 12Основные характеристические признаки пушкинской графики:
1. Зарисовки являются отражением двойственного по своей

природе творческого процесса работы поэта - художника.
2. Рисунки поэта непрофессиональны, но <любитель и тут оказался гением> (Т.Г.Зенгер-Цявловская).
3. Им присущ неизменный стиль - <быстрый карандаш> (Е.В. Муза, 1974), истоки которого следует искать в рукописных журналах Лицея с карикатурами Алексея Илличевского.
4. <Его графика не очень разнообразна жанрами, но на редкость разнообразна людьми. Она, прежде всего и главным образом портретна.
5. Каждая изображаемое Пушкиным - рисовальщиком лицо имеет <свою графическую формулу> (А.М.Эфрос, 1945) точно так же, как в химии каждая молекула имеет свою графическую формулу.
6. Его графика автопортретна - свыше 50 раз он изображал свое лицо.

Последний автопортрет. Февраль 1836

Основные характеристические признаки пушкинской графики:1. Зарисовки являются отражением двойственного по своей природе творческого процесса работы поэта -

Слайд 13Гений, далеко обогнавший свое время, Пушкин менее всего был понят современным

ему художниками. Тщетно искал он <искусный и быстрый карандаш>. Даже и здесь - в иллюстрации своих творений - Пушкин надолго опередил современников, Их профессиональный <картинки> безнадежно устарели, в то время как его собственные рисунки, выведенные мгновенным росчерком пера, живо и остро воспроизводятся по сей день.

Гений, далеко обогнавший свое время, Пушкин менее всего был понят современным ему художниками. Тщетно искал он .

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть