Презентация, доклад по литературе на тему Белла Ахмадулина как представитель периода оттепели в русской литературе второй половины 20-го века

Содержание

Цель – исследовать период русской поэзии 60-х годов 20-го века, вошедший в русскую литературу как поэзия шестидесятников, на примере жизни и творчества Беллы Ахатовны Ахмадулиной с целью более глубокого изучения данной темы и дальнейшего использования подготовленного материала

Слайд 1VI Научно-практическая конференция
«Поиск и творчество»
Министерство социальной политики
Государственное бюджетное социальное учреждение
Калининградской

области
Профессиональная образовательная организация
«Советский техникум-интернат»
  Исследование
«Белла Ахмадулина как представитель
периода «оттепели» в русской литературе XX века»
(«Глоток тепла средь ледяного мира…»)
 Автор: Подгорная Галина
Научный руководитель: Кадочникова Ирина Афанасьевна
  г. Советск
2018 год
VI Научно-практическая конференция «Поиск и творчество»Министерство социальной политикиГосударственное бюджетное социальное учреждениеКалининградской областиПрофессиональная образовательная организация«Советский техникум-интернат» 

Слайд 2Цель – исследовать период русской поэзии 60-х годов 20-го века, вошедший в

русскую литературу как поэзия шестидесятников, на примере жизни и творчества Беллы Ахатовны Ахмадулиной с целью более глубокого изучения данной темы и дальнейшего использования подготовленного материала на учебных занятиях в техникуме.
Задачи:
1. Изучить основные черты политической и общественной жизни страны в 60-е годы 20-го века.
2. Рассмотреть особенности творчества поэтов-шестидесятников в целом.
3.Изучить жизнь и творчество одной из представительниц данной эпохи Беллы Ахатовны Ахмадулиной.
4. Пробудить интерес к поэзии, художественному слову, русской литературе.
Актуальность исследования обусловлена тем, что большинство современных людей плохо знают родную историю, родную литературу, далеки от поэзии. Данное исследование, на мой взгляд, может оказать существенную помощь в воспитании душевных качеств современной молодёжи, любовь и уважение к русской литературе.
 
Цель – исследовать период русской поэзии 60-х годов 20-го века, вошедший в русскую литературу как поэзия шестидесятников, на

Слайд 3Введение. «Влажный воздух «оттепели» в русской поэзии 60-х годов 20-го века.
Говоря

об историческом периоде под весенним названием «оттепель», невозможно смолчать о необыкновенно романтической атмосфере того времени. Воссоздать ее спустя почти 60 лет помогают не столько историки или новомодные сериалы, сколько литература 60-х годов, как будто вобравшая в легкие строки влажный воздух оттепели. Духовный подъем, вдохновленный надеждами на скорые перемены, воплотился в поэзии шестидесятников.
Введение. «Влажный воздух «оттепели» в русской поэзии 60-х годов 20-го века.Говоря об историческом периоде под весенним названием

Слайд 4Шестидесятники – это молодые представители творческой интеллигенции СССР 60-х годов. Вознесенский, Рождественский,

Евтушенко и Ахмадулина. Их непосредственные, отзывчивые и живые стихотворения звучали, словно капель. Они преобразили традиционный застойный советский пафос в честный голос поколения. Если они сострадали – то надрывно и отчаянно, если радовались – то просто и легко.
Творчество шестидесятников по праву считается одной из самых ярких страниц русской литературной истории.
Яркой и неповторимой представительницей шестидесятников является Белла Ахатовна Ахмадулина.

Шестидесятники – это молодые представители творческой интеллигенции СССР 60-х годов. Вознесенский, Рождественский, Евтушенко и Ахмадулина. Их непосредственные, отзывчивые

Слайд 5Белла Ахмадулина
как представитель
периода «оттепели»
в русской литературе
XX века

Белла Ахмадулина как представитель периода «оттепели» в русской литературе XX века

Слайд 6«Глоток тепла средь ледяного мира…»
1937-2010

«Глоток тепла средь ледяного мира…» 1937-2010

Слайд 7Раскрепощённость, дерзость, безотчетность порыва, свобода были
атрибутами 60-х годов прошлого века, когда

в поэзию нашу не просто вошла, а буквально ворвалась молодая и необыкновенно талантливая Белла Ахмадулина.
Автор с обаятельно женственной, колдовской, обволакивающей интонацией.
У неё был поставленный от природы волшебный лирический голос, царственная осанка.
Всё это завораживало многочисленных поклонников её таланта и красоты. Её поэтический дар вызывал восхищение. Она была высочайшим мастером, писала настолько тонкие стихи, что они словно таяли, будто иней на ладошке.
Раскрепощённость, дерзость, безотчетность порыва, свобода былиатрибутами 60-х годов прошлого века, когда в поэзию нашу не просто вошла,

Слайд 8Детство и юность

Детство и юность

Слайд 9Изабелла Ахатовна Ахмадулина появилась на свет в апреле 1937 года в

Москве, в интеллигентной и состоятельной семье. Её отец занимал пост заместителя министра, мама служила переводчицей в звании майора КГБ. 
Имя Изабелла девочке дала родная бабушка Надежда Митрофановна. В 1930-ые годы в Советском Союзе была очень популярна Испания и всё, что с ней связано. Поэтому мама будущей поэтессы подыскивала испанское имя для дочери. Бабушка решила, что Изабелла – именно то, что нужно. Так появилась на свет Изабелла Ахмадулина. Как позже написала в мемуарах поэтесса, она «вовремя спохватилась» и сократила своё имя до Белла.
Изабелла Ахатовна Ахмадулина появилась на свет в апреле 1937 года в Москве, в интеллигентной и состоятельной семье.

Слайд 10В Белле Ахмадулиной смешалась кровь разных национальностей: татарская по линии отца,

российско-итальянская – по маме. Бабушка по маминой линии Надежда Митрофановна оказала большое влияние на девочку. Так как родители были занятыми людьми, внучка часто оставалась на её попечении. Именно она научила Беллу чтению, привила ей любовь к классической литературе, читая не только сказки, но и произведения Гоголя с Пушкиным.
В Белле Ахмадулиной смешалась кровь разных национальностей: татарская по линии отца, российско-итальянская – по маме. Бабушка по

Слайд 11.
В годы войны отец Беллы ушел на фронт. Девочку отправили в

Казань, где проживала её вторая бабушка по отцовской линии. В Казани Ахмадулина заболела и имела все шансы умереть, если бы не подоспевшая вовремя мама. Сразу же после окончания войны Белла вместе с матерью вернулась в столицу и отправилась в школу. Училась она с неохотой, часто пропускала уроки и отдавала предпочтения лишь занятиям литературы. Ахмадулина была очень начитанной для своего возраста девочкой и с ранних лет писала без грамматических ошибок.
.В годы войны отец Беллы ушел на фронт. Девочку отправили в Казань, где проживала её вторая бабушка

Слайд 12.
Первые стихи Беллы Ахмадулиной появились ещё в школьные годы. В 15

лет у неё уже прослеживался собственный стиль. Литературный дебют 18-летней поэтессы состоялся в журнале «Октябрь». А через 2 года, в 1957-ом, поэзия Ахмадулиной подверглась критике в газете «Комсомольская правда».

Стихи посчитали слишком манерными и старомодными,
не соответствую-щими духу советской эпохи.

.Первые стихи Беллы Ахмадулиной появились ещё в школьные годы. В 15 лет у неё уже прослеживался собственный

Слайд 13В школьные годы Белла Ахмадулина посещала занятия столичного Литобъединения. Уже тогда

она планировала связать свою жизнь с литературой. Родителям такие планы дочери не нравились: они мечтали видеть Беллу журналисткой. Дочь согласилась и отнесла документы в МГУ, на факультет журналистики. К сожалению (или всё же к счастью), Ахмадулина провалила вступительные экзамены. Тогда она, следуя всё тем же пожеланиям родителей, устроилась работать в газету «Метростроевец». Но публиковала там не только статьи, но и свои стихи.
В школьные годы Белла Ахмадулина посещала занятия столичного Литобъединения. Уже тогда она планировала связать свою жизнь с

Слайд 14На следующий год Белла Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала –

в Литературный институт. Но в 1959 году, когда в СССР грянул скандал с присуждением Борису Пастернаку Нобелевской премии, Ахмадулина отказалась подписывать письмо с осуждением «предателя родины». За это она была отчислена из вуза. Ахмадулиной удалось устроиться внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Вскоре главный редактор, пораженный талантом Беллы, поспособствовал её возвращению в Литературный институт. Ахмадулина с отличием окончила вуз в 1960 году.
На следующий год Белла Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала – в Литературный институт. Но в 1959

Слайд 15Творчество

Творчество

Слайд 16Ахмадулина считается одним из наиболее ярких поэтов, начавших творческий путь в

период «оттепели». Её творческая биография развивалась стремительно. В 1962 году появился её дебютный поэтический сборник «Струна». Талант поэтессы был сразу же отмечен признанными мэтрами, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Вместе с ними Белла Ахатовна Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере, читала свои произведения. Её лёгкие, воздушные стихи имели колоссальный успех.

Второй сборник стихов «Озноб» вышел в 1968 г. Через год появилась ещё одна книга, названная «Уроки музыки». Её сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы. Сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» следовали один за другим.

Ахмадулина считается одним из наиболее ярких поэтов, начавших творческий путь в период «оттепели». Её творческая биография развивалась стремительно.

Слайд 17В 1970-ые Белла Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и её

культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзий «Сны о Грузии». Белла Ахатовна переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.
В 1970-ые Белла Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и её культура произвели на поэтессу огромное впечатление.

Слайд 18Ахмадулина – автор множества талантливых эссе о выдающихся творческих личностях. Ею

написаны произведения о Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Владимире Высоцком и многих других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома.
В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создательниц «Метрополя» – неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были Андрей Сахаров, Лев Копелев, Владимир Войнович и многие другие. Заявления поэтессы в их защиту публиковала газета «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода».
Ахмадулина – автор множества талантливых эссе о выдающихся творческих личностях. Ею написаны произведения о Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой,

Слайд 19В 1993 году Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух»,

авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий». В 2001-ом Белла Ахатовна подписалась под письмом в защиту канала НТВ.
В 1993 году Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить

Слайд 20Белла Ахмадулина – знаменитый поэт-шестидесятник, блистает гранями своего литературного таланта в

необычайно тонких, психологически выверенных строчках. Самые обыденные вещи она облекает в изысканные одеяния и воспевает их. Стихи Ахмадулиной стилизованы под старинное звучание, они музыкальны, элегантны. Высокий поэтический слог – это бегство от реальности, от грубого мира.
Поэтесса наделяет обыденные предметы душой. Сад, свеча, балкон, дождь обретают зрение и личность.
Свой дар Ахмадулина воспринимает как муку, «казнь» и «пытку», но отказ от него равносилен небытию.
Ее лирика пронизана участием, состраданием и любовью к несчастным людям, убогим, сирым существам в человеческом обличье. Поэтесса Ахмадулина испытывала на себе действие критики по двум направлениям: официальной, которая ставила ей в вину манерность и трюкачество, и критики либеральной, допускающей "художества" в стихотворчестве. И те и другие доброхоты были порождением системы, и Белла их игнорировала.
Белла Ахмадулина – знаменитый поэт-шестидесятник, блистает гранями своего литературного таланта в необычайно тонких, психологически выверенных строчках. Самые

Слайд 21Ахмадулина проявила себя как подлинный реформатор стиха, прежде всего, рифмы, а

рифма — это, безусловно, важнейшая часть формы в силлабо-тоническом стихотворении. У Ахмадулиной практически нет банальных рифм. Все рифмы — неожиданные, новые, не повторяющиеся, почти не встречающиеся у других поэтов.
Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско - пастернаковской линии в русской поэзии».
По мнению биографа Ахмадулиной, Дмитрия Быкова, Белла Ахатовна с присущей ей мучительной греховностью и горьким самоосуждением продолжает поэтическую традицию Бориса Пастернака: обоих лирических поэтов и в жизни, и в стихах роднила высокопарность, выспренность, многословие, учтивость, застенчивость; эти качества, удивляя окружающих в обыденности, были «человеческими чертами среди бесчеловечности, глотком тепла средь ледяного мира».
Ахмадулина проявила себя как подлинный реформатор стиха, прежде всего, рифмы, а рифма — это, безусловно, важнейшая часть

Слайд 22Фильмография

Фильмография

Слайд 23Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах – «Живёт такой парень»

и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссёром которой был Василий Шукшин, вышла на экраны в 1959 году, когда Белле исполнилось 22 года. Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок. Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.
Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах – «Живёт такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина,

Слайд 24Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть лишь дважды, то

её стихи и песни на них появляются довольно часто, привнося в картину необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру. Примером могут послужить ставшие культовыми фильмы Эльдара Рязанова. В «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» звучит песня на стихи Беллы Ахатовны «По улице моей который год…», исполненная Аллой Пугачёвой. В «Жестоком романсе» героиня поёт «А напоследок я скажу». Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный Светланой Немоляевой в «Служебном романе» – тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб».
Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть лишь дважды, то её стихи и песни на них

Слайд 25Личная жизнь

Личная жизнь

Слайд 26О Белле Ахмадулиной ходили слухи как о роковой женщине. И действительно,

в нее влюблялись все, кто пообщался с ней хоть пять минут. Мужчины чувствовали ее недосягаемость, и это только разжигало страсть.
Первым законным мужем Беллы был Евгений Евтушенко, с которым она училась в Литинституте. Белле было 18 лет. Семейная жизнь двух поэтов проходила в ссорах и примирениях, прогулках по Москве и одаривании друг друга стихами. Евтушенко и Ахмадулина прожили вместе три года. Детей у них не было.

О Белле Ахмадулиной ходили слухи как о роковой женщине. И действительно, в нее влюблялись все, кто пообщался

Слайд 27Вторым супругом поэтессы стал Юрий Нагибин, писатель.
Влюбленность Нагибина была такой,

что во время выступления Беллы на сцене он не мог сидеть, вставал у стены и держался, чтобы не упасть от необъяснимой слабости в ногах. Брак с Нагибиным продолжался восемь лет. Прощание было болезненным, Белла даже написала стихи по этому поводу. В год расставания Ахмадулина взяла из детского дома девочку Аню. Удочерённая Анна получила отчество от Юрия Нагибина, хотя и не являлась его дочерью.
Вторым супругом поэтессы стал Юрий Нагибин, писатель. Влюбленность Нагибина была такой, что во время выступления Беллы на

Слайд 28Были у Ахмадулиной и романы, она встречалась с Василием Шукшиным, даже

снялась в его фильме "Живет такой парень", сыграв журналистку. Какое-то время жила с Эльдаром Кулиевым, сыном известного писателя Кайсына Кулиева. Брак был гражданским, но тем не менее у пары в 1973 году родилась дочь Лиза.
Были у Ахмадулиной и романы, она встречалась с Василием Шукшиным, даже снялась в его фильме

Слайд 29Затем, в 1974 году, Белла встретила Бориса Мессерера, театрального художника, который

стал ее третьим и последним мужем, с ним поэтесса прожила более тридцати пяти лет. Как-то так само собой получилось, что практичный Борис Мессерер взялся вести дела рассеянной супруги. Он приводил в порядок ее стихи, написанные на чем попало, в том числе и на салфетках. Белла была благодарна мужу за это. Жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной оказались под надежной защитой. Супруг поэтессы охранял сокровище и свое, и всей русской земли.
Затем, в 1974 году, Белла встретила Бориса Мессерера, театрального художника, который стал ее третьим и последним мужем,

Слайд 30Смерть

Смерть

Слайд 31Последние годы жизни Беллы Ахмадулиной были очень тяжелыми. Поэтесса болела. Она

могла передвигаться лишь на ощупь, потому что практически ослепла. Беллы Ахатовны не стало 29 ноября 2010 года. Она скончалась поздним вечером в автомобиле скорой помощи. Похоронена поэтесса на Новодевичьем кладбище в Москве.
В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет.
Последние годы жизни Беллы Ахмадулиной были очень тяжелыми. Поэтесса болела. Она могла передвигаться лишь на ощупь, потому

Слайд 33ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав основные черты политической и общественной жизни страны в 60-е годы

20-го века, рассмотрев особенности творчества поэтов-шестидесятников в целом и изучив жизнь и творчество одной из представительниц данной эпохи Беллы Ахатовны Ахмадулиной, я пришла к выводу, что поэзия периода оттепели была струёй свежего воздуха в стране, тяжело переживающей нравственные последствия сталинского террора.
Свой дар Ахмадулина воспринимала как муку, «казнь» и «пытку», но отказ от него был равносилен небытию.
В своем творчестве она раскрыла темы любви, бытия, духовной жизни, но в нем полностью отсутствовали социальные темы. Это отличало Беллу Ахмадулину от других поэтов-шестидесятников.
Она навсегда застыла особняком со своим изысканным высоким слогом.
9 февраля 2013 года, выступая на первом Съезде родителей, президент РФ В.В. Путин призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализировав основные черты политической и общественной жизни страны в 60-е годы 20-го века, рассмотрев особенности творчества поэтов-шестидесятников

Слайд 34СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


https://ru.wikipedia.org/wiki/Ахмадулина, Белла Ахатовна
2. Ахмадулина, Б.А. Избранное [Текст] / Б.А.

Ахмадулина. - М. : Эксмо, 2002. - 352 с.
3. Борис Мессерер «Промельк Беллы. Романтическая хроника».
М., АСТ, «Редакция Елены Шубиной», 2016
4. Из книги: Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. – Т.2. – М., 1998.
5. Из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. – М., 2000.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Ахмадулина, Белла Ахатовна2. Ахмадулина, Б.А. Избранное [Текст] / Б.А. Ахмадулина. - М. : Эксмо, 2002.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть