Презентация, доклад по литературе на тему А.С. Пушкин Капитанская дочка (7 класс)

Содержание

«В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её».Н. В. Гоголь

Слайд 1Фокеева Любовь Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №115 г.Екатеринбург
Литературная игра

по роману
А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
8 класс
УМК любой
Фокеева Любовь Николаевна учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ №115 г.ЕкатеринбургЛитературная игра по роману А.

Слайд 2
«В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как

бы лучше её».



Н. В. Гоголь
«В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её».Н. В. Гоголь

Слайд 3Предварительная подготовка : Класс делится на три команды, придумывают название, выбирают

капитана, готовят домашнее задание – инсценирование эпизода.

Цель: углубить понимание идейно-художественного богатства романа.
Задачи:
• учить разгадывать замысел автора; • развивать монологическую речь учащихся; • развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; • воспитывать чувство доброты, самопожертвования, сострадания;

Предварительная подготовка :  Класс делится на три команды, придумывают название, выбирают капитана, готовят домашнее задание –

Слайд 41 тур
О ком эти слова?

1 турО ком эти слова?

Слайд 5А) «Увидел я высокого барина, лет 35, с длинными усами, в

халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. Он играл с маркёром».

Б) «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки».

В) «Он был лет 40, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалось проседь; живые большие глаза так и бегали».

Г) «Он был ужасно худ и бледен. Волосы его недавно чёрные, как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».

Д) «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела она, бледная, худая, с растрёпанными волосами. Перед ней стоял кувшин воды, накрытый ломтём хлеба».
А) «Увидел я высокого барина, лет 35, с длинными усами, в халате, с кием в руке и

Слайд 6Е) «На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья

шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза».

Ж) «Вот уж как пятый год к нам переведён за смертоубийство».

З) «С тех пор жил он в своей симбирской деревне, где женился на девице, дочери бедного тамошнего дворянина».

И) «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие»
Е) «На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута

Слайд 7 Чьи это слова?
2 тур

Чьи это слова?  2 тур

Слайд 8А) «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи

пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт». Б) «Ради Бога успокойтесь! Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня». В) «Как завижу, бывало, рысьи шапки, да как заслышу визг, веришь, отец мой, сердце так и замрёт! А теперь так привыкла». Г) «Я присягал государыне императрице и тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург». Д) «Я? Писал на тебя доносы? Господи царю небесный! Так изволь-ка прочитать, что пишет ко мне барин».
А) «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда

Слайд 9Е) «В огороде летал, конопли клевал, швырнула бабушка камушком, да мимо». Ж)

«Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать». З) «Поезжай, матушка! Мы твоему счастью не помеха. Дай Бог тебе в женихи доброго человека, а не ошельмованного изменника». И) «Я убеждена в невиновности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти вашему свёкру».
Е) «В огороде летал, конопли клевал, швырнула бабушка камушком, да мимо».  Ж) «Нечего мне под старость

Слайд 10
3 тур
Вставьте пропущенное
слово

3 турВставьте пропущенное слово

Слайд 11«Генерал Р. писал : «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской

казак ???...»

Ты мне не государь, ты ??? и ???, слышишь ты!».

«И то правда,-сказал, смеясь Пугачёв .–Мои ??? не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их».

«Я жил ???, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

«Чему он научится, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай он послужит в армии, да ??? , да ??? , да будет солдат, а не шаматон.»

«Генерал Р. писал : «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак ???...»Ты мне не государь, ты

Слайд 12«Береги(,,,,,,), а честь смолоду».

«(,,,,,,,,,) лучше доброй ссоры».

«Будет дождик – будут и

(,,,,,,,,), а будут (,,,,,,,,) – будет и (,,,,,,,,)».

«Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там (,,,,,,)».
«Береги(,,,,,,), а честь смолоду».«(,,,,,,,,,) лучше доброй ссоры».«Будет дождик – будут и (,,,,,,,,), а будут (,,,,,,,,) – будет

Слайд 13 4 тур Расскажите сюжет

по картинке
4 тур  Расскажите  сюжет

Слайд 26 5 тур Домашнее задание. Инсценирование

эпизодов
5 тур Домашнее задание. Инсценирование

Слайд 27
Задание капитанам

Задание капитанам

Слайд 28Кто, Емельян Пугачёв или Екатерина II, по вашему мнению, больше заслуживает

характеристики «великодушный государь»?

Екатерина II

Емельян Пугачёв

Кто, Емельян Пугачёв или Екатерина II, по вашему мнению, больше заслуживает характеристики «великодушный государь»?Екатерина IIЕмельян Пугачёв

Слайд 296 тур Разгадайте

эпиграф
6 тур  Разгадайте

Слайд 30Из 17 эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», 10 заимствованы из народного

творчества. О ком эти эпиграфы? (аргументированный ответ)

Первой команде – к 7 главе «Приступ»:
Голова моя, головушка,
Голова послуживая!...

Второй команде – к 12 главе «Сирота»:
Как у нашей яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек…

Третьей команде – ко всему роману «Капитанская дочка»:
Береги честь смолоду

Из 17 эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», 10 заимствованы из народного творчества. О ком эти эпиграфы? (аргументированный

Слайд 317 тур Задание для аргументированного ответа
Можно ли назвать «Капитанскую дочку»…

1-ой команде:

бытовым романом?
2-ой команде: нравоучительным
романом?
3-ей команде: историческим романом?
7 тур  Задание для аргументированного ответаМожно ли назвать «Капитанскую дочку»…1-ой команде:  бытовым романом?2-ой команде:

Слайд 32Для чего же А.С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка» ?
Пётр Гринёв

– в самых тяжёлых ситуациях оставался верным присяге, смелым и искренним. Он жалеет изувеченного башкирца, осуждает русский бунт.
Маша Миронова – тихая и робкая капитанская дочка, живущая по правильным, благородным законам, стала победительницей в сложнейшей жизненной ситуации. Смелость, чувство ответственности за любимого, бескорыстие!
Капитан Миронов – не выслуживший за всю жизнь ни славы, ни богатства, но при этом честно и храбро служивший императрице.
Пугачёв – в котором Пушкин помогает увидеть не «бешенного пса», «исчадие ада», злодея и самозванца, а человека, верного дружбе, благородного и великодушного.


Для чего же А.С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка» ?Пётр Гринёв – в самых тяжёлых ситуациях оставался

Слайд 33Вывод:
История основана на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать

уроки.

А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку.
Вывод:История основана на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки.А литература указывает путь, по которому

Слайд 34Домашнее задание.
Написать сочинение.
Образ Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская

дочка».

Образ Савельича в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Образ Марьи Ивановны в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Образ капитана Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Образ Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Домашнее задание.Написать сочинение. Образ Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».Образ Савельича в романе А. С.

Слайд 35Источники
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:8 класс. – М.:ВАКО,2008.-512с.-(В помощь

школьному учителю).
http://cs306610.userapi.com/v306610402/82fc/bm7TUJNSh6k.jpg (Иллюстрация к 14 слайду метель)
http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/59/58150/img12.jpg (Иллюстрация к 15 слайду дуэль)
http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/forum/b/2013/03/193512.jpg (Иллюстрация к 16 слайду Гринёв ранен и за ним ухаживает Маша Миронова)
http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3325000/3324724-fc8fedf27ec15048.jpg (Иллюстрация к 18 слайду Гринёв отправляется на службу)
http://literatura5.narod.ru/pushkin_dochka3.jpg (Иллюстрация к 19 слайду Гринёв у капитана Миронова)
http://www.libex.ru/dimg/46344.jpg (Иллюстрация к 20 слайду)
http://ic.pics.livejournal.com/art_afrodiziak/24988835/1046284/1046284_original.jpg (Иллюстрация к 21 слайду казнь Пугачёва)
http://cor.edu.27.ru/dlrstore/c4dd21f7-2589-ac6b-50da-e5e6c86aa51c/images/11.gif (Иллюстрация к 22 слайду первая встреча Маши Мироновой и ЕкатериныII)
http://i263.photobucket.com/albums/ii148/fffloating3/198749.jpg (Иллюстрация к 23 слайду dnjhfz встреча Маши Мироновой и ЕкатериныII)
http://www.90557187_large_33 (Иллюстрация к 23 слайду Орёл и ворон) http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/42027d00.jpg&percenta= (Иллюстрация к 23 слайду Гринёв у Пугачёва)
http://susanin.udm.ru/upload/iblock/531/531e2fcf6b327534f073abb23f4f49cc.jpg (Иллюстрация к 28 слайду Екатерина II)
http://s4.afisha.net/Afisha7Files/UGPhotos/c71/c71d2db9-b069-4080-8af8-41f3ae523fea/p_F.jpg (Иллюстрация к 28 слайду Пугачёв)

ИсточникиЕгорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:8 класс. – М.:ВАКО,2008.-512с.-(В помощь школьному учителю).http://cs306610.userapi.com/v306610402/82fc/bm7TUJNSh6k.jpg (Иллюстрация к 14 слайду

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть