Слайд 2План:
а) роль французской речи в романе;
б) высшая знать Петербурга;
в) суть метода
“срывание всех и всяческих масок”;
г) значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.
Слайд 3САЛОН
КОМНАТА ДЛЯ ПРИЕМА ГОСТЕЙ В БОГАТОМ ДОМЕ, А ТАКЖЕ ОБЩАЯ ГОСТИНАЯ
В ОТЕЛЕ.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК ИЗ ЛЮДЕЙ ИЗБРАННОГО КРУГА, СОБИРАЮЩИЙСЯ В ДОМЕ КАКОГО-ЛИБО ЧАСТНОГО ЛИЦА.
Слайд 4На вечере у А.П.Шерер завязываются все нити романа. Разговоры в салоне
лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи, потому что именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, отсюда завязывается и основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа:
красота истинная и ложная,
общение,
любовь,
патриотизм,
проблема возможности мира во всем мире.
Слайд 5Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и
не умолкая шумели.
Л. Толстой
Слайд 6
-Вначале мы героев видим или слышим?
-Мы слышим героев, причем говорят они
по-французски.
-Вас не смущает, что идет война с Наполеоном, а в Петербурге высшая знать говорит по-французски?
-Зачем Л. Толстой вводит французскую речь?
Слайд 7САЛОН
Хозяйка
Говорили
и думали
деды
Французский
язык
Поведение
гостей
Гости
Центры
разговоров
Темы
разговоров
Виконт
Болконские
Мортемар
Пьер
управляет
контролирует
Говорят
все гости
Знают
в совершенстве
Слайд 8Значение французской речи в романе.
Это подчёркивает незнание героями родного языка.
Французский язык
есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Слова Пьера, хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски. Реплики князя Андрея тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует речь Наполеона.
Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык.
Слайд 9Авторское отношение к нормам жизни
светского общества
Светские вечера, сплетни, богатство, балы
– это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.
Слайд 11Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость
ИППОЛИТ КУРАГИН
Слайд 12С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся…
КНЯЗЬ АНДРЕЙ
Слайд 13…светлое выражение плоского лица
КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ
Слайд 14Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице…
АННА ПАВЛОВНА
Слайд 15Перед нами маски, так как в течение вечера их выражение не
меняется. Л. Толстой передает это с помощью эпитетов “неизменяющаяся”, “неизменно”, “постоянно”.
Литературоведы говорят о методе срывания Л. Толстым “всех и всяческих масок”
Слайд 16ГЕРОИ
Какой предмет охарактеризовал бы героя?
Какова цель приезда героя к Анне
Павловне, манера действующего лица говорить?
Князь Василий
Элен
Ипполит
Виконт
Княгиня
Болконская
Князь Андрей
Пьер
Княгиня
Друбецкая
звезды
маска
“бриллиантовое”
ожерелье
ридикюль
с шитьем
носовой платок
пенсне
лорнет
портрет
Наполеона
Слайд 17“ Метод срывания всех и всяческих масок”: мы почти не видим
искренних, живых людей, писатель говорит об отсутствии духовности у большинства гостей и у самой хозяйки.
Слайд 18Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.
-Здесь Пьер увидел Элен,
которая впоследствии станет его женой.
-Анатоля Курагина решают женить на Марье Болконской.
-Князь Андрей готовится идти на войну.
-Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой.
-Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.
Слайд 19Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества:
Приём сопоставления.
Прием
противопоставления.
«Срывание всех и всяческих масок».
Слайд 20Домашнее задание:
Прочитать 7-17 главы.
Анализ эпизода «Именины Наташи Ростовой».