Презентация, доклад по литературе на тему Анализ лирики

Содержание

Как вы думаете, легко ли прочитать и понять стихотворение?Что нужно, чтобы правильно прочитать и хорошо понять стихотворение?

Слайд 1как читать и понимать стихотворения?

как читать  и понимать  стихотворения?

Слайд 2Как вы думаете, легко ли прочитать и понять стихотворение?
Что нужно, чтобы

правильно прочитать и хорошо понять стихотворение?
Как вы думаете, легко ли прочитать и понять стихотворение?Что нужно, чтобы правильно прочитать и хорошо понять стихотворение?

Слайд 3Наши сегодняшние задачи:
Внимательно прочитать стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».
Поразмышлять о

каждой строфе этого стихотворения и постепенно открыть основные этапы анализа стихотворения.

Наши сегодняшние задачи:Внимательно прочитать стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».Поразмышлять о каждой строфе этого стихотворения и постепенно

Слайд 4Сегодня мы познакомимся со стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». Что

вы уже знаете о поэте?
Сегодня мы познакомимся со стихотворение Александра Сергеевича Пушкина  «Зимнее утро». Что вы уже знаете о поэте?

Слайд 5Зимнее Михайловское – родные места поэта. Именно здесь создавалось стихотворение «Зимнее

утро».
Зимнее Михайловское – родные места поэта. Именно здесь создавалось стихотворение «Зимнее утро».

Слайд 6Заглавие стихотворения
Вы еще не читали стихотворение, которое названо «Зимнее утро», но

уже можете передать свои первые ожидания, ощущения, настроившись пока только на название.
«Зимнее». Какие ассоциации рождаются у вас, когда вы произносите это слово?
«Утро». Создайте подобную ассоциативную цепочку.

Заглавие стихотворенияВы еще не читали стихотворение, которое названо «Зимнее утро», но уже можете передать свои первые ожидания,

Слайд 7Давайте прослушаем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина как музыку – с закрытыми

глазами

Постарайтесь «увидеть» картину, которую создал поэт в своём стихотворении

Давайте прослушаем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина как музыку – с закрытыми глазамиПостарайтесь «увидеть» картину, которую создал поэт

Слайд 8Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора,

красавица. Проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Зимнее утроМороз и солнце; день чудесный!Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -Пора, красавица. Проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной

Слайд 9Наше первое впечатление
Что вы увидели «внутренним взором», когда звучало стихотворение

- опишите словами вашу картину.
Каким настроением проникнута эта воображаемая картина?
Почему оказалось невозможно создать лишь одну – одинаковую для всех – картину? Что в стихотворении Пушкина не позволило вам это сделать?

Наше первое впечатление Что вы увидели «внутренним взором», когда звучало стихотворение - опишите словами вашу картину.Каким настроением

Слайд 10Как вы думаете, почему так важно первое впечатление от стихотворения?
Начнем

создавать алгоритм (последовательность основных этапов) анализа стихотворения: как вы предлагаете назвать наш первый шаг в открытии мира стихотворения?
Что нужно, чтобы пройти этот первый этап?
Как вы думаете, почему так важно первое впечатление от стихотворения? Начнем создавать алгоритм (последовательность основных этапов) анализа

Слайд 11Мир первой строфы
«Мороз и солнце!» Самая первая строка уже настраивает нас

на восприятие стихотворения. Чем интересна первая строка?
Каким настроением проникнута первая строфа стихотворения?
Цвет или свет создает атмосферу мира этой строфы?
Прислушайтесь к звучанию поэтических строк. Какие звуки вы слышите прежде всего? Какое настроение, какую атмосферу они создают?

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица. Проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Мир первой строфы«Мороз и солнце!» Самая первая строка уже настраивает нас на восприятие стихотворения. Чем интересна первая

Слайд 12Лирический герой Пушкина
Выглянул в окно, увидел «мороз и солнце», и сразу

ответный отклик – «День чудесный!» Что вы можете сказать о чувствах лирического героя Пушкина, его внутреннем мире?
«Открой», «явись», «проснись». Посмотрите, как много глаголов повелительного наклонения, чьё значение – призыв. Как вы думаете, что эти глаголы открывают нам в лирическом герое Пушкина?

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица. Проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Лирический герой ПушкинаВыглянул в окно, увидел «мороз и солнце», и сразу ответный отклик – «День чудесный!» Что

Слайд 13Прошедший вечер


Какие слова в большей степени передают атмосферу вечера?
«На мутном

небе мгла носилась», но ведь можно сказать и так: «На мутном небе тьма носилась». Почему не «тьма», а именно «мгла»?
«Мутном», «бледная», «желтела» - так «окрашен» вечер в стихотворении. Какое настроение создают такие краски и почему?
А теперь всмотритесь в картину вечера еще раз – какое движение вы ощущаете в этой картине?
Каково состояние человека в этом мире?

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче…погляди в окно:

Прошедший вечер Какие слова в большей степени передают атмосферу вечера?«На мутном небе мгла носилась», но ведь можно

Слайд 14Почему стихотворение, названное «Зимнее утро», включает описание прошедшего вьюжного и мрачного

вечера?
Почему стихотворение, названное «Зимнее утро», включает описание прошедшего вьюжного и мрачного вечера?

Слайд 15«А нынче… погляди в окно»
Почему после «нынче» стоит многоточие?
Перечитаем третью

строфу:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
«А нынче… погляди в окно»Почему после «нынче» стоит многоточие? Перечитаем третью строфу:

Слайд 16

В первой строфе радость была яркой, феерической, а здесь – какой

оттенок этого настроения вы ощутили?
Как вы думаете, почему зима в этой строфе стихотворения Пушкина оказывается разноцветной?
Почему описание мира в этой строфе такое детально подробное?
Пушкинская речь удивительно пластична. Найдите в этой строфе сравнение и объясните, почему для поэта оказалось важно именно такое сравнение?

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

В первой строфе радость была яркой, феерической, а здесь – какой оттенок этого настроения вы ощутили?Как вы

Слайд 17Какая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к третьей строфе

стихотворения Пушкина? Защитите свой выбор.
Какая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к третьей строфе стихотворения Пушкина? Защитите свой выбор.

Слайд 18Мир человеческого Дома
Обратимся к четвёртой строфе:

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Мир человеческого ДомаОбратимся к четвёртой строфе:      Вся комната янтарным блеском

Слайд 19Бесконечность великолепной зимней равнины сменяется в четвертой строфе пространством человеческого дома.

Почему для поэта оказалось важным изменить художественное пространство?



Бесконечность великолепной зимней равнины сменяется в четвертой строфе пространством человеческого дома. Почему для поэта оказалось важным изменить

Слайд 20
Перечитайте эти строки и вслушайтесь в их звучание:
Вся комната янтарным блеском


озарена.Весёлым треском
трещит затопленная печь.
В черновом варианте в стихотворении был «конь вороной», «арабский скакун». Почему в окончательном всё же именно она – «кобылка бурая»?

Перечитайте эти строки и вслушайтесь в их звучание:Вся комната янтарным блеском озарена.Весёлым треском трещит затопленная печь.В черновом

Слайд 21
Давайте еще раз перечитаем последнюю строфу и передадим в чтении ее

настроение:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Представьте, что вы оказались в художественном мире этой строфы. Какие ваши ощущения, какое настроение и почему?
Почему вместе с радостью в этой строфе сквозит лёгкая печаль – с чем связана эта печаль?

Давайте еще раз перечитаем последнюю строфу и передадим в чтении ее настроение:Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся

Слайд 22«Поля пустые», «леса, недавно столь густые». А еще так недавно поля

и леса были иными. Почему эта изменчивость мира становится для Пушкина источником печали – хотя и лёгкой, светлой?



«Поля пустые», «леса, недавно столь густые». А еще так недавно поля и леса были иными. Почему эта

Слайд 23
В рамках одной строфы дважды появляется эпитет «милый». Постарайтесь объяснить, что

и почему этот эпитет объединяет?
В первой строфе любимая названа «друг прелестный», в последней – «друг милый». Постарайтесь уловить эту разницу содержания: «прелестный» - «милый».

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

В рамках одной строфы дважды появляется эпитет «милый». Постарайтесь объяснить, что и почему этот эпитет объединяет?В первой

Слайд 24Давайте вспомним всё, что мы делали
первое прочтение
стихотворения
Что прежде всего поразило
в

стихотворении, обратило
на себя внимание?

первые размышления
о заглавии
стихотворения

Давайте вспомним всё, что мы делалипервое прочтениестихотворенияЧто прежде всего поразило в стихотворении, обратило на себя внимание?первые размышленияо

Слайд 25что прежде всего привлекло
внимание, поразило в
стихотворении?
смена настроения
в каждой

строфе

созданные
в стихотворении
образы

изображённые
в стихотворении
картины

что прежде всего привлекло внимание, поразило в стихотворении?смена настроения в каждой строфесозданные в стихотворенииобразыизображённыев стихотворениикартины

Слайд 26настроение
Каким настроением
проникнуто
стихотворение?
Меняется ли настроение
на протяжении
стихотворения?
Как и

почему?

Что поэту помогло
создать именно
такое настроение
(слова, поэтические
образы)?

Как личность поэта
отразилась в настроении
стихотворения?

настроениеКаким настроением проникнуто стихотворение?Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? Как и почему?Что поэту помогло создать именно такое

Слайд 27Изображенные в
стихотворении
картины
Чем интересна
изображенная в
стихотворении
картина?
Что поэту помогло
создать
картину

именно
такой?

Как звучит
изображенный
в стихотворении
мир?

Как помогают
цвет и свет создать
настроение, передать
своеобразие
картины?

Какая авторская мысль,
какие чувства автора
отражены в
созданной картине?

Изображенные в стихотворениикартиныЧем интересна изображенная в стихотворении картина?Что поэту помогло создатькартину именнотакой?Как звучит изображенныйв стихотворении мир?Как помогают

Слайд 28Какая авторская мысль,
какое чувство
выражено в созданных
образах?
Что помогло создать
поэтические образы
именно такими
(слова, знаки

препинания,
средства выразительности речи)

В чём своеобразие
созданных в
стихотворении
образов?

Поэтические образы,
помогающие ощутить мысли
и чувства поэта

Какая авторская мысль,какое чувствовыражено в созданныхобразах?Что помогло создатьпоэтические образыименно такими(слова, знаки препинания, средства выразительности речи)В чём своеобразие

Слайд 29Вернёмся к названию
Давайте еще раз обратимся к названию стихотворения. Мы с

вами ощутили движение картин в этом стихотворении, разнообразие чувств – даже на уровне оттенков, полутонов. Почему это разнообразие обобщено в названии – «Зимнее утро».

Вернёмся к названиюДавайте еще раз обратимся к названию стихотворения. Мы с вами ощутили движение картин в этом

Слайд 30Постарайтесь прочесть стихотворение, отразив в чтении ваше понимание, ваши чувства.
Мороз и

солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица. Проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Постарайтесь прочесть стихотворение, отразив в чтении ваше понимание, ваши чувства.Мороз и солнце; день чудесный!Ещё ты дремлешь, друг

Слайд 31Что нужно, чтобы правильно прочитать и хорошо понять стихотворение?

Что нужно, чтобы правильно прочитать и хорошо понять стихотворение?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть