Презентация, доклад по литературе на тему: Анализ рассказа Телеграмма (8 класс)

Содержание

Даниил Гранин о К.Паустовском«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель в жизни. И лично на

Слайд 1Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)
Рассказ «Телеграмма»

Константин Георгиевич Паустовский  (1892-1968)Рассказ «Телеграмма»

Слайд 2Даниил Гранин о К.Паустовском
«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к

литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель в жизни. И лично на меня большое влияние оказали человеческие, нравственные стороны его характера».
Что в оценке Д. Гранина показалось вам важным, значительным?
Даниил Гранин о К.Паустовском«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно,

Слайд 3На прошлом уроке мы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”.
Паустовский –

мастер короткого рассказа, в небольшом по объему произведений он мог выразить всю глубину проблематики. Какие же проблемы поднимает в своем рассказе Паустовский мы постараемся выяснить.


На прошлом уроке мы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”.Паустовский – мастер короткого рассказа, в небольшом по

Слайд 4Композиция рассказа
Экспозиция рассказа «Телеграмма» - описание окружающей природы и представление читателям

жизни Катерины Петровны.
Завязка – вопрос Тихона к Катерине Петровне о ее дочери.
Жизнь Насти в Ленинграде, ожидание старушкой приезда дочери, стук в давно не открывавшуюся калитку в доме Катерины Петровны, написание ею письма, получение письма Настей – все это развитие действия.
Кульминация – это получение Настей телеграммы от Тихона.
Развязка – смерть Катерины Петровны и ее похороны.
Эпилог – приезд Насти, ее боль, раскаяние.

Композиция рассказаЭкспозиция рассказа «Телеграмма» - описание окружающей природы и представление читателям жизни Катерины Петровны.Завязка – вопрос Тихона

Слайд 5- Вспомните, как начинается рассказ?
“Октябрь был на радость холодный, ненастный. Тесовые

крыши почернели”, т.е. создается особый эмоциональный настрой.
Рассказ начинается с описания природынеслучайно. Природа в рассказе, является не просто фоном, она создает настроение. Осенний пейзаж дан в рассказе, как холодный и ненастный: “маленький подсолнечник всё доцветал и не могу доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звезды прощительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший, которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной ночи”.
Все описываемые события происходят холодной осенью, но это слово многозначно!

- Вспомните, как начинается рассказ?“Октябрь был на радость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели”, т.е. создается особый эмоциональный

Слайд 6Сопоставляется человеческая жизнь и жизнь природы: “Она задохнулась, остановилась у старого

дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был её клён. Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”.
Здесь сопоставлена жизнь Катерины Петровны и клёна (прием психологического параллелизма).

Сопоставляется человеческая жизнь и жизнь природы: “Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую

Слайд 7Проблема рассказа
- Что такое проблема, проблематика художественного произведения?
Проблема – вопрос, поставленный

в художественном произведении.
Проблематика – совокупность изображенных в художественном тексте проблем.
- Какие же проблемы раскрывает Паустовский в своем произведении?
Проблема взаимоотношений матери и дочери
Проблема милосердия/ равнодушия
Жизнь человека в старости
- Какая из них самая главная?

Проблема рассказа- Что такое проблема, проблематика художественного произведения?Проблема – вопрос, поставленный в художественном произведении.Проблематика – совокупность изображенных

Слайд 8Взаимоотношения матери и дочери – Насти.
“Настя, дочь Катерины Петровны и единственный

родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала 3 года назад”!
Ей кажется, что деньги, которые присылает Настя раз в 3 месяца, пахнут её духами (она скучает, тоскует)
- Каков характер взаимоотношений Катерины Петровны и Насти?
Сложный. Катерина Петровна доживала свой век, Настя вела кипучую жизнь.
- Почему Катерина Петровна решается написать дочери?
чувствует приближение смерти (Чтение эпизода “Письмо матери”)
Это послание поражает тем, что старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближении смерти, упоминает не о знакомых, как обычно это делают в письме, а о саде, об осени.

Взаимоотношения матери и дочери – Насти.“Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде.

Слайд 9Мир природы – это родная земля Катерины Петровны, та самая земля

в которую ей скоро суждено было лечь навсегда.
И природа, провожая её в последний путь, принарядилась: “Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое...”
А на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде есть описания природы? Их почти нет.

Мир природы – это родная земля Катерины Петровны, та самая земля в которую ей скоро суждено было

Слайд 10- Как вы думаете, почему рассказ называется “Телеграмма”? - Что означает

слово “телеграмма”?
Сигнал SOS, сигнал тревоги. Телеграмма посылается людьми в экстремальных случаях, с телеграммой связано чувство тревоги.
Тихон отправляет две телеграммы: но они не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадалась, кто отправил телеграмму, а Настя не успела попросить прощения у матери.
Своему рассказу Паустовский дает такое заглавие неслучайно. Его рассказ – это и есть телеграмма, которая обращена к читателям.
Телеграмма – предупреждение: не забывайте о самых близких людях, будьте человечными, милосердными.

- Как вы думаете, почему рассказ называется “Телеграмма”? - Что означает слово “телеграмма”?Сигнал SOS, сигнал тревоги. Телеграмма

Слайд 11“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,

– это мать”.  М.Горький
“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”.   М.Горький

Слайд 12Словарь
Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других
Совесть – чувство моральной

ответственности за свое поведение

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек
Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся

СловарьСочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью другихСовесть – чувство моральной ответственности за свое поведение Нравственность –

Слайд 13Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной, которая

одиноко переживала свою старость

В очерке «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза» писатель рассказывает о переживаниях старой женщины, которая была совсем одинока, хотя в Ленинграде жила ее дочь.
В рассказе «Телеграмма» Настя – действующее лицо. Ей автор посвятил серединную часть рассказа.
Зачем он это сделал? Зачем понадобилась эта часть?

Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной, которая одиноко переживала свою старость В очерке

Слайд 14Настя– Сольвейг?
Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось

ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.
Настя праздник устраивает, но глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.)
Что настораживает в описании героини?
Настя– Сольвейг?Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в

Слайд 15Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний Насти
Эпитеты из ленинградских пейзажей
Косо (летел

снег)
Темная (вода Невы)
Водянистый (снег)
Серая (изморозь)
Хмурое (небо)
Хлеставший в лицо (снег)

Закрой правую сторону. Почему такой унылый пейзаж?
Какова роль кратких пейзажных описаний?

Слова Насти, адресованные маме

-Куда там сейчас ехать!.. Разве отсюда вырвешься!
-Какая Катя?..Какой Тихон?
-Это так… От одной знакомой…
-Поздно! Маму я уже не увижу.
«Что же это, мама? Что?..Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила.»
Как и почему происходит прозрение в героине?

Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний НастиЭпитеты из ленинградских пейзажейКосо (летел снег)Темная (вода Невы)Водянистый (снег)Серая (изморозь)Хмурое (небо)Хлеставший

Слайд 16Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести?
Как описан

образ Гоголя в рассказе? Какие детали кажутся самыми яркими?
Почему писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти?
(Гоголь в рассказе по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).
Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести?Как описан образ Гоголя в рассказе? Какие детали

Слайд 17Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого персонажа.


Даша-курьерша
Какие эпитеты характеризуют ее?
Почему?
Как вы их понимаете?
Обрати внимание на деталь в поведении Даши: она,» ухмыляясь» подала телеграмму. Почему «ухмыляясь»?

Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого персонажа.  Даша-курьерша Какие эпитеты характеризуют ее?

Слайд 18Тихон в отличии от Насти проявил человечность, чуткость, заботу, милосердие преподнёс

урок нравственности девочке Манюшке: « А ты смотри, дура, за добро плати добром, не будь пустельгой».
Почему эти слова обращены именно к Манюшке? Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь.
- Не будь пустельгой - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного - это и авторское напутствие всем читателям.
Какую библейскую заповедь нарушила Настя?    

Тихон в отличии от Насти проявил человечность, чуткость, заботу, милосердие преподнёс урок нравственности девочке Манюшке: « А

Слайд 19Зачем человеку дана совесть?
-Совесть может предотвратить плохой поступок. Совесть дана человеку

для того, чтобы контролировать свои поступки, исправить недостатки.
Какие – то факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?
Бросив всё, она наконец-то поехала к матери; «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти ) рассвет», уехала» крадучись» (стыдно было перед людьми). И не зря ей казалось, что «никто, кроме самой Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести». Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни её придётся испытывать это чувство вины.

Зачем человеку дана совесть?-Совесть может предотвратить плохой поступок. Совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки,

Слайд 20Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания

памяти своего деда. Тогда связь времён и поколений не прервалась бы, Настя стала бы значимой на земле своих предков. А Катерина Петровна не терзалась бы вопросом: что будет с домом после её смерти.
К.Г.Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, всё же верит в её искреннее раскаяние. Не случайно значение имени Настя (греч) – воскрешающая.

Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего деда. Тогда связь времён

Слайд 21Стихотворение «Заболела мать»:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая

женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли
Вот попробуй всех вас собери!
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте – заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь ….
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
Стихотворение «Заболела мать»:   По ночам звучит надрывный кашель, Старенькая женщина слегла. Много лет она в

Слайд 22Домашнее задание
Написать сочинение на тему:
«Испытание на истинную человечность» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»).

2)

«Пока не стало поздно» (по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»).

3) «Поступок, за который я себя осуждаю».
(сочинение-рассуждение с небольшой опорой на рассказ К.Паустовского)
Домашнее заданиеНаписать сочинение на тему: «Испытание на истинную человечность» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»).2) «Пока не стало поздно» (по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»).3)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть