Слайд 1Константин Георгиевич Паустовский
(1892-1968)
Рассказ «Телеграмма»
Слайд 2Даниил Гранин о К.Паустовском
«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к
литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель в жизни. И лично на меня большое влияние оказали человеческие, нравственные стороны его характера».
Что в оценке Д. Гранина показалось вам важным, значительным?
Слайд 3На прошлом уроке мы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”.
Паустовский –
мастер короткого рассказа, в небольшом по объему произведений он мог выразить всю глубину проблематики. Какие же проблемы поднимает в своем рассказе Паустовский мы постараемся выяснить.
Слайд 4Композиция рассказа
Экспозиция рассказа «Телеграмма» - описание окружающей природы и представление читателям
жизни Катерины Петровны.
Завязка – вопрос Тихона к Катерине Петровне о ее дочери.
Жизнь Насти в Ленинграде, ожидание старушкой приезда дочери, стук в давно не открывавшуюся калитку в доме Катерины Петровны, написание ею письма, получение письма Настей – все это развитие действия.
Кульминация – это получение Настей телеграммы от Тихона.
Развязка – смерть Катерины Петровны и ее похороны.
Эпилог – приезд Насти, ее боль, раскаяние.
Слайд 5- Вспомните, как начинается рассказ?
“Октябрь был на радость холодный, ненастный. Тесовые
крыши почернели”, т.е. создается особый эмоциональный настрой.
Рассказ начинается с описания природынеслучайно. Природа в рассказе, является не просто фоном, она создает настроение. Осенний пейзаж дан в рассказе, как холодный и ненастный: “маленький подсолнечник всё доцветал и не могу доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звезды прощительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший, которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной ночи”.
Все описываемые события происходят холодной осенью, но это слово многозначно!
Слайд 6Сопоставляется человеческая жизнь и жизнь природы: “Она задохнулась, остановилась у старого
дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был её клён. Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”.
Здесь сопоставлена жизнь Катерины Петровны и клёна (прием психологического параллелизма).
Слайд 7Проблема рассказа
- Что такое проблема, проблематика художественного произведения?
Проблема – вопрос, поставленный
в художественном произведении.
Проблематика – совокупность изображенных в художественном тексте проблем.
- Какие же проблемы раскрывает Паустовский в своем произведении?
Проблема взаимоотношений матери и дочери
Проблема милосердия/ равнодушия
Жизнь человека в старости
- Какая из них самая главная?
Слайд 8Взаимоотношения матери и дочери – Насти.
“Настя, дочь Катерины Петровны и единственный
родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала 3 года назад”!
Ей кажется, что деньги, которые присылает Настя раз в 3 месяца, пахнут её духами (она скучает, тоскует)
- Каков характер взаимоотношений Катерины Петровны и Насти?
Сложный. Катерина Петровна доживала свой век, Настя вела кипучую жизнь.
- Почему Катерина Петровна решается написать дочери?
чувствует приближение смерти (Чтение эпизода “Письмо матери”)
Это послание поражает тем, что старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближении смерти, упоминает не о знакомых, как обычно это делают в письме, а о саде, об осени.
Слайд 9Мир природы – это родная земля Катерины Петровны, та самая земля
в которую ей скоро суждено было лечь навсегда.
И природа, провожая её в последний путь, принарядилась: “Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое...”
А на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде есть описания природы? Их почти нет.
Слайд 10- Как вы думаете, почему рассказ называется “Телеграмма”? - Что означает
слово “телеграмма”?
Сигнал SOS, сигнал тревоги. Телеграмма посылается людьми в экстремальных случаях, с телеграммой связано чувство тревоги.
Тихон отправляет две телеграммы: но они не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадалась, кто отправил телеграмму, а Настя не успела попросить прощения у матери.
Своему рассказу Паустовский дает такое заглавие неслучайно. Его рассказ – это и есть телеграмма, которая обращена к читателям.
Телеграмма – предупреждение: не забывайте о самых близких людях, будьте человечными, милосердными.
Слайд 11“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,
– это мать”.
М.Горький
Слайд 12Словарь
Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других
Совесть – чувство моральной
ответственности за свое поведение
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек
Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся
Слайд 13Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной, которая
одиноко переживала свою старость
В очерке «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза» писатель рассказывает о переживаниях старой женщины, которая была совсем одинока, хотя в Ленинграде жила ее дочь.
В рассказе «Телеграмма» Настя – действующее лицо. Ей автор посвятил серединную часть рассказа.
Зачем он это сделал? Зачем понадобилась эта часть?
Слайд 14Настя– Сольвейг?
Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось
ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.
Настя праздник устраивает, но глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.)
Что настораживает в описании героини?
Слайд 15Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний Насти
Эпитеты из ленинградских пейзажей
Косо (летел
снег)
Темная (вода Невы)
Водянистый (снег)
Серая (изморозь)
Хмурое (небо)
Хлеставший в лицо (снег)
Закрой правую сторону. Почему такой унылый пейзаж?
Какова роль кратких пейзажных описаний?
Слова Насти, адресованные маме
-Куда там сейчас ехать!.. Разве отсюда вырвешься!
-Какая Катя?..Какой Тихон?
-Это так… От одной знакомой…
-Поздно! Маму я уже не увижу.
«Что же это, мама? Что?..Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила.»
Как и почему происходит прозрение в героине?
Слайд 16Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести?
Как описан
образ Гоголя в рассказе? Какие детали кажутся самыми яркими?
Почему писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти?
(Гоголь в рассказе по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).
Слайд 17Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого персонажа.
Даша-курьерша
Какие эпитеты характеризуют ее?
Почему?
Как вы их понимаете?
Обрати внимание на деталь в поведении Даши: она,» ухмыляясь» подала телеграмму. Почему «ухмыляясь»?
Слайд 18Тихон в отличии от Насти проявил человечность, чуткость, заботу, милосердие преподнёс
урок нравственности девочке Манюшке: « А ты смотри, дура, за добро плати добром, не будь пустельгой».
Почему эти слова обращены именно к Манюшке? Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь.
- Не будь пустельгой - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного - это и авторское напутствие всем читателям.
Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
Слайд 19Зачем человеку дана совесть?
-Совесть может предотвратить плохой поступок. Совесть дана человеку
для того, чтобы контролировать свои поступки, исправить недостатки.
Какие – то факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?
Бросив всё, она наконец-то поехала к матери; «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти ) рассвет», уехала» крадучись» (стыдно было перед людьми). И не зря ей казалось, что «никто, кроме самой Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести». Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни её придётся испытывать это чувство вины.
Слайд 20Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания
памяти своего деда. Тогда связь времён и поколений не прервалась бы, Настя стала бы значимой на земле своих предков. А Катерина Петровна не терзалась бы вопросом: что будет с домом после её смерти.
К.Г.Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, всё же верит в её искреннее раскаяние. Не случайно значение имени Настя (греч) – воскрешающая.
Слайд 21Стихотворение «Заболела мать»:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая
женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли
Вот попробуй всех вас собери!
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте – заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь ….
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
Слайд 22Домашнее задание
Написать сочинение на тему:
«Испытание на истинную человечность» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»).
2)
«Пока не стало поздно» (по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»).
3) «Поступок, за который я себя осуждаю».
(сочинение-рассуждение с небольшой опорой на рассказ К.Паустовского)