Слайд 1 Радищев Александр Николаевич
Выполнили
ученицы 9 класса
Манукян Карина
Боброва Юлия.
Руководитель
Л.П.Рябич
Слайд 2Радищев привлекает наше внимание не только как великий революционный мыслитель, но
как замечательный мастер слова, выдающийся художник-писатель.
Слайд 3«Путешествие из Петербурга в Москву» представляет собой далеко не заурядное художественное
произведение. Это вовсе не политический трактат, лишь условно оформленный беллетристически; это книга глубокая и совершенная в непосредственно эстетическом смысле, а не только в отношении чисто идейном.
Слайд 4Радищев – один из наиболее ярких представителей европейского сентиментализма, хотя именно
в его творчестве человек понимается в его социальном функционировании, что поднимает Радищева выше его западных учителей и в этом вопросе. Классические правила и образцы для Радищева не существуют; он хочет писать о настоящей жизни и настоящих людях.
создания
"Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева
Слайд 6Первые очерки
В 1785-1786 гг. Радищев создает несколько очерков на разные
темы. На этом этапе Радищев, судя по всему, еще не думает о цельном, крупном художественном произведении. Пока он ограничивается очерками.
Слайд 8Так, в 1785 году Радищев пишет очерк о крестьянах, которых продают
с торгов за долги помещика (сцена из главы "Медное").
В 1786 году Радищев составляет очерк об истории цензуры - "Краткое повествование о происхождении цензуры" (входит в главу "Торжок"). В том же году он пишет очерк о безразличном "начальнике", которого подчиненные не решаются разбудить (сцена из главы "Чудово").
Слайд 9Идея о написании книги
Написав несколько очерков, Радищеву приходит идея изобразить
все отрицательные стороны жизни русского народа в одной книге.
Радищев объединяет мелкие очерки в одно произведение в жанре путешествия. Идею он заимствует у Стерна, автора "Сентиментального путешествия".
Слайд 11В 1789 году Радищев заканчивает свою книгу, которой дает название "Путешествие
из Петербурга в Москву. Три самых первых очерка Радищев включает в текст глав "Чудово", "Торжок и "Медное".
Слайд 12 ПЕШКИ
Сколь мне ни хотелось поспешать в окончании моего
путешествия, но, по пословице, голод — не свой брат — принудил меня зайти в избу и, доколе не доберуся опять до рагу, фрикасе, паштетов и прочего французского кушанья, на отраву изобретенного, принудил меня пообедать старым куском жареной говядины, которая со мною ехала в запасе. Пообедав сей раз гораздо хуже, нежели иногда обедают многие полковники (не говорю о генералах) в дальных походах, я, по похвальному общему обыкновению, налил в чашку приготовленного для меня кофию и услаждал прихотливость мою плодами пота несчастных африканских невольников.
Слайд 13Увидев передо мною сахар, месившая квашню хозяйка подослала ко мне маленького
мальчика попросить кусочек сего боярского кушанья.
— Почему боярское? — сказал я ей, давая ребенку остаток моего сахара. Неужели и ты его употреблять не можешь?
— Потому и боярское, что нам купить его не на что, а бояре его употребляют для того, что не сами достают деньги. Правда, что и бурмистр наш, когда ездит к Москве, то его покупает, но также на наши слезы.
— Разве ты думаешь, что тот, кто употребляет сахар, заставляет вас плакать?
Слайд 14— Не все; но все господа дворяне. Не слезы ли ты
крестьян своих пьешь, когда они едят такой же хлеб, как и мы? — Говоря сие, показывала она мне состав своего хлеба. Он состоял из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки. — Да и то слава богу при нынешних неурожаях. У многих соседей наших и того хуже. Что ж вам, бояре, в том прибыли, что вы едите сахар, а мы голодны? Ребята мрут, мрут и взрослые. Но как быть, потужишь, потужишь, а делай то, что господин велит. — И начала сажать хлебы в печь.
Слайд 15Сия укоризна, произнесенная не гневом или негодованием, но глубоким ощущением душевныя
скорби, исполнила сердце мое грустию. Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянския избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе на нем скользило. — Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь смеркающиися в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастливая изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!).
Слайд 16Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят
скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина. Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. — Вот в чем почитается по справедливости источник государственного избытка, силы, могущества; но тут же видны слабость, недостатки и злоупотребления законов и их шероховатая, так сказать, сторона.
Слайд 17Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние.
— Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него постепенно! С одной стороны — почти всесилие; с другой — немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет.
Слайд 18Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице,
се жребий вола во ярме…
Жестокосердый помещик! Посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги. Отчего? Не ты ли родших их в болезни и горести обложил сверх всех полевых работ оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? На что тебе смрадное рубище, которое к неге привыкшая твоя рука подъяти гнушается? Едва послужит оно на отирание служащего тебе скота. Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет.
Слайд 19Если здесь нет на тебя суда, но пред судиею, не ведающим
лицеприятия, давшим некогда и тебе путеводителя благого, совесть, но коего развратный твой рассудок давно изгнал из своего жилища, из сердца твоего. Но не ласкайся безвозмездием. Неусыпный сей деяний твоих страж уловит тебя наедине, и ты почувствуешь его кары. О! если бы они были тебе и подвластным тебе на пользу… О! если бы человек, входя почасту во внутренность свою, исповедал бы неукротимому судии своему, совести, свои деяния. Претворенный в столп неподвижный громоподобным ее гласом, не пускался бы он на тайные злодеяния; редки бы тогда стали губительствы, опустошения… и пр., и пр., и пр.
Слайд 20 ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ
— Здесь я видел также изрядный опыт самовластия
дворянского над крестьянами. Проезжала тут свадьба. Но вместо радостного поезда и слез боязливой невесты, скоро в радость претвориться определенных, зрелись на челе определенных вступать в супружество печаль и уныние. Они друг друга ненавидят и властию господина своего влекутся на казнь, к алтарю отца всех благ, подателя нежных чувствований и веселий, зиждителя истинного блаженства, творца вселенный. И служитель его приимет исторгнутую властию клятву и утвердит брак! И сие назовется союзом божественным! И богохуление сие останется на пример другим! И неустройство сие в законе останется ненаказанным!.. Почто удивляться сему? Благословляет брак наемник; градодержатель, для охранения закона определенный, — дворянин.
Слайд 21 Тот и другой имеют в сем свою пользу. Первый ради
получения мзды; другой, дабы, истребляя поносительное человечеству насилие, не лишиться самому лестного преимущества управлять себе подобным самовластно. — О! горестная участь многих миллионов! Конец твой сокрыт еще от взора и внучат моих…
Я тебе, читатель, позабыл сказать, что парнасский судья , с которым я в Твери обедал в трактире, мне сделал подарок. Голова его над многим чем испытывала свои силы. Сколь опыты его были удачны, коли хочешь, суди сам; а мне скажи на ушко, каково тебе покажется. Если, читая, тебе захочется спать, то сложи книгу и усни. Береги ее для бессонницы.