Презентация, доклад по литературе на тему А.М. Горький. Пьеса На дне – социально – философская драма. Система образов.

Содержание

Урок № 1011 класс

Слайд 1Литература
11 класс

Литература 11 класс

Слайд 2Урок № 10
11 класс

Урок № 1011 класс

Слайд 3Двадцать седьмое сентября. Классная работа.

Двадцать седьмое сентября. Классная работа.

Слайд 5

Уроки нравственности, любви и добра, уроки становления личности.

Уроки нравственности, любви и добра, уроки становления личности.

Слайд 6Максим Горький
Пьеса «На дне» – социально – философская драма. Система

образов.
Максим Горький Пьеса «На дне» – социально – философская драма. Система образов.

Слайд 7Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности.

Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности.

Слайд 8Цель урока:
Определить с учащимися особенности жанра, композиции и конфликта в пьесе

Горького «На дне»;
Показать посредством анализа драматического произведения новаторство писателя;
Создать проблемную ситуацию и помочь учащимся сформировать мнение о Луке, его роли в пьесе и его влиянии на судьбы героев;
Развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов;
Формировать активную позицию в любой жизненной ситуации, умение сопереживать.
Цель урока:Определить с учащимися особенности жанра, композиции и конфликта в пьесе Горького «На дне»;Показать посредством анализа драматического

Слайд 9Домашнее задание: 
Прочитайте пьесу М. Горького «На дне».
Творческое задание (по желанию). Напишите

сочинение – рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?»
 
Домашнее задание: Прочитайте пьесу М. Горького «На дне».Творческое задание (по желанию). Напишите сочинение – рассуждение (миниатюру) «Данко нашего

Слайд 10Слушание творческих работ.
Напишите сочинение – рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто

он?»
 

Слушание творческих работ.Напишите сочинение – рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?» 

Слайд 11Мотивация учебной деятельности.
18 декабря 1902 года на сцене Московского Художественного театра

состоялась премьера пьесы «На дне».
Пьеса «На дне» – социально – философское произведение.
Мотивация учебной деятельности.18 декабря 1902 года на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера пьесы «На дне».Пьеса «На

Слайд 12Ночлежка
18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».
Зрители впервые

увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков.
Ночлежка18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших

Слайд 13М Горький
Основной вопрос, который я хотел поставить в пьесе
«На дне»,

- это что лучше: истина или сострадание?
М Горький Основной вопрос, который я хотел поставить в пьесе «На дне», - это что лучше: истина

Слайд 14Мотивация учебной деятельности.
«На дне» – пьеса неоднозначная, допускающая различные толкования, в

том числе и несогласные с замыслом своего автора. В ней отразился личностный конфликт самого автора: противоречие между Горьким – идеологом и Горьким – человеком.
Мотивация учебной деятельности.«На дне» – пьеса неоднозначная, допускающая различные толкования, в том числе и несогласные с замыслом

Слайд 15Название «На дне»
 Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне

жизни».
в отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь человеческой души.
Название «На дне» Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». в отличие от первоначальных, оттеняющих

Слайд 16Л. Андреев о пьесе «На дне»
Горький нагромоздил гору

величайших страданий...
и объединил жгучим стремлением
к правде и справедливости.

Л. Андреев о пьесе    «На дне» Горький нагромоздил гору величайших страданий...и объединил жгучим стремлениемк

Слайд 17Работа над темой урока.
В чём состоит своеобразие драмы?
Почему это самый сложный

для восприятия род искусства?
Работа над темой урока.В чём состоит своеобразие драмы?Почему это самый сложный для восприятия род искусства?

Слайд 18Драма (греч.-действие)
- род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных

для исполнения актёрами на сцене (по словарю Ожегова).
В драме особая нагрузка ложится на конфликт.
Драма (греч.-действие)- род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене (по

Слайд 19Работа над темой урока.
Прежде чем приступить к изучению пьесы, задержимся на

её названии, афише к ней, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и в афише. Поговорим об именах, фамилиях. Сила имени огромна. В одной из старинных песен поётся: «Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно место дать».
Работа над темой урока.Прежде чем приступить к изучению пьесы, задержимся на её названии, афише к ней, познакомимся

Слайд 20Обратимся к афише. Чем могло привлечь зрителей название пьесы?
-

"Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький.
Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи.
Обратимся к афише.  Чем могло привлечь зрителей название пьесы? -

Слайд 21Вопрос:
Почему одни действующие лица названы только по фамилии,
другие - по

имени,
третьи - полностью, с указанием рода занятий?
Вопрос:Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие - по имени,третьи - полностью, с указанием рода

Слайд 22Смысл названия пьесы.
Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят

о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.
Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа)
.
Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.




Смысл названия пьесы.Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали

Слайд 23Смысл названия пьесы.
Философская проблематика прежде всего отразилась в спорах о человеке,

добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма.
Размышление о правде и спор о предназначении человека.
Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки – «бывшие».
Смысл названия пьесы.Философская проблематика прежде всего отразилась в спорах о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему

Слайд 24Поговорим об именах, фамилиях. Лука
- один из евангелистов, Горький даёт ему

имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)

- Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").

- В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.
Поговорим об именах, фамилиях. Лука- один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета

Слайд 25Сатин
в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание

придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

Сатин  в этом имени звучание слова

Слайд 26- О чём говорит род занятий действующих лиц?
Клещ -

слесарь,
Квашня - торговка пельменями,
Алёшка - сапожник,
Кривой Зоб и Татарин - ключники.

- О чём говорит род занятий действующих лиц? Клещ - слесарь, Квашня - торговка пельменями, Алёшка -

Слайд 27- Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?
Клещу и Квашне

по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.
- Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
- Каков возраст ночлежников? О чём это говорит? Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30,

Слайд 28Знакомство с героями. Клещ.
Всего полгода находится в ночлежке.

Ему, рабочему

человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда.

Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.

В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.

Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»
Знакомство с героями. Клещ. Всего полгода находится в ночлежке. Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он

Слайд 29Актёр
В прошлом интеллигентный человек, артист.
Он добр, отзывчив.
Поэтическая натура Актёра сталкивается с

грубостью, пошлостью ночлежников.
АктёрВ прошлом интеллигентный человек, артист.Он добр, отзывчив.Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников.

Слайд 30Актёр
- пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не

делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись".
У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Актёр- пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её.

Слайд 31Бубнов
- дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
Груб, циничен.
Безразличен

к судьбе товарищей.
Когда-то имел мастерскую...пропил.
«Ленив я. Страсть как работать не люблю».
С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.
Бубнов - дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.Груб, циничен.Безразличен к судьбе товарищей.Когда-то имел мастерскую...пропил.«Ленив я.

Слайд 32Барон
- потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже

всех.
Он ещё молод, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня.
«Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.
Барон- потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех.Он ещё молод, но живёт за

Слайд 33Васька Пепел
- богатырь по своей силе и душевной щедрости;
- полон

протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором;
- ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна;
- всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.
Васька Пепел- богатырь по своей силе и душевной щедрости; - полон протеста против против «волчьей жизни», со

Слайд 34Настя
в 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали, что

такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.)
Она уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.
Настяв 1-м акте появляется с романом

Слайд 35Сатин
- в прошлом интеллигентный человек;
- оказался здесь потому, что убил

негодяя;
Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты;
- в его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.
Сатин- в прошлом интеллигентный человек; - оказался здесь потому, что убил негодяя;Отсидел в тюрьме 4 года, научился

Слайд 36Сатин
появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит

о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
Сатинпоявился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер

Слайд 37Лука
странник. Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.
Вкрадчивый и уклончивый.
В ночлежке

старается каждого вызвать на откровенный разговор.
Обнадёживает и утешает.
Лука странник. Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.Вкрадчивый и уклончивый.В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор.

Слайд 38Театр на уроке: чтение по ролям 1 – го акта.
В драме

важны появление героев, их первые реплики.
Пьеса горького «На дне» взбудоражила своим появлением общество. Первое представление её вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену вышли настоящие ночлежники? Действие пьесы в подвале, похожем на пещеру.
Театр на уроке: чтение по ролям 1 – го акта.В драме важны появление героев, их первые реплики.Пьеса

Слайд 39Выводы по 1-му действию
В 1-м акте мы встретились со всеми героями

пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, - о своём.
Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.
Выводы по 1-му действиюВ 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём

Слайд 40Рефлексия. Подведение итогов урока.
Чем объединены одинокие обитатели ночлежки, «бывшие люди»?
Можно ли

считать главным конфликтом пьесы только противостояние социального плана?
Кто из обитателей ночлежки мечтатель, фантазёр, склонный верить утешениям Луки, а кто – скептик, «бесчувственный» правдолюбец?
Что такое монолог, диалог, полилог? Какова их роль в пьесе? Каким образом полилог (многоголосие) восполняет провалы в общении персонажей?
Почему в пьесе звучат две противоположные по смыслу темы: с одной стороны, песня «Солнце всходит и заходит», а с другой – стихи Беранже о подвиге безумца, который навеет человечеству сон золотой?
Рефлексия. Подведение итогов урока.Чем объединены одинокие обитатели ночлежки, «бывшие люди»?Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противостояние

Слайд 41 Закончить читать пьесу Горького «На дне».
Отметить высказывания героев о правде,

смысле жизни, человеке.


Домашнее задание

Закончить читать пьесу Горького «На дне».Отметить высказывания героев о правде, смысле жизни, человеке. Домашнее задание

Слайд 42Домашнее задание.
Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

Домашнее задание. Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

Слайд 43Урок закончен!

Урок закончен!

Слайд 44








Спасибо за урок!





 

Спасибо за урок!  

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть