Слайд 1Н. А. Некрасов
«На Волге», «Крестьянские дети»
Размышления поэта о судьбе народа
Преподаватель: Болотова
М.А
Слайд 3О поэте
Некрасов Николай Алексеевич (1821 — 1877) – поэт, писатель ,
публицист.
Происходил из дворянской, некогда богатой семьи.
Родился в Винницком уезде Подольской губернии.
Детские годы Некрасова прошли близ Ярославля, в имении отца.
В 1832—1837 гг учился в Ярославской гимназии.
В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет.
Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного столичного бедняка.
Печатал стихи с 1838 года.
Слайд 4О поэте
Детские и юношеские годы поэт провел в своем родовом поместье.
Оно состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня.
Слайд 5О поэте
Алексей Сергеевич Некрасов, отец поэта. Фото 1850-х
Слайд 6 Николай Алексеевич Некрасов
родился
10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечке Немирове, Каменец – Подольской губернии, ныне Винницкой губернии.
Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил здесь
в 36-м егерском полку в чине капитана.
Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в ярославском селе Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.
Слайд 7 Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость
– качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни.
Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: «Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой – мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца».
Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сам поплыл и достал утку. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило»,-
писала сестра.
Сестра поэта
Слайд 8 Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была
в ту пору многолюдной и бойкой - столбовая ярославско-костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.
И. Левитан «Владимирка»
Слайд 9Волга в окрестностях Грешнева
Слайд 10О произведении
Стихотворение «На Волге» было написано по воспоминаниям детства.
Еще маленьким
мальчиком Некрасов убегал на любимую реку.
И каждый раз, приезжая на родину, он испытывает двойственное чувство: радость от встречи с родным краем, с красавицей Волгой и в то же время поэт испытывал душевную тревогу, горесть.
Слайд 11Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много
стихов. Здесь
он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки…
Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни.
Рано ему открылась картина народного бедствия.
Слайд 12О произведении
О, Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет…
Слайд 13О произведении
Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI— начала XX веков,
который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения.
Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным.
Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни.
Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.
Слайд 14И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик
И
сердце дрогнуло во мне…
Слайд 15О произведении
Увидев такую безрадостную, душераздирающую картину поэт воскликнул:
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя
я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца…
Слайд 16О произведении
В изображении судеб деревенских тружеников, просматривается судьба целого народа.
Некрасов
хотел привлечь внимание читателей к тяжелому положению народа, заставить почувствовать сострадание, жалость , заставить общество предпринять усилия для изменения жизни народа.
Слайд 17Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство
дано.
Слайд 19Композиция
- С чего начинается стихотворение?
-До каких слов идет рассказ об
этом случае?
-Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети.
-Каково было сразу поведение детей? ( они боялись, но постепенно осмелели).
-Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?
-Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.
Слайд 21— Почему автор называет крестьянских детей милые плуты?
Слайд 23Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги...» — до
слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали».
— Кто «делывал с ними грибные набеги»?
— Что значит грибные набеги! Почему автор употребляет слово делывал! Какой у него смысловой оттенок?
— О какой ситуации говорит нам автор в первых четырех строчках этого отрывка?
Слайд 24Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была...» — до слов:
«Что новый прохожий, то новый рассказ...»
— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит?
Вологжанин — житель города Вологды.
Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.
Портной — мастер по шитью одежды.
Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.
— Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?
— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?
Слайд 25Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали» —
до слов: «.. .Бояться смиренной лошадки своей?»
Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы. Рассказ о дороге оказывается маленькой матрешкой, заключенной в большую матрешку рассказа о «грибных набегах».
— Чем закончился поход за грибами?
— Что делают дети, вернувшись домой?
Слайд 26От слов «Грибная пора отойти не успела...» до слов «Живого в
деревню тащат с торжеством...».
— Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».
— Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.
Из шести предложений четыре — восклицательные.
— Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?
Слайд 27От слов: «— Довольно, Ванюша! гулял ты немало...» до слов: «Ванюша в
деревню въезжает царем...».
— Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.
— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.
Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.
Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».
— Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?
Слайд 28Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста, от слов:
«Однако же зависть в дворянском дитяти...» — до слов: «Зато ему рано знакомы труды...»
— Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно или иронично?
— Автор хочет сказать, что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребенок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей?
— Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?
— Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.
— Поставьте логические ударения в строках: «...Но вырастет он, если Богу угодно, / А сгибнуть ничто не мешает ему».
Слайд 29От слов: «Однажды в студеную зимнюю пору...» до слов: «...В которых
так много любви!».
— Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?
— Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?
— Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?
— Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях?
Слайд 30 — Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка:
...Те честные
мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
— Как вы думаете, что за мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»?
Слайд 31Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не
знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему, — не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!.. <...>
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Слайд 32Читаем и комментируем последний отрывок от слов: «Играйте же, дети! Растите
на воле!» — до слов: «Проводит вас в недра землицы родной!..»
— К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?
Слайд 34Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине,
к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.
Слайд 35Домашнее задание
Выразительное чтение отрывка «Однажды, в студеную зимнюю пору Я из
лесу вышел» -(«Мужичок с ноготок»)
Прочитать статью учебника об И. С. Тургеневе.