Презентация, доклад по литературе Н. А. Некрасов. Биография. Размышления поэта о судьбе народа. (5 класс)

Содержание

О поэтеНекрасов Николай Алексеевич (1821 — 1877) – поэт, писатель , публицист.Происходил из дворянской, некогда богатой семьи. Родился в Винницком уезде Подольской губернии. Детские годы Некрасова прошли близ Ярославля, в имении отца. В 1832—1837 гг учился

Слайд 1Н. А. Некрасов «На Волге», «Крестьянские дети» Размышления поэта о судьбе народа
Преподаватель: Болотова

М.А
Н. А. Некрасов «На Волге», «Крестьянские дети» Размышления поэта о судьбе народаПреподаватель: Болотова М.А

Слайд 3О поэте
Некрасов Николай Алексеевич (1821 — 1877) – поэт, писатель ,

публицист.
Происходил из дворянской, некогда богатой семьи.
Родился в Винницком уезде Подольской губернии.
Детские годы Некрасова прошли близ Ярославля, в имении отца.
В 1832—1837 гг учился в Ярославской гимназии.
В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет.
Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного столичного бедняка.
Печатал стихи с 1838 года.



О поэтеНекрасов Николай Алексеевич (1821 — 1877) – поэт, писатель , публицист.Происходил из дворянской, некогда богатой семьи.

Слайд 4О поэте
Детские и юношеские годы поэт провел в своем родовом поместье.

Оно состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня.

О поэтеДетские и юношеские годы поэт провел в своем родовом поместье. Оно состояло из большого неуклюжего дома,

Слайд 5О поэте
Алексей Сергеевич Некрасов, отец поэта. Фото 1850-х

О поэтеАлексей Сергеевич Некрасов, отец поэта. Фото 1850-х

Слайд 6 Николай Алексеевич Некрасов

родился
10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечке Немирове, Каменец – Подольской губернии, ныне Винницкой губернии.
Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил здесь
в 36-м егерском полку в чине капитана.
Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в ярославском селе Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.

Николай Алексеевич Некрасов родился   10 декабря 1821

Слайд 7 Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость

– качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни.
Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: «Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой – мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца».
Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сам поплыл и достал утку. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило»,-
писала сестра.

Сестра поэта

Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость – качества, которые он постоянно развивал

Слайд 8 Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была

в ту пору многолюдной и бойкой - столбовая ярославско-костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.

И. Левитан «Владимирка»

Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой

Слайд 9Волга в окрестностях Грешнева

Волга в окрестностях Грешнева

Слайд 10О произведении
Стихотворение «На Волге» было написано по воспоминаниям детства.

Еще маленьким

мальчиком Некрасов убегал на любимую реку.

И каждый раз, приезжая на родину, он испытывает двойственное чувство: радость от встречи с родным краем, с красавицей Волгой и в то же время поэт испытывал душевную тревогу, горесть.


О произведенииСтихотворение «На Волге» было написано по воспоминаниям детства. Еще маленьким мальчиком Некрасов убегал на любимую реку.

Слайд 11Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много
стихов. Здесь

он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки…

Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни.
Рано ему открылась картина народного бедствия.

Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил многостихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание.

Слайд 12О произведении
О, Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет…

О произведенииО, Волга! После многих летЯ вновь принес тебе привет…

Слайд 13О произведении
Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI— начала XX веков,

который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения.

Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным.
Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни.

Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.
О произведенииБурла́к — наёмный рабочий в России XVI— начала XX веков, который, идя по берегу (по т.

Слайд 14И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик
И

сердце дрогнуло во мне…
И был невыносимо дикИ страшно ясен в тишинеИх мерный похоронный крикИ сердце дрогнуло во мне…

Слайд 15О произведении
Увидев такую безрадостную, душераздирающую картину поэт воскликнул:

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя

я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца…
О произведенииУвидев такую безрадостную, душераздирающую картину поэт воскликнул:Унылый, сумрачный бурлак!Каким тебя я в детстве знал,Таким и ныне

Слайд 16О произведении
В изображении судеб деревенских тружеников, просматривается судьба целого народа.

Некрасов

хотел привлечь внимание читателей к тяжелому положению народа, заставить почувствовать сострадание, жалость , заставить общество предпринять усилия для изменения жизни народа.


О произведенииВ изображении судеб деревенских тружеников, просматривается судьба целого народа. Некрасов хотел привлечь внимание читателей к тяжелому

Слайд 17Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство

дано.
Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано.

Слайд 18Восприятие читателя

Восприятие читателя

Слайд 19Композиция
- С чего начинается стихотворение?
-До каких слов идет рассказ об

этом случае?
-Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети.
-Каково было сразу поведение детей? ( они боялись, но постепенно осмелели).
-Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?
-Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

Композиция- С чего начинается стихотворение? -До каких слов идет рассказ об этом случае? -Итак, рассказчик говорит, что

Слайд 21— Почему автор называет крестьянских детей милые плуты?

— Почему автор называет крестьянских детей милые плуты?

Слайд 23Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги...» — до

слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали».       — Кто «делывал с ними грибные набеги»?            — Что значит грибные набеги! Почему автор употребляет слово делывал! Какой у него смысловой оттенок?       — О какой ситуации говорит нам автор в первых четырех строчках этого отрывка?

Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги...» — до слов: «Должно быть, за подвиги славы

Слайд 24Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была...» — до слов:

«Что новый прохожий, то новый рассказ...»       — Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит?       
Вологжанин — житель города Вологды.       Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.       Портной — мастер по шитью одежды.       Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.
      — Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?       — Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?
Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была...» — до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ...»

Слайд 25Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали» —

до слов: «.. .Бояться смиренной лошадки своей?»
Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы. Рассказ о дороге оказывается маленькой матрешкой, заключенной в большую матрешку рассказа о «грибных набегах».
— Чем закончился поход за грибами?
— Что делают дети, вернувшись домой?

Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали» — до слов: «.. .Бояться смиренной лошадки

Слайд 26От слов «Грибная пора отойти не успела...» до слов «Живого в

деревню тащат с торжеством...».
— Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».
— Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.
Из шести предложений четыре — восклицательные.
— Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?

От слов «Грибная пора отойти не успела...» до слов «Живого в деревню тащат с торжеством...».

Слайд 27От слов: «— Довольно, Ванюша! гулял ты немало...» до слов: «Ванюша в

деревню въезжает царем...».       — Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.       — Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.       Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.       Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».       — Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?
От слов: «— Довольно, Ванюша! гулял ты немало...» до слов: «Ванюша в деревню въезжает царем...».       — Расскажите с помощью

Слайд 28Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста, от слов:

«Однако же зависть в дворянском дитяти...» — до слов: «Зато ему рано знакомы труды...»
— Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно или иронично?
— Автор хочет сказать, что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребенок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей?
— Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?
— Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.
— Поставьте логические ударения в строках: «...Но вырастет он, если Богу угодно, / А сгибнуть ничто не мешает ему».

Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста, от слов: «Однако же зависть в дворянском дитяти...»

Слайд 29От слов: «Однажды в студеную зимнюю пору...» до слов: «...В которых

так много любви!».
— Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?
— Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?
— Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?
— Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях?
От слов: «Однажды в студеную зимнюю пору...» до слов: «...В которых так много любви!».   —

Слайд 30 — Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка:
...Те честные

мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
— Как вы думаете, что за мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»?
— Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка:...Те честные мысли, которым нет воли,Которым нет смерти

Слайд 31Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не

знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему, — не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!.. <...>
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!

Отец твой сорок лет стонал,Бродя по этим берегам,И перед смертию не знал,Что заповедать сыновьям.И, как ему, —

Слайд 32Читаем и комментируем последний отрывок от слов: «Играйте же, дети! Растите

на воле!» — до слов: «Проводит вас в недра землицы родной!..»
— К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?

Читаем и комментируем последний отрывок от слов: «Играйте же, дети! Растите на воле!» — до слов: «Проводит

Слайд 34Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине,

к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.
Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой,

Слайд 35Домашнее задание
Выразительное чтение отрывка «Однажды, в студеную зимнюю пору Я из

лесу вышел» -(«Мужичок с ноготок»)
Прочитать статью учебника об И. С. Тургеневе.
Домашнее задание Выразительное чтение отрывка «Однажды, в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел» -(«Мужичок с ноготок»)Прочитать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть