Презентация, доклад по литературе М.В.Ломоносов (7 класс)

Содержание

Цель урока: прочитать и проанализировать оду Ломоносова, отметить значение Ломоносова в развитии русской литературы, способствовать пробуждению патриотического чувства.

Слайд 1М. В. Ломоносов.
Ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы

Петровны»

Глухова М.В – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольский край

М. В. Ломоносов. Ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»Глухова М.В – учитель русского языка

Слайд 2Цель урока: прочитать и проанализировать оду Ломоносова, отметить значение Ломоносова в

развитии русской литературы, способствовать пробуждению патриотического чувства.

Цель урока: прочитать и проанализировать оду Ломоносова, отметить значение Ломоносова в развитии русской литературы, способствовать пробуждению патриотического

Слайд 3Среди ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в

науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Среди ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и

Слайд 4Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что

в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.
Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.
Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII

Слайд 5Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец

женился. Женщина с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.
Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.
Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился. Женщина с самого начала возненавидела

Слайд 6Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда

лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.
Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.
Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей,

Слайд 7В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в

Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.
В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.
В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.В 1736, в

Слайд 8Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже),

Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Михайло Ломоносов был физически очень сильным человеком. При необходимости он мог «поставить на место» своего оппонента, приложив к этому тяжелую крестьянскую руку.

Рассказывают, что однажды на него напали три матроса, с целью обокрасть. Однако это для них закончилось плачевно, так Ломоносов их здорово побил.
Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.Михайло

Слайд 9
В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже

был назван в его честь.
В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь.

Слайд 10Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый

от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765

Слайд 11М. В. Ломоносов.
Ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы

Петровны»
М. В. Ломоносов. Ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»

Слайд 12-Что такое ода?
Хвалебная песнь , торжественное стихотворное произведение.
Особенности оды
величественный стиль
"пышный" поэтический

язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами
строфа из десяти строк
Рифмовка абабввгддг.

-Что такое ода?Хвалебная песнь , торжественное стихотворное произведение.Особенности одывеличественный стиль

Слайд 13

История создания
Ода написана в 1747 году.

Тема стихотворения – прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – композиция условно состоит из трех частей:
в первой части прославляется монарх,
во второй – описываются богатства и возможности России,
в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Слайд 14Ведущая темы «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» — тема

России, ее настоящего и будущего, восхваление ее величия, богатства, т. е. тема патриотическая.

Проблема просвещенной монархии, проблема служения Отечеству - основные проблемы оды

Ведущая темы «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» — тема России, ее настоящего и будущего, восхваление

Слайд 15-Прочитайте начало оды. О чем повествует автор?


Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены "блаженной тишиной" – в России мир и покой.
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли

-Прочитайте начало оды. О чем повествует автор?         Словно бы

Слайд 16- В чем заключается главная идея оды?
Процветанию страны способствует мир, не

войны.

-Кому посвящена ода?

Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это – кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел.

- В чем заключается главная идея оды?Процветанию страны способствует мир, не войны.-Кому посвящена ода? Поэт славит Елизавету

Слайд 17-Найдите строки, восхваляющие Россию.

Сия Тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная Твоя держава,
О, как Тебя благодарит!
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство в оных потаенно
Наукой будет откровенно,
Что щедростью Твоей цветет.

-Можно ли Ломоносова М.В. назвать патриотом?

-Найдите строки, восхваляющие Россию.         Сия Тебе единой слава,	Монархиня, принадлежит,	Пространная

Слайд 18-Найдите строки, в которых автор говорит о том, что выведут Россию

в ряд мировых держав новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать

-Найдите строки, в которых автор говорит о том, что выведут Россию в ряд мировых держав новые поколения

Слайд 19
Метафоры – «подать…ума плоды».
Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Сравнения –

«душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».
Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».
Гипербола – «чрез горы, реки и моря».
Славянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».

- Найдите в оде изобразительно – выразительные средства.

Метафоры – «подать…ума плоды».Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».Сравнения – «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее

Слайд 20За оду, которая восхваляет Елизавету Петровну, ученый получил в награду две

тысячи рублей. Правда, на момент выдачи денег, в царской казне были только медные монеты, поэтому Михаилу Афанасьевичу пришлось арендовать две телеги, чтобы погрузить наличность.

Это интересно!

За оду, которая восхваляет Елизавету Петровну, ученый получил в награду две тысячи рублей. Правда, на момент выдачи

Слайд 23С. Ломоносово, Архангельской области.

С. Ломоносово, Архангельской области.

Слайд 24Диплом профессора химии Ломоносова 1745 год

Диплом профессора химии Ломоносова 1745 год

Слайд 27

Домашнее задание

Выучить отрывок наизусть

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть