Мцыри- свободолюбивый
герой
(по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)
Слайд 2Задачи:
Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.
Дать характеристику Мцыри как
романтическому герою.
Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.
Развивать навыки анализа текста.
Воспитывать интерес к творчеству поэта.
Слайд 3Поэма –
вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и
образа лирического героя.
Слайд 4Романтизм-
литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее
расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.
Слайд 5
Для романтизма характерны следующие черты:
Герой - одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный
всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Слайд 6Словарная работа:
Сюжет - основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.
Слайд 7Словарная работа:
Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник».
Послушник
- человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.
Слайд 8Важно!!!
Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.
Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
Слайд 9Учимся понимать текст
1) Пролог (1 глава)
-О чём мы узнаём в прологе?
-
Где происходят события поэмы?
- Дайте описание монастыря.
Слайд 10Учимся понимать текст
Монастырь стоял на том месте, где сливались
реки … и … . Из – за горы видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится уж под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков .
Слайд 11Учимся понимать текст
Предыстория главного героя (2 глава).
-Куда ехал и кого вёз
русский генерал?
- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?
- Как он выглядел? Составьте его описание.
Слайд 12Учимся понимать текст
Ребёнку было лет шесть. По дороге он
занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок, но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.
Слайд 13Словарная работа:
Занемочь – заболеть, захворать.
Томиться – мучиться.
Призреть – дать приют и
пропитание.
Изречь монашеский обет -принять монашество, стать монахом.
Слайд 14
Учимся понимать текст
-Как жил мальчик в монастыре?
-Почему он смотрел на восток?
-Что
хотел сделать он во цвете лет?
-Что с ним случилось?
-Как он выглядел?
Слайд 15Учимся понимать текст
Исповедь Мцыри (3 -23 главы).
Что представляет собой основная
часть поэмы? Почему?
Центральная часть поэмы - это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.
Слайд 16Учимся понимать текст
-Что такое «исповедь»?
Исповедь -откровенное признание в чём – нибудь,
сообщение своих мыслей, взглядов.
Слайд 17Учимся понимать текст
Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?
Герой
мечтает
«хотя на миг когда-нибудь
мою пылающую грудь
прижать с тоской к груди другой,
хоть незнакомой, но родной».
Слайд 18Учимся понимать текст
-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от
той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)
(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.
Слайд 19Учимся понимать текст
- Какие испытания выпали на долю героя на
свободе? Как он воспринял эти испытания?
Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение ).
Слайд 20Учимся понимать текст
-С кем юноша встретился у горного потока?
Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)
Слайд 21Опираясь на текст поэмы, определите, какая из иллюстраций более точная.
Слайд 22Романтические чувства
1.Почему герой не пошёл за грузинкой, которая
ему понравилась?
2.Как переживал Мцыри впечатление от случайной встречи?
Слайд 23Микропауза
ϖ Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их
на такое же время. Повторять 6-8 раз.
ϖ Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
ϖ Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.
Слайд 24Учимся понимать текст
-Как поэт описывает природу ночью?
-Какую цель Мцыри имел в
душе?
-Почему, находясь в лесу, он был голодный?
-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?
Слайд 25Учимся понимать текст
-С кем Мцыри встретился ночью в лесу?
-Как поэт описывает
барса?
(гл.16)
-Опишите бой с барсом.
(гл.17-18)
Слайд 26БОЙ С БАРСОМ
-Каким мы видим Мцыри в схватке с барсом?
Мужественным,
бесстрашным, отважным,
смертельная опасность рождает не страх, а мужество,
он упивается борьбой.
Слайд 27Учимся понимать текст
- Что же для Мцыри значит «жить»?
«Жить» для Мцыри
– значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.
Слайд 28Одиночество на свободе
1.Что значило для героя « быть свободным»?
2. Нашёл ли
Мцыри на свободе ответы на вопросы своей души?
3.Что больше всего поразило героя на свободе?
Слайд 29Исповедь героя
- Какова последняя просьба главного героя?
(Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет…).
Слайд 30Столкновение противоречивых взглядов на жизнь
С одной стороны,
Смирение ;
пассивность ;
боязнь потрясений и
бурь ;
отказ от земных радостей.
С другой стороны,
Жажда борьбы;
тяга к свободе;
тяга к вольным людям;
стремление к радостям жизни.
АНТИТЕЗА
Слайд 31М.Ю.Лермонтов выразил стремление передовых современников вырваться из оков николаевского самодержавия на
свободу. Поэма призывает любить родину, народ, активно бороться за его счастье.
Слайд 33Синквейн
Мцыри
свободолюбивый, сильный
переживает, действует, страдает
свет в нас рождает
Борец
Слайд 34 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить отрывок из поэмы «Мцыри».
Слайд 35Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил
хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
Слайд 36Интернет-ресурсы
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%BC%D0%B5%20%D0%9C%D1%86%D1%8B%D1%80%D0%B8
https://ipleer.fm/q/%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F/