Презентация, доклад по литературе Мцыри - свободолюбивый герой

Содержание

Задачи: Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.Дать характеристику Мцыри как романтическому герою.Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.Развивать навыки анализа текста.Воспитывать интерес к творчеству поэта.

Слайд 1

Мцыри- свободолюбивый герой

(по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

Мцыри-     свободолюбивый

Слайд 2Задачи:
Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.
Дать характеристику Мцыри как

романтическому герою.
Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.
Развивать навыки анализа текста.
Воспитывать интерес к творчеству поэта.
Задачи: Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.Дать характеристику Мцыри как романтическому герою.Продолжить работу над совершенствованием умения

Слайд 3Поэма –
вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и

образа лирического героя.
Поэма –вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.

Слайд 4Романтизм-
литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее

расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.
Романтизм-литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе

Слайд 5 Для романтизма характерны следующие черты:

Герой - одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный

всем, не может обрести счастье в реальной жизни.

Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).

Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

Для романтизма характерны следующие черты: Герой - одиночка, мечтающий о свободе,

Слайд 6Словарная работа:

Сюжет - основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.

Словарная работа:Сюжет - основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.

Слайд 7Словарная работа:

Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник».

Послушник

- человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.




Словарная работа:Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник». Послушник - человек, живущий в монастыре и

Слайд 8Важно!!!
Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
Важно!!!Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны

Слайд 9Учимся понимать текст
1) Пролог (1 глава)
-О чём мы узнаём в прологе?
-

Где происходят события поэмы?
- Дайте описание монастыря.




Учимся понимать текст1) Пролог (1 глава)-О чём мы узнаём в прологе?- Где происходят события поэмы? - Дайте

Слайд 10Учимся понимать текст
Монастырь стоял на том месте, где сливались

реки … и … . Из – за горы видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится уж под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков .




Учимся понимать текст  Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из

Слайд 11Учимся понимать текст
Предыстория главного героя (2 глава).
-Куда ехал и кого вёз

русский генерал?
- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?
- Как он выглядел? Составьте его описание.


Учимся понимать текстПредыстория главного героя (2 глава).-Куда ехал и кого вёз русский генерал?- Расскажите его предысторию. Как

Слайд 12Учимся понимать текст

Ребёнку было лет шесть. По дороге он

занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок, но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.



Учимся понимать текст  Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и

Слайд 13Словарная работа:

Занемочь – заболеть, захворать.
Томиться – мучиться.
Призреть – дать приют и

пропитание.
Изречь монашеский обет -принять монашество, стать монахом.

Словарная работа:Занемочь – заболеть, захворать.Томиться – мучиться.Призреть – дать приют и пропитание.Изречь монашеский обет -принять монашество, стать

Слайд 14 Учимся понимать текст

-Как жил мальчик в монастыре?
-Почему он смотрел на восток?
-Что

хотел сделать он во цвете лет?
-Что с ним случилось?
-Как он выглядел?

Учимся понимать текст-Как жил мальчик в монастыре?-Почему он смотрел на восток?-Что хотел сделать он во

Слайд 15Учимся понимать текст
Исповедь Мцыри (3 -23 главы).
Что представляет собой основная

часть поэмы? Почему?
Центральная часть поэмы - это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.



Учимся понимать текст Исповедь Мцыри (3 -23 главы).Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?  Центральная часть

Слайд 16Учимся понимать текст
-Что такое «исповедь»?
Исповедь -откровенное признание в чём – нибудь,

сообщение своих мыслей, взглядов.

Учимся понимать текст-Что такое «исповедь»?Исповедь -откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.

Слайд 17Учимся понимать текст
Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?

Герой

мечтает
«хотя на миг когда-нибудь
мою пылающую грудь
прижать с тоской к груди другой,
хоть незнакомой, но родной».


 



Учимся понимать текстКакую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?  Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою

Слайд 18Учимся понимать текст
-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от

той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)
(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.




 



Учимся понимать текст -Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на

Слайд 19Учимся понимать текст
- Какие испытания выпали на долю героя на

свободе? Как он воспринял эти испытания?
Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение ).




 



Учимся понимать текст - Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?

Слайд 20Учимся понимать текст

-С кем юноша встретился у горного потока?

Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)




Учимся понимать текст  -С кем юноша встретился у горного потока? Находим строчки о девушке, которая понравилась

Слайд 21Опираясь на текст поэмы, определите, какая из иллюстраций более точная.


Опираясь на текст поэмы, определите, какая из иллюстраций более точная.

Слайд 22Романтические чувства
1.Почему герой не пошёл за грузинкой, которая

ему понравилась?
2.Как переживал Мцыри впечатление от случайной встречи?
Романтические   чувства 1.Почему герой не пошёл за грузинкой, которая ему понравилась?2.Как переживал Мцыри впечатление от

Слайд 23Микропауза
ϖ Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их

на такое же время. Повторять 6-8 раз. ϖ Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. ϖ Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.
Микропаузаϖ Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8

Слайд 24Учимся понимать текст
-Как поэт описывает природу ночью?
-Какую цель Мцыри имел в

душе?
-Почему, находясь в лесу, он был голодный?
-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?



Учимся понимать текст-Как поэт описывает природу ночью?-Какую цель Мцыри имел в душе?-Почему, находясь в лесу, он был

Слайд 25Учимся понимать текст
-С кем Мцыри встретился ночью в лесу?
-Как поэт описывает

барса?
(гл.16)
-Опишите бой с барсом.
(гл.17-18)




Учимся понимать текст-С кем Мцыри встретился ночью в лесу?-Как поэт описывает барса?(гл.16)-Опишите бой с барсом.(гл.17-18)

Слайд 26БОЙ С БАРСОМ
-Каким мы видим Мцыри в схватке с барсом?
  Мужественным,

бесстрашным, отважным,
смертельная опасность рождает не страх, а мужество,
он упивается борьбой.






БОЙ С БАРСОМ-Каким мы видим Мцыри в схватке с барсом?  Мужественным, бесстрашным, отважным, смертельная опасность рождает не

Слайд 27Учимся понимать текст
- Что же для Мцыри значит «жить»?

«Жить» для Мцыри

– значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.




Учимся понимать текст- Что же для Мцыри значит «жить»?«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод,

Слайд 28Одиночество на свободе
1.Что значило для героя « быть свободным»?
2. Нашёл ли

Мцыри на свободе ответы на вопросы своей души?
3.Что больше всего поразило героя на свободе?
Одиночество на свободе1.Что значило для героя « быть свободным»?2. Нашёл ли Мцыри на свободе ответы на вопросы

Слайд 29Исповедь героя
- Какова последняя просьба главного героя?
(Когда я стану умирать,


И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет…).



Исповедь героя- Какова последняя просьба главного героя? (Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать,

Слайд 30Столкновение противоречивых взглядов на жизнь
С одной стороны,
Смирение ;
пассивность ;
боязнь потрясений и

бурь ;
отказ от земных радостей.
 

С другой стороны,
Жажда борьбы;
тяга к свободе;
тяга к вольным людям;
стремление к радостям жизни.

АНТИТЕЗА

Столкновение противоречивых взглядов на жизньС одной стороны,Смирение ;пассивность ;боязнь потрясений и бурь ;отказ от земных радостей. С другой

Слайд 31М.Ю.Лермонтов выразил стремление передовых современников вырваться из оков николаевского самодержавия на

свободу. Поэма призывает любить родину, народ, активно бороться за его счастье.
М.Ю.Лермонтов выразил стремление передовых современников вырваться из оков николаевского самодержавия на свободу. Поэма призывает любить родину, народ,

Слайд 33Синквейн
Мцыри
свободолюбивый, сильный
переживает, действует, страдает
свет в нас рождает
Борец

СинквейнМцырисвободолюбивый, сильныйпереживает, действует, страдаетсвет в нас рождаетБорец

Слайд 34   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить отрывок из поэмы «Мцыри».

   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить отрывок из поэмы «Мцыри».

Слайд 35Рефлексия
хорошо усвоил






отлично усвоил и могу применить на практике


усвоил

хорошо,
но есть вопросы

многое непонятно

Рефлексия хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Слайд 36Интернет-ресурсы
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%BC%D0%B5%20%D0%9C%D1%86%D1%8B%D1%80%D0%B8

https://ipleer.fm/q/%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F/


Интернет-ресурсыhttps://yandex.ru/images/search?text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%BC%D0%B5%20%D0%9C%D1%86%D1%8B%D1%80%D0%B8https://ipleer.fm/q/%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть