Презентация, доклад по литературе Монументальность, трагическая мощь ахматовского Реквиема.

Содержание

РЕКВИЕМ- (по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis - Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса. РЕКВИЕМ 1. У католиков: богослужение по умершему. 2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное

Слайд 1


Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема».



Слайд 2РЕКВИЕМ- (по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis -

Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса.
РЕКВИЕМ
1. У католиков: богослужение по умершему. 2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение.


Реквием Reguiem

РЕКВИЕМ- (по начальному слову лат. текста

Слайд 5История создания поэмы
Поэма написана в 1935-1940гг.
Один из

почитателей Ахматовой вспоминает: «Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?» Она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти».

История создания поэмы  Поэма написана в 1935-1940гг.  Один из почитателей Ахматовой вспоминает:  «Как же

Слайд 7В 1962 году, когда все стихи были записаны на бумаге, Ахматова

с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».
В1963 году поэма была опубликована за границей.
В 1987 году стала известна широкому читателю в России (через 22 года после смерти Анны Ахматовой)
В 1962 году, когда все стихи были записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть

Слайд 8 «Реквием» написан от 1-го лица, от имени «я» -поэта и

лирического героя одновременно. А также сложное переплетение автобиографического и документального позволяют отнести это произведение к «маленьким лиро-эпическим поэмам»
«Реквием» написан от 1-го лица, от имени «я» -поэта и лирического героя одновременно.   А

Слайд 9Композиция поэмы:
Эпиграф (1961)
Вместо предисловия (1957)
Посвящение (1940)
Вступление (1935)
Основная часть
I.«Уводили тебя

на рассвете…» (1935)
II.« Тихо льётся тихий Дон…» (1938)
III.« Нет, это не я, это кто-то другой страдает…» (1939)
IV.« Показать бы тебе, насмешнице…» (1938)
V.« Семнадцать месяцев кричу…» (1939)
VI.« Лёгкие летят недели…» (1939)
VII. Приговор (1939)
VIII. К смерти (1939)
IX.« Уже безумие крылом…» (1940)
X. Распятие
1. « Хор ангелов великий час восславил…(1938)
2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940)
 

Эпилог
1. « Узнала я, как опадают лица…» (1940)
2. «Опять поминальный приблизился час…» (1940)

Композиция поэмы:Эпиграф (1961)Вместо предисловия  (1957)Посвящение  (1940)Вступление (1935)Основная частьI.«Уводили тебя на рассвете…» (1935)II.« Тихо льётся тихий

Слайд 10«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери

и сына» (А. Солженицын)

Трагедия народа
или
трагедия матери и сына?

«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»

Слайд 11«Герой этой поэмы - народ... Все до единого участвуют на той

или другой стороне в происходящем. Эта поэма говорит от имени народа».

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
1961 г.

«Эпиграф»

«Герой этой поэмы - народ...  Все до единого участвуют на той или другой стороне в происходящем.

Слайд 12«Вместо предисловия»
В страшные годы ежовщины я

провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.
Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957, Ленинград
«Вместо предисловия»      В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных

Слайд 13
«В страшные годы ежовщины…»
Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с

1936 по 1938 гг. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями.
«В страшные годы ежовщины…»	Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 гг. Годы ежовщины

Слайд 14«Посвящение»

«Посвящение»

Слайд 15Какие художественные средства помогают описать материнское горе?
эпитеты
сравнения
антитеза
Тюремные затворы
смертельная тоска
постылый скрежет
шаги тяжелые
по

столице одичалой
невольные подруги осатанелых лет «каторжные норы»

Подымались как к обедне ранней мертвых бездыханней
словно с болью жизнь из сердца вынут
словно грубо навзничь опрокинут

Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.

Какие художественные средства помогают описать материнское горе?эпитетысравненияантитезаТюремные затворысмертельная тоскапостылый скрежетшаги тяжелыепо столице одичалойневольные подруги осатанелых лет «каторжные

Слайд 16
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные

норы
Доходит мой свободный глас.

А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…»

Любовь и дружество до васДойдут сквозь мрачные затворы,Как в ваши каторжные норыДоходит мой свободный глас.А.С.Пушкин

Слайд 17Апокалипсис – библейская книга, содержащая пророчества о «конце света».
Библейские образы и

мотивы в поэме
Апокалипсис – библейская книга, содержащая пророчества о «конце света».Библейские образы и мотивы в поэме

Слайд 18В книге Исайи сказано: «Горы сдвинутся и холмы поколеблются…»


В «Откровении Иоанна

Богослова» читаем:
«И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих…»
В книге Исайи сказано:  «Горы сдвинутся и холмы поколеблются…»В «Откровении Иоанна Богослова» читаем:«И небо скрылось, свившись

Слайд 19«Вступление» Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных марусь»
«черная маруся» - то же самое, что черный ворон, машина для перевозки арестованных (от англ.Blaсk Maria)

«Вступление»      Звезды смерти стояли над нами,    И безвинная корчилась

Слайд 20С помощью каких художественных средств Ахматова создает образ города?
метафоры
Песню разлуки паровозные

пели гудки
Безвинная корчилась Русь
Звезды смерти стояли над нами

сравнение

И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград

эпитеты

Безвинная Русь
Под кровавыми сапогами
Под шинами черных марусь

С помощью каких художественных средств Ахматова создает  образ города?метафорыПесню разлуки паровозные пели гудкиБезвинная корчилась РусьЗвезды смерти

Слайд 21«Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.

«Пятый Ангел вострубил, и

я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Из дыма вышла саранча на Землю…»

Библейские образы и мотивы в поэме

«Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.«Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба

Слайд 22
Лирическая героиня


Автор поэмы Страдающая мать
Показать бы тебе, насмешнице (4-я гл)
И любимице всех

друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей –
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.

«Кресты» - тюрьма в Ленинграде

Лирическая героиня	Автор поэмы	Страдающая матьПоказать бы тебе, насмешнице (4-я гл)И любимице всех друзей,Царскосельской веселой грешнице,Что случится с жизнью

Слайд 23Фольклорные традиции в поэме
Плач – старинная обрядовая песня на похоронах, поминках,

свадьбах. В первой главе – это плач матери по уводимому в тюрьму сыну, очень похожий на крестьянский плач по покойнику.
Во второй главе- одиночество, сиротство героини.
В третьей главе- невероятность трагедии, невозможность поверить в происходящее («ночь»=сон)
Фольклорные традиции в поэмеПлач – старинная обрядовая песня на похоронах, поминках, свадьбах.  В первой главе –

Слайд 24«Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть…»

«Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть…»

Слайд 25Как связан плач матери с фольклором во второй главе?
Колыбельная песня –

жанр устного народного творчества. Это песня, в которой мать, убаюкивая ребенка, часто представляет, каким будет его будущее.
Как связан плач матери с фольклором во второй главе?Колыбельная песня – жанр устного народного творчества. Это песня,

Слайд 26«Приговор» (7-я глава)
Вселенское горе, замирание.
Призыв у успокоению во имя обретения сил

жить дальше
«Приговор» (7-я глава)Вселенское горе, замирание.Призыв у успокоению во имя обретения сил жить дальше

Слайд 27 Магдалина билась и рыдала,
Учение любимый каменел…
Мари́я Магдали́на — последовательница Иисуса

Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Его Распятии и была первой из людей, удостоившейся явления Воскресшего Иисуса.

«Распятие» (10 гл.)

Магдалина билась и рыдала,Учение любимый каменел…Мари́я Магдали́на — последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно

Слайд 28Библейские образы и мотивы в поэме

Близость «Распятия» к своему источнику

– Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом к главе: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».

В Евангелии от Луки читаем: « …и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в Храме раздралась посередине».

Адресованный Отцу вопрос Иисуса «Почто меня оставил?» также восходит к Евангелию.

Слова же Иисуса «О, не рыдай Мене…» в тексте Евангелия обращены не к матери, а к сопровождавшим его женщинам, «которые плакали и рыдали о Нем».
Библейские образы и мотивы в поэме Близость «Распятия» к своему источнику – Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом

Слайд 29«…верх шапки голубой и бледного от страха управдома» – сотрудники НКВД

носили фуражки голубого цвета.
При обыске и аресте было обязательным присутствие управдома.

«К смерти» (8-я гл).

«…верх шапки голубой и бледного от страха управдома» – сотрудники НКВД носили фуражки голубого цвета. При обыске

Слайд 30«Эпилог» написан в жанре поминального плача, молитвы.
Какие художественные средства использованы для

этого?

«Эпилог» написан в жанре поминального плача, молитвы. Какие художественные средства использованы для этого?

Слайд 31Анафоры
Как из-под век выглядывает страх…
Как клинописи жёсткие страницы…
Как локоны из пепельных

и чёрных …
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой…
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде…
Ни около моря, где я родилась…
Ни в царском саду…
Забыть громыхание чёрных марусь…
Забыть, как постылая хлопала дверь…
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Анафоры			Как из-под век выглядывает страх…			Как клинописи жёсткие страницы…			Как локоны из пепельных и чёрных …И ту, что едва

Слайд 32
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне …

…здесь, где

стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных марусь

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.


А если когда-нибудь в этой странеВоздвигнуть задумают памятник мне ……здесь, где стояла я триста часовИ где для

Слайд 33Недаром финал произведение выводит трагическую мелодию вечной памяти по усопшим:   

И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы струится подтаявший снег, И голос тюремный пусть гудит вдали.
Недаром финал произведение выводит трагическую мелодию вечной памяти по усопшим:     

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть