Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие.
Владимир Маяковский не был исключением.
Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.
Задача-лозунг Солнца и Поэта
ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА
СОЦЗАКАЗ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
ФАКТ
ИСКУССТВО
ЖИЗНЕСТРОЕНИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ
ТЕМЫ
ОТБОР
МАТЕРИАЛА
ИЗОБРАЖАЯ
ЖИЗНЬ,
ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ
НА НЕЕ
«Юбилейное»-1924
В адрес Маяковского не раз поступали упреки в его якобы неуважительном отношении к классикам. В стихотворении “Юбилейное”, в котором поэт мысленно обращается к Пушкину, говорит великому классику: “Вам теперь пришлось бы бросить ямб картавый”. По мнению Маяковского, бурное время, в котором он жил, требовало другого оружия (“штык да зубья вил”). Поэт утверждает, что “битвы революций посерьезнее “Полтавы”, и любовь пограндиознее онегинской любви”. Эти строки говорят о том, что Маяковский считал, что новое время требует новой поэзии. Но это не означает, что он не признает заслуг величайшего русского поэта:
Александр Сергеич,
да не слушайте ж вы их!
Может,
я
один
действительно жалею,
что сегодня
нету вас в живых...
Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы, по-моему,
при жизни
— думаю — тоже бушевали,
Африканец!
У меня,
Да и у вас,
В запасе вечность.
Было всякое:
И под окном стояние,
Письма,
Тряски нервное желе.
Вот
Когда
И горевать не в состоянии -
Это,
Александр Сергеич,
Много тяжелей...
Маяковский как бы исповедуется великому предшественнику и посвящает его в самые свои заветные желания и помыслы, размышляет с ним о сиюминутном и вечном; ведь часто «большое понимаешь через ерунду».
Порой в стихах звучат шутливые, юмористические интонации, иногда намеренно используются прозаизмы, но все это создает атмосферу непринужденности, раскованности.
Чеканная концовка стихотворения подчеркивает живое, человечески теплое восприятие пушкинского наследия:
Ненавижу
Всяческую мертвечину! Обожаю
Всяческую жизнь!
Лирический герой В.В. Маяковского обращается к С.А. Есенину как к живому, пытаясь даже вмешаться в роковой ход трагических событий:
Прекратите!
Бросьте!
Вы в своем уме ли?
По принципу кольцевой композиции, идея разоблачения самоубийства подчеркивается и в конце произведения.
Гневные, хлесткие фразы В.В. Маяковского полемизируют со скорбными финальными строками есенинских прощальных четверостиший:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Есенинскому настроению разочарования и уныния В.В. Маяковский стремится противопоставить активную социальную позицию творца и художника. Он убедительно подчеркивает созидательную силу поэтического слова в обществе:
Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.
У народа,
у языкотворца,
Умер
звонкий
забулдыга подмастерье.
Не откроют
нам
потери
ни петля,
ни ножик перочинный.
Может,
окажись
чернила в «Англетере»,
Вены
резать
не было б причины.
Метафоры: «щеки заливал смертельный мел», «стихов заупокойный лом», «темь пиджачных парусов», «пики усов», «время сзади ядрами рвалось».
Звуковых удвоения:«в горле горе», «бронзы звон», «гранита грань».
Интересные рифмы : врезываясь — трезвость, потери — «Англетере»
Дрянь
пока что
мало поредела.
Дела много -
только поспевать.
Надо
жизнь
сначала переделать.
Переделав —
можно воспевать.
Поэзия —
та же добыча радия, В грамм добыча,
в год труды. Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.
Роль поэта в истории:
только поэт «листает книгу времени» и может вписать
в неё песнь революции.
Труд поэта в истории:
Но труд поэтов-почтенный
паче - людей живых ловить,
а не рыб…
Шаг в будущее
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть