Слайд 1«ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ»
Любовная линия в романе и её место
в общей проблематике
романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Выяснить:
- как Базаров раскрывается в любви;
- какое значение имеет любовь в жизни других героев романа.
Слайд 2В романе четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему:
любовь Павла Петровича к княгине
Р.
любовь Аркадия к Кате
любовь Николая Петровича к Фенечке
любовь Базарова к Одинцовой.
Слайд 31-я группа
Павел Петрович и княгиня Р.
Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р.
Подтвердите неопределенность
и загадочность героини.
Как образ княгини Р. помогает в понимании характера Павла Петровича?
Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
Слайд 42-я группа
Аркадий и Катя
Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой
(глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
2. Опираясь на текст, докажите, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).
3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?
Слайд 5
1. Литературовед Ю.В.Лебедев пишет: "...с Катей Аркадий учится быть самим собой
и постепенно отдается увлечениям, которые отвечают природе его мягкого, художественно восприимчивого характера..."
Н.А.Соснина считает, что Катя помогает понять Аркадия как человека "ручного" в противоположность Базарову.
Д.И.Писарев сравнивал Аркадия с "куском чистого, но мягкого воска", из которого можно лепить все, что угодно...
— Ваше мнение: кто прав? С кем бы вы поспорили? Почему? Обоснуйте свою точку зрения анализом романа.
Слайд 63-я группа
Николай Петрович и Фенечка
1. Расскажите историю Фенечки, выделите ее основные черты.
Какова композиционная роль этого образа?
2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с пережива-ниями Павла Петровича.
3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какова роль любовных историй братьев в понимании образа Базарова?
Слайд 74-я группа
Базаров и Одинцова
1. Как характеризуют история любви и выбор женщин
Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова?
2. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Изменил ли он себе, полюбив ее?
3. Как относился Базаров к женщинам до встречи с Одинцовой?
4. Какие художественные детали в сцене первого объяснения Базарова в любви особенно подчеркивают силу и глубину его чувства?
5. В чем причины неудачи Базарова в его любви к Одинцовой?
6. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова.
7. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
Слайд 88. Сравните две сцены объяснения Базарова - поздним вечером и днем (XVII, XVIII
главы). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»?9.
9. Почему не могла состояться любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
10. Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?
Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. Растоптала» ли любовь Базарова?
Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
Слайд 9
1. О.И.Любимов, учитель из Воронежа, уверен: "Одинцова ничуть не увлеклась Базаровым,
ей лестно было видеть "льва у своих ног". Во время всех встреч она стремилась одержать верх. И поцеловала его перед смертью, так как "не позволила Базарову еще раз восторжествовать над собой": "если бы она его не поцеловала, он доказал бы, что все-таки сильнее ее..."
Литературовед Ю.В.Лебедев утверждает: "Одинцова хочет полюбить, но не может не только потому, что она аристократка, но и потому, что демократ Базаров, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. ...герой нетерпелив, опрометчив, а подчас и человечески глух к душевному состоянию героини. В решительный момент, когда тайное волнение охватило Одинцову, и она... призналась в том, что очень несчастлива, Базаров проявил бестактность", мгновенно погасил "огонек любовного чувства Одинцовой", "спугнул заветное слово у робеющей Одинцовой". Лебедев считает, что душевное нетерпение Базарова, его "комплекс любви-ненависти", его "роковые оплошности" убивают возможность взаимной, ответной любви.
- Ваше мнение: кто прав? С чем вы согласны,с чем готовы поспорить? Обоснуйте свой ответ анализом глав.
Слайд 10
Сравните суждения Базарова о любви и его поведение во взаимоотношениях с
Одинцовой.
Каким и как вышел он из этого испытания? Прав ли Ф.М.Достоевский, увидевший в Базарове "признак великого сердца"?
Кто, по-вашему, более прав: Тургенев, говоривший, что "Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как в Базарова", или Писарев, утверждавший, что у нее был зародыш чувства, но она не дала ему развиться? Докажите свою точку зрения анализом текста.
Слайд 11
1. Литературовед Ю.М.Лотман писал о трех уровнях геройного мира тургеневских романов:
героическом, типическом и гротескном. Учитель из Киева Ю.Г.Петрик представил геройный мир "Отцов и детей" в следующей схеме:
"Нигилизм" "Принсипы"
Героическое Базаров Павел Петрович
Типическое Аркадий Николай Петрович
Гротескное Ситников, "усовершенствованный слуга"
Кукшина
Далее он пишет: «Между Павлом Петровичем и Базаровым компромисс невозможен, Аркадий и Николай Петрович уже гораздо ближе друг к другу, а Ситников, Кукшина и усовершенствованный слуга" почти ничем не отличаются».
- Какие выводы вы можете сделать из этой схемы? Зачем автору нужно описывать борьбу противоположных мнений - нигилистического и "аристократического"?
- Согласны ли вы с такой классификацией героев романа Тургенева? Почему?
- Как вы понимаете слова К.Г.Петрика: "...чем меньше преданность идее, тем аморфнее* личность"?
* Аморфный - 1. Не имеющий кристаллического строения (спец.). Аморфное вещество.
2. перен. Бесформенно-расплывчатый (книжн).