Презентация, доклад по литературе Лирика Б.Пастернака

Содержание

Пастернак нами не читается, он в нас совершается… Пастернак завораживает. Когда мы читаем Пастернака, мы всё забываем, кроме Пастернака… Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него подпадаем. В

Слайд 1Философская глубина лирики
Бориса Пастернака

Философская глубина лирикиБориса Пастернака

Слайд 2Пастернак нами не читается, он в нас совершается… Пастернак завораживает.
Когда

мы читаем Пастернака, мы всё забываем, кроме Пастернака… Действие Пастернака равно действию сна.
Мы его не понимаем.
Мы в него попадаем.
Под него подпадаем.
В него впадаем.
М.И. Цветаева
Пастернак нами не читается, он в нас совершается… Пастернак завораживает. Когда мы читаем Пастернака, мы всё забываем,

Слайд 3Поэзия Пастернака —- это отражение личности поэта.
С первых своих шагов

в стихах Борис Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Самая обыкновенная картина иногда рисуется под совершенно неожиданным зрительным углом.
Поэзия Пастернака —- это отражение личности поэта. С первых своих шагов в стихах Борис Пастернак обнаружил особый

Слайд 4Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах", 1914; "Поверх барьеров", 1917)

отмечены влиянием символизма и футуризма (тогда он входил в группу "Центрифуга").

Пастернак высоко ценил Блока,
видя в его поэтической системе
"ту свободу обращения с жизнью и вещами на свете, без которой не бывает большого искусства".

Его первые сборники стихов (

Слайд 5В 1922 вышла книга стихотворений
"Сестра моя - жизнь",
сразу выдвинувшая

автора
в ряд мастеров современного стиха.
С этой книги начинается Пастернак как самобытное поэтическое явление.
Позже он отмечал, что создавал эту книгу с чувством освобождения от групповых литературных пристрастий.
Ещё в 1918 г. в статье «Несколько положений» Пастернак высказал мысль о том, что творчество поэта
должно быть самостоятельным.
В 1922 вышла книга стихотворений

Слайд 6Природа в лирике Б.Пастернака
 Одной из главных особенностей лирики Бориса Пастернака можно

назвать его отношение к природе. Он всегда был тонким ценителем ее вечной красоты, и это не могло не отразиться на его творчестве. Жизнь и природа – вещи неотделимые в поэзии Пастернака:    

 Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе     Расшиблась весенним дождем обо всех… 

Сообщение

Природа в лирике Б.Пастернака Одной из главных особенностей лирики Бориса Пастернака можно назвать его отношение к природе. Он

Слайд 7    Поэт наделяет природу философским смыслом, через описание тех или иных

явлений он передает внутреннее состояние лирического героя. У Пастернака нет разделения на живую и неживую природу, все едино.  И Человек – часть природы, как деревья, камни, звезды, капли дождя.

Природа самобытна, она живая. И вот уже не мы смотрим в зимнее окно, а само окно глядит на нас со своими «крышами и снегом»:

Только белых мокрых комьев     Быстрый промельк маховой.     Только крыши, снег и, кроме     Крыш и снега, - никого.

   Поэт наделяет природу философским смыслом, через описание тех или иных явлений он передает внутреннее состояние лирического

Слайд 8Природа для Пастернака – высшая мера проявления жизни, носительница ее смысла.

Она источник человеческой жизни: обращение к природе позволяет понять события, которые происходят в мире, в человеческой судьбе. Она – на равных с человеком:

В осиротелой и бессонной, Сырой, всемирной широте С постов спасались бегством стоны, Но вихрь, зарывшись, коротел.
За ними в бегстве слепли следом Косые капли. У плетня Меж мокрых веток с ветром бледным Шел спор. Я замер. Про меня!
Я чувствовал, он будет вечен, Ужасный, говорящий сад. Еще я с улицы за речью Кустов и ставней — не замечен,
Заметят — некуда назад: Навек, навек заговорят.


Природа для Пастернака – высшая мера проявления жизни, носительница ее смысла. Она источник человеческой жизни: обращение к

Слайд 9«Февраль. Достать чернил и плакать!..»
Единство

авторского я, природы и творчества стало темой стихотворения «Февраль, достать чернил и плакать!..» Само творчество показано как непосредственное, сиюминутное ощущение мира: стихи слагаются «чем случайней, тем вернее».
На взгляд Пастернака, поэт должен спешить записать то, что природа уже давно и лучше «сочинила». Поэзия растворена в мире и говорит с поэтом языком предметов и явлений.

Одна из черт пастернаковского видения природы - стремление определить через нее сущность поэзии и вдохновения.

«Февраль. Достать чернил и плакать!..»      Единство авторского я, природы и творчества стало

Слайд 10 В основе стихотворения лежит романтический

мотив бегства героя из города в естественный мир, который показан в тексте как источник вдохновения и жизненных сил.
У лирического героя и природы (ливня, проталин, грачей, ветра) один жизненный ритм. Стремление раствориться в природе подчёркнуто особенностями синтаксиса: в предложениях отсутствует авторское я как подлежащее, используется безличная форма («достать чернил», «писать о феврале», «достать пролётку»).
Гармоническое единство, созвучие всего сущего отражено и в художественном пространстве стихотворения, где «встречаются» верх и низ, природный и душевный мир:

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
В основе стихотворения лежит романтический мотив бегства героя из города в

Слайд 11
Контрасты ливня и «сухой грусти»,

весны и черноты, неудержимого темперамента природы и вещного мира (нанятой «за шесть гривен» пролётки) вовсе не выражают дисгармонии; наоборот, они свидетельствуют о многомерности и гармоничности мира.

Объединяющим является лейтмотив черноты, выраженный образами чёрной весны, чернил, чернеющих проталин, грачей, обугленных груш. Цветовое решение аскетично, но при этом созданный в стихотворении мир динамичен и звучен («плакать», «навзрыд», «ветер криками изрыт».)
Контрасты ливня и «сухой грусти», весны и черноты, неудержимого темперамента природы и

Слайд 12Природа у Пастернака наделена чувствами: она любит, страдает, переживает, радуется. Она

постоянно движется, ее жизнь динамична.
Связь природы и человека, по мнению поэта, неразрывна, он считал, что человек - это часть природы.
Любовь к природе видна во всем творчестве Пастернака. Лирический герой Пастернака любуется, восхищается природой, "а иногда не человек глядит на нее, а сама природа смотрит на человека".
Поэт должен жить и творить во имя природы, это его назначение.

ВЫВОД

Природа у Пастернака наделена чувствами: она любит, страдает, переживает, радуется. Она постоянно движется, ее жизнь динамична.Связь природы

Слайд 13В 1923 году поэт опубликовал сборник «Темы и вариации», который свидетельствовал

о постепенном переходе от образной многослойности
и усложнённости («Без клещей приближенье фургона / Вырывает из ниш костыли / Только гулом свершённых прогонов, / Подымающих пыль из дали») к простоте и ясности стиха.

Во второй половине 20-х годов создал произведения об эпохе. Это поэмы о первой русской революции «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», стихотворный роман «Спекторский» . Общая тема этих произведений – человек и эпоха.

В 1923 году поэт опубликовал сборник «Темы и вариации», который свидетельствовал о постепенном переходе от образной многослойности

Слайд 14Место человека в истории
Поэт убежден в том, что

для художника есть лишь один источник творческой силы – жизнь, действительность.
Он не собирался вступать в конфликт со своей эпохой , он приветствовал революцию: эта «заразительная всеобщность… подъема стирала границу между человеком и природой».
Поэт осознавал нравственное величие революции и ощущал свою «неслиянность» с теми ее проявлениями, которые называл «обличительными крайностями».
Пастернак не отделяет себя от своего времени, от людской массы, приветствует «счастье сотен тысяч».

И разве я не меряюсь пятилеткой,
Не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?

Сообщение

Место человека в истории   Поэт убежден в том, что для художника есть лишь один источник

Слайд 15Поэт стремится преодолеть царящий в мире хаос, но понимает тщетность этих

попыток:

Век мой безумный, когда образумлю
Темп потемнелый былого бездонного?

ВЫВОД:
Постепенно желание «единения со временем перешло в сопротивление ему».
Пастернак понял, что стремление быть в согласии с кровавой эпохой губительно для художника: приняв ее, соглашаясь с нею, он лишает себя возможности самореализации.

Он остается убежден в том, что задача художника всегда противостоять житейской пошлости и мелочности.

Поэт стремится преодолеть царящий в мире хаос, но понимает тщетность этих попыток:Век мой безумный, когда образумлюТемп потемнелый

Слайд 16Пережитая поэтом духовная драма выразилась
в стихотворении «Нобелевская премия»:

Я пропал,

как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет.

Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

В последних строках стихотворения Пастернак выразил уверенность, что наступит на земле новая эра – эра добра, света и справедливости…

Пережитая поэтом духовная драма выразилась в стихотворении «Нобелевская премия»: Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди,

Слайд 17О месте поэта и поэзии
    Тема поэта и поэзии - одна из

важнейших в творчестве Пастернака.

Он относится к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи:

Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда.
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — времени заложник
У вечности в плену.

Сообщение

О месте поэта и поэзии    Тема поэта и поэзии - одна из важнейших в творчестве Пастернака. Он относится

Слайд 18Художник не должен зависеть о мнения толпы:

Быть знаменитым некрасиво.
Не

это подымает ввысь.

Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу:
«Цель творчества – самоотдача…»
Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».

ВЫВОД:

Художник не должен зависеть о мнения толпы: Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь.   Рассуждая

Слайд 20 Пастернак заставляет по-новому взглянуть на творчество.

Это не способ добывания финансов, не работа — это образ жизни поэта, от которого он не может отказаться, пока жив. 
Пастернак заставляет по-новому взглянуть на творчество.     Это не способ

Слайд 21 Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни

и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души.
Творчество Пастернака – это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия…

Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт

Слайд 22Бахирева Светлана Витальевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ «Перспектива»

Бахирева Светлана Витальевна,учитель русского языка и литературыМБОУ СОШ «Перспектива»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть