Презентация, доклад по литературе. Лермонтов . Парус

Содержание

Цели урока:Продолжить знакомство с личностью М.Ю. Лермонтова;Определить основной мотив стихотворения;Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил;Сформировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства;Продолжить работу по формированию навыка выразительного

Слайд 1 Жажда борьбы и свободы М.Ю. Лермонтов стихотворение «Парус»
Подготовила: Голенко С.

В.
Жажда борьбы и свободы  М.Ю. Лермонтов стихотворение «Парус» Подготовила: Голенко С. В.

Слайд 2 Цели урока:
Продолжить знакомство с личностью
М.Ю.

Лермонтова;
Определить основной мотив стихотворения;
Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил;
Сформировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства;
Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения стихотворения.

Цели урока:Продолжить знакомство с личностью   М.Ю. Лермонтова;Определить основной мотив стихотворения;Показать мастерство поэта

Слайд 3 Михаил Юрьевич Лермонтов

Сведения о жизни поэта

М.Ю. Лермонтов
в ментике

лейб-гвардии гусарского полка. П. Заболотский. 1837
Михаил Юрьевич Лермонтов   Сведения о жизни поэтаМ.Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии

Слайд 4География Лермонтова
Имение Тарханы
Московский благородный
пансион
Петербург
Школа
Гвардейских Прапорщиков
Дуэль в Пятигорске
Ссылка
на

Кавказ
География ЛермонтоваИмение  ТарханыМосковский благородный пансионПетербург Школа Гвардейских ПрапорщиковДуэль в ПятигорскеСсылка на Кавказ

Слайд 5Родители поэта
Мать, Мария Михайловна Лермонтова (урожденная Арсеньева, 1795–1817), её памятник,

установленный в часовне под склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. Не дожила до 22-х лет.

Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив

Родители поэта Мать, Мария Михайловна Лермонтова (урожденная Арсеньева, 1795–1817),  её памятник, установленный  в часовне под

Слайд 6протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии;
его окружали любовью и

заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.
Зловещие тайны семьи. Семейные распри.
Эта вражда предопределила мотивы творчества.

Детство Лермонтова

М.Ю. Лермонтов ребенком. Неизвестный художник.
1817–1818

протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту,

Слайд 7Елизавета Алексеевна, бабушка поэта,
происходила из знаменитого рода Столыпиных,
страстно любила внука. Она

употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых.

Елизавета Алексеевна,  бабушка поэта,происходила из знаменитого рода Столыпиных,страстно любила внука.  Она употребляла все усилия, чтобы

Слайд 81826-1828 г.г.
обучение в Благородном пансионе при Московском университете. Интерес

к литературе
Московский период Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге.
Переживает драму в личной жизни, связанную с отношениями бабушки и отца.



Автопортрет

Обучение в пансионе

1826-1828 г.г. обучение в Благородном пансионе при Московском университете.  Интерес к литературеМосковский период Школа гвардейских прапорщиков

Слайд 9В Пятигорске произошла ссора с однокашником по юнкерской школе, майором в

отставке Мартыновым, над которым Лермонтов посмеивался за его воинственный вид. Дуэль произошла 15 июля. Лермонтов стрелял в сторону, Мартынов — прямо в грудь поэту.

Трагическая гибель. 1841

М.Ю. Лермонтов Дуэль.
Перо, чернила.
1832—34 г.

В Пятигорске произошла ссора с однокашником по юнкерской школе, майором  в отставке Мартыновым,  над которым

Слайд 10Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.
В 1889 году,

поэту воздвигнут памятник
в Пятигорске.

Памятник на месте дуэли М. Ю. Лермонтова

Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука  в Тарханы.В 1889 году, поэту воздвигнут памятник в Пятигорске.Памятник

Слайд 11.

Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова
В. Фаворского. 1931г. М.Ю.Лермонтов. Гравюра на дереве


К.А. Горбунов 1841г. Портрет Лермонтова

Автопортрет

.Наблюдения над портретами М.Ю. ЛермонтоваВ. Фаворского. 1931г. М.Ю.Лермонтов. Гравюра на дереве К.А. Горбунов 1841г. Портрет ЛермонтоваАвтопортрет

Слайд 12Сегодня познакомимся с одним
из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус».
-

Символом чего может быть для вас слово « парус»?
- Как вы думаете, чем поражает человека море?
- Какое море в тихую погоду?
- А в бурю?

Сообщение темы урока

Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус».- Символом чего может быть для

Слайд 13 Наблюдения по репродукциям
А.И. Куинджи «Море»
С.Ф. Щедрин
Большая гавань на

острове Капри
Наблюдения по репродукциям А.И. Куинджи «Море»С.Ф. Щедрин Большая гавань на острове Капри

Слайд 14Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения « Парус»

Белеет парус одинокой
В тумане моря

голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

 Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

 Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832
Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения « Парус»Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что

Слайд 15Анализ стихотворения

Выделите основные ключевые слова стихотворения





Какое чувство вызывает парус у самого

поэта?

(сочувствие)

Что вызывает сочувствие поэта?

(«одинокий, увы…»)

Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?

Анализ стихотворенияВыделите основные ключевые слова стихотворенияКакое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)Что вызывает сочувствие поэта?(«одинокий, увы…»)Согласны

Слайд 16- Что такое буря?
- Всегда ли она несёт разрушение?
Айвазовский «Бурное

море ночью»

- Что символизирует море?

(перемены, трагедия)

(жизнь, судьбу)

- Что такое буря?- Всегда ли она несёт разрушение? Айвазовский «Бурное море ночью» - Что символизирует море?

Слайд 17Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается?
а потом говорится

« он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе.

Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы.
 

Работа с черновиками стихотворения

Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается?а потом говорится « он», т.е. это как бы

Слайд 18 Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия,

то что бы вы изобразили?
Каким было бы изображение?

I строфа

(точечным)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким

Слайд 19 Чтение второй строфы.
- Как меняется изображение паруса?
Что помогает нам

увидеть парус совсем рядом?

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

( Приближение через звук).

- Каким предстает море?

( И радостное, и грустное: « Играют волны, но ветер свищет»)

Чтение второй строфы. - Как меняется изображение паруса?Что помогает нам увидеть парус совсем  рядом? Играют

Слайд 20Обобщение учителя:
- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии

отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется.
- Какое главное слово автора в первой строке?
- А в последней?
- Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом – « мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление)
- Что же нужно парусу? (буря и покой).
- Что же это за слова в русском языке? (антонимы).
- А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу.
- Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?
Обобщение учителя:- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре

Слайд 21Прослушивание романса Варламова
на стихи Лермонтова.
Сопоставление настроений.

Определите настроение стихотворения?

Настроение романса?
Что общего и чем эти художественные произведения различаются?
Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений. Определите настроение стихотворения? Настроение романса? Что общего и чем

Слайд 22Домашнее задание:
1) выучить стихотворение наизусть;
2) прочитать историю создания стихотворения « Тучи»;
3)

принести стихотворение А.С. Пушкина « Туча».
Домашнее задание:1) выучить стихотворение наизусть;2) прочитать историю создания стихотворения « Тучи»;3) принести стихотворение А.С. Пушкина  «

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть