Слайд 1Проверим домашнее задание
синквейн
Слайд 2СИНКВЕЙН
Русский человек
Простосердечный, умелый
Творит, переживает, сочувствует
Умом Россию не понять, в Россию
можно только верить
Талант
Слайд 3
Анализ рассказа
«После бала»
Лев Николаевич
Толстой
Слайд 4
Расширить знания о биографии писателя;
Показать своеобразие историзма Толстого;
Познакомиться с историей создания
рассказа «После бала»;
Определить социально-нравственные проблемы рассказа.
Цели урока:
Слайд 5Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная
Поляна недалеко от Тулы.
Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя граф Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских .
Мать писателя – М.И. Болконская
Отец - Николай Ильич Толстой
Биография Льва Николаевича Толстого
Слайд 6С усадьбой Ясная Поляна связана вся жизнь писателя.
Ясная
Поляна при жизни писателя.
Ясная Поляна
в наши дни.
Слайд 8Лев Николаевич Толстой получал образование
в Казанском Университете сначала на восточном,
затем на юридическом факультете.
Толстой поступает на военную службу на Кавказе,
где получает офицерский чин.
Участвовал в Крымской войне.
Впечатления писателя от Кавказской войны
отразились в рассказах "Набег" (1853),
"Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856).
Слайд 9В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его
быт.
В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Слайд 10Осенью 1859 года писатель открыл
в Ясной Поляне школу для
крестьянских
детей.
В этой школе ребята учились писать,
читать, считать, были у них занятия
по обществознанию, русской истории
рисованию, пению.
Слайд 11В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой написал свои наиболее известные
романы:
«Война и Мир» и «Анна Каренина».
Слайд 12К 1890 году Толстой пришел к полному отрицанию своей предшествующей
литературной
деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги,
перешел на вегетарианскую пищу.
Тяготясь барским укладом жизни в усадьбе
Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную
Поляну. Здоровье 82-летнего писателя
не выдержало путешествия. Он простудился и,
заболев, 20 ноября скончался в пути на станции
Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.
Слайд 14 Что такое рассказ?
Рассказ – это эпический жанр, основу которого
обычно
составляет одно событие или
происшествие, хотя могут быть и более
объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже
всю жизнь героя.
Сколько сюжетных линий в рассказе?
Как правило, одна сюжетная линия.
Слайд 15Какова жанровая принадлежность произведения Л.Н.Толстого «После бала»?
Перед нами рассказ, так как
соблюдаются все жанровые признаки: прозаическое, небольшое по объему произведение, повествуется об одном событии, небольшое количество действующих лиц.
Слайд 16История создания «После бала»
Рассказ написан в 1903 году.
Лев Николаевич Толстой пишет
о
сороковых годах
XIX века, о времени правления
Николая I,
прозванного Николаем Палкиным.
Вступление Николая I на престол
связано историческим
событием - Восстание Декабристов.
Слайд 17Николай Первый и эпоха его правления 1819 – 1855 гг.
Слайд 19История создания рассказа.
Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с
братом Л.Н.Толстого Сергеем.
«Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата.
Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала»
Слайд 20
Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это
время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
Почему Лев Николаевич Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?
Слайд 21
На закате жизни происходит осмысление всего того, что произошло. Прожив
долгую жизнь, Толстой увидел, что казалось бы единичный случай, произошедший с братом в молодости, очень показателен: люди, совершая насилие, не задумываются о последствиях. И поэтому писатель, увидев много насилия в жизни, вновь обращается к этой теме в поздний период творчества.
Слайд 22Какие события описаны в рассказе?
Слайд 23Композиция: на какие смысловые части поделили бы рассказ?
Вступление
Основная часть
Бал
После
бала
Заключение
Слайд 24Контраст –
противопоставление, резкая противоположность.
Рассказ построен на АНТИТЕЗЕ.
Слайд 25Картина бала Мрачная улица
«…бал был чудесный: зала прекрасная
с
хорами, музыканты знаменитые,
буфет великолепный…»
в тумане «…что-то большое, чёрное, жёсткое,
музыка нехорошая, дома, казавшиеся высокими…»
«…я услышал звуки флейты и барабана…Это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка…Позади всех стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию»… «…всё так же били барабаны и свистела флейта…».
Слайд 27Полковник Наказуемый
Высокий военный, в шинели
и фуражке.
Шел твердой, подпрыгивающей походкой.
Румяное лицо и белые усы и бакенбарды.
Твердым шагом двигалась высокая статная фигура.
Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям. Спина его – что-то пестрое, мокрое…
Дергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… толкали..
Сморщенное от страдания лицо
Спотыкающийся, корчащийся человек.
Слайд 28Состояние главного героя
После бала
Я был счастлив, блажен, добр,… я был неземное
существо, не знающее зла и способное на одно добро.
Я обнимал весь мир своей любовью.
Я испытывал восторженно-нежное чувство.
После сцены наказания
Мне было стыдно, …я опустил глаза.
На сердце была физическая, доходившая , до тошноты тоска.
Мне становилось неловко и неприятно.
Вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня.
Слайд 291.О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича?
О чем
он «старался узнать»?
2. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?
1. Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречат нравственным представлениям Ивана Васильевича.
2. Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу.
Слайд 30Первоначально рассказ имел
несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь
строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…».
Как вы думаете, почему писатель остановился на названии «После бала»?
Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.
Слайд 31
Какие социально-нравственные проблемы поднимает Толстой в своем рассказе«После Бала»?
Главная
идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.
В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека,
изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого
открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.
Слайд 32По Толстому, «нравственность не может быть ни на чем ином основана,
кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Ели человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы».
Слайд 33Домашнее задание:
Стр.41 - вопрос (на выбор):
«Опыт литературоведческого исследования» или «Творческое
задание» - ПИСЬМЕННО