Слайд 1 Константин Дмитриевич Ушинский
Ушинский Константин Дмитриевич
(19 февраля (2 марта) 1824 — 22 декабря 1870 (3 января 1871)), русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета. В 1846 – 49 профессор Ярославского Демидовского лицея, который вынужден был оставить после обвинений в неблагонадежности. Сотрудничал в журналах "Современник" и "Библиотека для чтения". С 1854 преподаватель русской словесности и юридических предметов Гатчинского сиротского института, в 1855–59 инспектор его классов, с 1859 инспектор Смольного института, в 1860 редактор "Журнала Министерства народного просвещения". С усилением правительственной реакции отказался от редактирования журнала, а после политического доноса вынужден был в 1862 оставить и Смольный институт. В 1862–67 жил за границей, изучая постановку школьного дела.
Слайд 3Творчество
Короткие рассказы Ушинского для детей отличаются мастерством популяризации, умелым использованием фольклорных
традиций; немногословная нравоучительность достигается в них тщательным отбором деталей, четкостью и ясностью мысли. Большое значение придавал К. Ушинский устному народному творчеству, языку своих рассказов. Он считал, что рассказы должны быть написаны на родном языке, просто, без использования малопонятных для маленьких читателей слов. Ушинский писал рассказы о детях, рассказы о животных и рассказы познавательного характера.
Слайд 4Сборник «Детский мир»
Сочетание задач умственного развития и сообщения необходимых знаний К.Д.
Ушинский положил в основу подбора материала для своей книги и системы его расположения. При этом он стремился на деле реализовать принципы наглядности и постепенности, как наиболее отвечающие особенностям развития познавательной сферы детской психики.
Слайд 5
Сборник «Родное слово»
«Родное слово» сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич
отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать детям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.
Слайд 6Рассказы о животных и природе
Педагоги выделили в книгах Ушинского тот
художественный материал, знакомство с которым целесообразно начать еще в дошкольную пору. Это касается в первую очередь творчества самого Ушинского как автора небольших рассказов о животных. Животные представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы.
Особая ценность его рассказов о природе, о животных состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.
Слайд 7Рассказы о детях
Произведения Ушинского о детях отличаются тонкой психологичностью и на
простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Таким образом, рассказы К.Д. Ушинского о детях отличаются добротой, поучительностью, непринужденностью.
Слайд 8Рассказы познавательного характера
К. Ушинский-педагог делал радостным именно познание мира, природы, своими
произведениями он заинтересовывал маленьких читателей. Постепенно К.Д. Ушинский усложняет содержание своих рассказов. В некоторых своих рассказах К. Ушинский пытается подвести детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо. Таким образом, в этих рассказах читается доброта, взаимовыручка, предостережение ребенка от возможной опасности.