Слайд 1Самостоятельная работа на тему «Сентиментализм».
Понятие.
Отличительные черты.
Представители.
Слайд 2 «И крестьянки любить умеют!»
(по повести
Н. М. Карамзина
«Бедная
Лиза»)
Слайд 3Н.М.Карамзин
Военная служба
Смерть отца
Отставка
Симбирск
Увлечение масонством
Занятие литературой
Изучение истории
Симбирская губерния
Родовитая, но небогатая
дворянская семья
Светское
образование
Знание иностранных
языков
Путешествие
по Европе
Слайд 4
И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением
в глазах
К любезному в объятия упала...
"Будь счастлива!" - Эраст ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.
А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»
Слайд 5СЮЖЕТ
Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений.
Докажите, что это произведение
сентиментализма (домашнее задание).
Слайд 6ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ
Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году
повесть вышла отдельной книгой.
Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
Слайд 7ЖАНР - ?
Сентиментальная повесть
Слайд 9Проблематика повести:
проблема любви;
проблема рока и обстоятельств;
проблема природы и человека.
Слайд 10
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает
так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»
Заочная экскурсия
по окрестностям Москвы
Слайд 11«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные
готические башни Си…нова монастыря».
Симонов монастырь
Слайд 12 Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её
окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина — массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!»).
«….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...»
Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»
Слайд 13«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные
стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».
Москва-река
Слайд 14«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».
Данилов монастырь
Слайд 15«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».
Воробьёвы горы
Слайд 16«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Село Коломенское
Слайд 17Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической
характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
Роль пейзажа в повести - ?
Слайд 18Герои повести
Эраст
Лиза
автор
мать Лизы
богатая вдова
подружка Анюта
Слайд 19 Рассказчик является полноценным героем повести.
Посредник между читателем и жизнью
героев, воплощенной его словом.
Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.
Образ повествователя в повести
Слайд 20КТО ЖЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ? КАКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДАЮТ ЕМУ ДРУГИЕ ГЕРОИ?
ЛИЗА
Слайд 21КТО ЖЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ? КАКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДАЮТ ЕМУ ДРУГИЕ ГЕРОИ?
ЛИЗА
трудолюбивая
кормилица
Божеская
милость
отрада старости
милая
любезная
нежная
Слайд 22КАКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕРОЮ ДАЕТ АВТОР?
ЛИЗА
Слайд 23КАКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕРОЮ ДАЕТ АВТОР?
ЛИЗА
любила матушку
трудолюбивая
самоотверженная
робкая
чистая
услужливая
радостная душа
прелестная
Слайд 24бедная
Социальное положение
небогатая, живущая в бедности
Отношение автора
несчастная, горемычная, её
жалко
Социальный статус героини
Слайд 25ПОЧЕМУ Н. М. КАРАМЗИН ВЫБРАЛ ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ ЛИЗУ?
Елизавета (др.-евр.)- «Бог-моя клятва»,
«Богом клянусь»,
«Бог мой-клятва».
Слайд 26КАКОВ ЭРАСТ? КАК ЕГО ХАРАКТЕРИЗУЕТ АВТОР?
Эраст
Слайд 27КАКОВ ЭРАСТ? КАК ЕГО ХАРАКТЕРИЗУЕТ АВТОР?
Эраст
Эгоизм, легкомыслие
Жизнь из удовольствий
Доброе сердце
Богатый дворянин
Доброе
лицо
Слабый и ветреный
Ищет счастье в забавах
Слайд 28Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.
Сопоставление героев
Слайд 29ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый
человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
Слайд 30 Латинское название «ЛАНДЫШ» в дословном переводе означает «лилия долин,
цветущая в мае».
В христианской мифологии ландыш – это СЛЁЗЫ БОГОРОДИЦЫ,
которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли
чистоту, нежность, любовь, верность, невинность
.
Слайд 31 Развязка действий
Эраст сообщает об уходе
в армию.
Пять дней сряду она не видала его и была в беспокойстве: в шестой он пришёл с печальным лицом и сказал ей:
Слайд 32КУЛЬМИНАЦИЯ
«…Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвился жениться; ты должна оставить меня в
покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра….»
….он вывел ее из кабинета и сказал слуге: «проводи эту девушку со двора».
«Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!» - вот ее мысли, ее чувства!...»
Слайд 33Причины самоубийства Лизы
Потеря смысла жизни
Измена Эраста
Легкомыслие Эраста
Любовь к Эрасту
Обманутое доверие
Слайд 34АВТОР НАБЛЮДАЕТ ЗА СМЕНОЙ ЛИЗИНЫХ ЧУВСТВ:
Смущение
Грусть
Безумная радость
Печальное раздумье
Восторг
Страх
Величайшее беспокойство
Отчаяние
Потрясение
САМОУБИЙСТВО
Слайд 35ЛЮБОВЬ – НРАВСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА ГЕРОЕВ
Слайд 36ЛЮБОВЬ – НРАВСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА ГЕРОЕВ
Слайд 37ВЫВОДЫ:
Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни.
Но он
предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям.
По его мнению, необходим рассудок
Слайд 38 ТЕМА РАЗУМА, РАССУДКА
ЭРАСТ.
Ни о
чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой
ЛИЗА
Задумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать.
РАССКАЗЧИК
Постоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»
Слайд 39ТЕМА РАЗУМА, РАССУДКА.
Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста?
Чувства, а не
рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание.
«Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?»
Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.
Слайд 40ПРОБЛЕМА РОКА И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Обстоятельства –
Сумма реальных причин, в них нет той
безысходности, как у рока.
Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение.
РОК - ?
НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.
Слайд 41ИТОГ БЕЗДУМНОСТИ
ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на
гибель ФИЗИЧЕСКУЮ.
ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен».
АВТОР не обвиняет героев, а объясняет причины их бед, предупреждает читателя о возможных бедах, если они забудут о разуме.
Слайд 42ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Высшие силы представлены в образе природы:
ОНА 1. Воплощение
красоты.
2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом).
ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.
Слайд 43ОБРАЗ ПРИРОДЫ
Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках ландыши.
Ландыши
потом она бросит в речку.
Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее).
Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Найти в тексте описание природы.
Слайд 44ОБРАЗ ПРИРОДЫ
5.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется
в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями».
6. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает.
7. Лизу сопровождает свет, солнце.
8. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.
Слайд 45ВЫВОДЫ
Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и
прочность чувствам дает РАЗУМ.
Существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.
3. Человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.
4. Природа наделена разумом, и не считаться с ее оценками неразумно.
Какие выводы сделали для себя?
Слайд 46СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Н. М. КАРАМЗИНА В ПОВЕСТИ «БЕДНАЯ ЛИЗА»
Для Карамзина, как писателя-сентименталиста,
чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны.
- Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прогматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом). И именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»