Слайд 2«Что помогло Васютке выжить в тайге»
в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Слайд 3Композиция сочинения-рассуждения
I.Вступление.
II. Основная часть :
1.Тезис.
2.Аргументы (доказательства):
1)…
2)…
III. Заключение (вывод).
Слайд 4Вступление
Во вступлении можно сказать несколько слов о писателе, герое, об истории
создания произведения, поразмышлять над темой сочинения.
Эта часть не должна быть объемной. Вступление может состоять из 2-3 предложений.
Вступление является связующим звеном с основной частью, поэтому важно правильно его закончить. К примеру, логичным завершением вступления будут являться фразы «давайте поговорим об этом» или «давайте разберемся».
Небольшое по объему, оно обязательно должно иметь логичный и плавный переход к основной части.
Слайд 5Основная часть
В основной части вам нужно будет выдвинуть тезис, то есть
дать четкий ответ на поставленный вопрос, и привести два доказательства из текста художественного произведения.
По объему эта часть самая большая (2/3 всего сочинения).
В сочинении вы можете использовать цитаты. Это точные выдержки из текста, которые необходимо взять в кавычки. Если цитата большая, то ее можно сократить, обозначив место пропуска многоточием.
«С высоты она казалась огромным тёмным морем... Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник».
Слайд 61) во- первых, …
2) во-вторых, …
3) например,…
4) к примеру,…
5) на мой
взгляд,…
6) я считаю,…
7) как мне кажется,…и другие
Слайд 7Заключение
Целью заключительной части является подведение итога. Нужно подтвердить те аргументы, которые
вы привели в основной части. Заключение во многом повторяет вступление.
Как и вступление, заключение не должно превышать объема основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений.
Слайд 81) следовательно, …
2) итак, …
3) таким образом, …
4) в общем, …
5)
действительно,…
Слайд 91) Герасим был дворником. Герасим очень любил свою собаку.
2) Через приоткрытую
настежь дверь был виден весь двор.
3) Дело происходило в мае месяце.
4) Костер все больше распалялся.
5) Этот человек ведет праздничную жизнь.
Слайд 10Проверь себя!
1) Герасим был дворником. Он очень любил свою собаку.
2) Через
открытую настежь дверь был виден весь двор.
3) Дело происходило в мае.
4) Костер все больше разгорался.
5) Этот человек ведет праздную жизнь.
Слайд 11Запомните!
1. Избегайте речевых повторов. Используйте синонимы.
2. Вдумывайтесь в значение употребляемых слов.
3.
Старайтесь придерживаться литературного стиля. Исключайте разговорные обороты.
4. Выражайте свои мысли ясно и четко, избегайте слишком длинных предложений .
5. Не увлекайтесь цитированием (не более 1/4 текста сочинения).
Слайд 12Последовательность работы над сочинением-рассуждением
1. Внимательно прочитайте вопрос.
2. Сформулируйте тезис.
3. Приступайте к
доказательствам.
4. Переходите к выводу.
5. Перечитайте сочинение, обратив внимание на
- соответствие теме,
- абзацное членение,
- «мостики»-связки между частями,
- точность передачи мысли,
- грамотность письменной речи (соблюдение речевых, грамматических норм, орфографию, пунктуацию).
Слайд 13Что помогло Васютке выжить в тайге:
1) знание леса и правил поведения
в нем;
2) смелость;
3) упорство;
4) терпение;
5) наблюдательность;
6) смекалка;
7) желание вернуться домой.
Слайд 14 Васютка - главный герой автобиографического
рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Тринадцатилетний мальчик в течение пяти дней блуждал один по суровому северному лесу, таящему в себе множество опасностей, и все-таки нашел дорогу к людям. Что же помогло Васютке выжить в тайге?
Я считаю, что Васютка смог выжить в тайге благодаря знаниям и своему характеру.
Во-первых, решающую роль сыграло знание мальчиком правил поведения в тайге. Все лето проводя с рыбаками на промысле, Васютка знал, как приготовить еду на огне и устроить место для ночлега. Сориентировавшись по мху на деревьях, он смог выбрать правильное направление движения. По типу леса подросток нашел реку, а по закату определил предстоящую погоду. Не зная, сколько дней ему придется провести в лесу, Васютка предусмотрительно экономил еду, патроны, спички.
Во-вторых, большое значение в спасении Васютки имели его личные качества: смелость и упорство в достижении цели. Безусловно, бывали моменты, когда ему хотелось плакать от отчаяния и страха. Но мальчик смог перебороть себя, не поддаться панике, вспомнив слова отца и деда, что «тайга хлипких не любит». Васютка понимал, что помощи ему ждать неоткуда, нужно рассчитывать только на свои силы, поэтому, собрав всю свою волю в кулак, все время шел вперед и вперед.
Таким образом, я считаю, что Васютка выжил в тайге благодаря своим личным качествам. Можно только восхищаться умом, выдержкой и самообладанием подростка, на долю которого выпало такое серьезное жизненное испытание. Но Васютка с честью выдержал эту проверку, доказав всем, что порой тринадцатилетний мальчик может сделать то, что не всякому взрослому человеку под силу. Я считаю его настоящим героем!