Слайд 1Урок в 11 классе
Братцева Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Эрик Мария Ремарк
«На западном фронте без перемен»
Война и мир в романе Ремарка
Слайд 2Первая мировая война — это не просто война, в которую вовлечено
было все человечество. Это грандиозная катастрофа, сломавшая судьбы не только людей, но и целого поколения. Это война, которая велась по новым, неизвестным правилам, оттого и оказавшаяся столь страшной и жестокой.
Слайд 3Эта книга не является ни обличением, ни исповедью. Это только попытка
рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов.
Эрих Мария Ремарк
Слайд 4Кровавая бойня Первой мировой
Каково общее впечатление после прочтения романа?
Докажите с помощью
примеров из текста, что война — это бессмысленная кровавая бойня.
Могут ли данные фотографии служить иллюстрациями к роману?
Слайд 5Самый ужасный итог Первой мировой войны — огромное количество жертв. Ни
одна война до этого не собирала столь обильную жатву. Ремарк изображает в своем романе множество смертей. И ужас в том, что смерть воспринимается как данность, и, кажется, оплакать каждого невозможно, а от невыносимой скорби или страха можно сойти с ума. Перед нашими глазами гибнут друзья детства героя, новобранцы, на поле боя, в госпитале, от газа... Смерть становится для героев романа привычной. И это один из самых ужасных итогов мировой войны.
Слайд 6Цель: анализ отношения автора к войне
Задачи:
проанализировать сюжетную линию, раскрывающую тему
войны и мира в романе;
рассмотрение особенностей авторского отношения к изображаемым событиям;
анализ средств передачи авторского отношения;
Слайд 7Осмысление темы Первой мировой войны
Великие немецкие писатели и философы:
Томас Манн и Генрих
Манн
Герман Гесс
Эрнст Юнгер,
Макс Вебер
Освальд Шпенглера
Эрих Мария Ремарк
Они были современниками той эпохи; для одних «великая Война была разрушительной и нигилистической лишь по отношению к риторике, идеализму громких лицемерных слов»… для других она наоборот стала началом «героического реализма», закалкой, где «в стальных грозах» обрёл форму новый тип человека, описываемого Юнгером, которому, по его словам, принадлежит будущее»
Слайд 8Вспомним и подумаем
Вспомните начало романа.
Почему автор сделал героем романа 18-летнего парня?
Как
Пауль попал на фронт? Зачем он пошел туда?
Расскажите о жизни Пауля и его сослуживцев на фронте.
Слайд 9«На уроках Канторек ... в конце концов добился того, что наш
класс, строем, под его командой, отправился в окружное военное управление, где мы записались добровольцами. ...Кантореков были тысячи, и все они были убеждены, что таким образом они творят благое дело, не очень утруждая при этом себя»
Слайд 10«Они должны были бы помочь нам, восемнадцатилетним, войти в пору зрелости,
в мир труда, долга, культуры и прогресса, стать посредниками между нами и нашим будущим»
НО
«...их поколение не так честно, как наше; их превосходство заключалось лишь в том, что они умели красиво говорить и обладали известной ловкостью...»
Слайд 11Война разрубает жизнь людей на до и после, «смывает» ее участников
Слайд 13Начало романа поражает обилием физиологических сцен. Еда, необходимость справить нужду, отоспаться
— вот постоянные заботы солдата. Мы совершенно не слышим разговоров о том, ради чего воюют, за кого воюют, даже с кем воюют.
Слайд 14Рота потеряла почти половину состава и в девяти километрах от передовой
отдыхает после встречи с английскими орудиями — «мясорубками».
Слайд 15Как повел себя Кат (Катчинский) с новобранцами? Как это его характеризует?
Какой
вариант ведения войны предлагает Кропп? Чем вы это объясните?
Прочитайте размышления Пауля о связи солдата с землей.
Слайд 16
Солдату она
представляется
«безмолвной, надёжной
заступницей, стоном и
криком он поверяет
ей
свой страх и свою боль,
и она принимает их...
в те минуты, когда он приникает к ней, долго и крепко сжимая её в своих объятиях, когда под огнём страх смерти заставляет его глубоко зарыться в неё лицом и всем своим телом, она — его единственный Друг, брат, его мать».
Слайд 17Автор передает размышления солдат, призванных в армию, — крестьян, ремесленников, рабочих;
и им нет никакого дела до геополитики, им лишь необходимо знать, за что они рискуют своей жизнью, и они не могут найти ответ на этот вопрос.
Слайд 18Какую роль для раскрытия основной проблемы романа сыграла встреча с кайзером
Вильгельмом?
Если кайзер представляется обычным человеком, который просто не может хотеть войны, кто же в ней повинен?
Зачем же все-таки сидеть в грязном окопе и подвергать свою жизнь опасности?
Вспомним и подумаем
Слайд 19Чем представляется Паулю Боймеру и его сослуживцам довоенная жизнь?
О чем он
вспоминает и о чем мечтает?
Сбылись ли его мечты, когда он приехал домой?
Слайд 20
Вспомните приезд Пауля домой в отпуск. Почему он считает, что
ему не надо было приезжать в отпуск?
Слайд 21Вспомним и подумаем
Что изменилось в отношении Пауля к войне?
Дайте обоснование
своим выводам, используя видеофрагменты.
Слайд 22У Пауля не укладывается в голове то, как можно здесь, в
тылу, жить нормальной, привычной жизнью, когда ТАМ рвутся снаряды, ТАМ убивают людей, травят солдат газами, закалывают штыками. Всё возмущается и кипит внутри Пауля, но в то же время у него нет сил, ни желания что-то объяснять людям.
Слайд 24
«…Мы уже не сможем прижиться. Да нас и не поймут, –
ведь перед нами есть старшее поколение, которое хотя и провело с нами все эти годы на фронте, уже имело свой семейный очаг и профессию и теперь снова займёт своё место в обществе и забудет о войне, а за нами подрастает поколение, напоминающее нас, какими мы были раньше; и для него мы будем чужими, оно столкнёт нас с пути. Мы не нужны самим себе, мы будем жить и стариться, – одни приспособятся, другие покорятся судьбе, а многие не найдут себе места. Протекут годы, и мы сойдём со сцены»
На войне, они разочаровались в националистических, шовинистических идеях, в своих учителях, политиках, ораторах, в государстве, наконец, то в мирной жизни их ждало ещё более горькое разочарование: рая-то, оказывается, нет!
Слайд 25Две смерти
Вспомните эпизоды из романа
Что изменилось в психологии Пауля? Стал ли
он другим человеком?
Слайд 26Героизм в этой войне измерялся не количеством успешных боев и одержанных
побед, а тем, насколько солдат смог остаться человеком.
Слайд 27Вспомним и подумаем
Как погиб Пауль Боймер?
Какое значение имеет его гибель для
основной идеи романа?
«…Он упал лицом вперёд и лежал в позе спящего. Когда его перевернули, стало видно, что он, должно быть, недолго мучился, – на лице его было такое спокойное выражение, словно он был даже доволен тем, что всё кончилось именно так».
Слайд 28«Не может быть, чтобы это ушло навсегда, – тёплое, нежное дыхание
жизни, волновавшее нам кровь».
Слайд 29Антивоенный пафос фильма и книги горячо раздражал приспешников Гитлера. В образе
солдата, рассказывающего о бесчеловечности и бессмысленности войны, они видели угрозу тому агрессивному и милитаристскому настрою, к которому они успешно склоняли общество.
Подведем итог