Слайд 1Материалы к изучению романа «Мастер и Маргарита»
Михаил Афанасьевич Булгаков
Кашина Н.В., МКОУ
"Троицкая СОШ № 5"
Слайд 2Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и
при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.
Слайд 3Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет.
Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание.
Слайд 4Жанровое своеобразие романа
«Мастер и Маргарита» по тематике – фантастический, исторический и
любовный роман, по идейному замыслу – философский и сатирический одновременно. Но это не делает роман «пёстрым», распадающимся на отдельные пласты (современность, историческое прошлое, нереальный мир). Все миры, герои и сюжетные линии органично взаимосвязаны и выражают основную авторскую идею о нравственной основе в существовании любого человеческого общества.
Роман строится как совмещение трагедии и комедии. Тонкая ирония ершалаимских глав превращается в московских главах в откровенный фарс, хотя история мастера и Маргариты сохраняет драматизм и напряжение сложной психологической жизни людей, не принадлежащих к циничному, лицемерному и лживому обществу обывателей. Традиционным стало определение жанра романа как мениппеи, где под смеховой маской скрывается серьёзное философское содержание. «Мастер и Маргарита», как и любая мениппея, – это двуплановый роман, в нём совмещаются полярные начала: философское и сатирическое, трагическое и фарсовое, фантастическое и реалистическое – и образуют органичное единство.
Слайд 5Особенности композиции романа
В романе соединяются, переплетаются, с нарушением хронологической последовательности, три
мира:
1. реалистический мир – рассказ о событиях в Москве 30-х годов ХХ века; действие здесь стремительно развивается и охватывает временной промежуток четырёх дней.
2. ершалаимский мир – рассказ о событиях в Ершалаиме; события здесь развиваются в течение суток.
3. потусторонний (нереальный) мир – бал у сатаны; здесь время остановилось, полночь длится вечно.
Все три мира связаны авторской идеей и героями: мастер пишет роман о Пилате и Иешуа («роман в романе»), сжигает его, провоцируя появление Воланда в Москве. Сатана обличает пороки общества людей, не живущих по законам добра и справедливости, и начинает рассказ о Пилате, подтверждая правильность написанного мастером. Иешуа просит Воланда наградить мастера заслуженным «покоем», прекратить его земной путь, освободив от грешного людского общества. Несмотря на то, что сатирический пласт занимает в романе большее количество глав (17), он не является основным. Главная авторская идея связана с образами Пилата и Иешуа, мастера и Маргариты и раскрывается в ершалаимских главах и главах, посвящённых жизни мастера и его возлюбленной.
Слайд 6Сюжет романа
Сюжет романа Булгакова фантастичен и реалистичен одновременно. Бесспорно, роман «Мастер
и Маргарита» – многосюжетный роман, в котором фантастика причудливым образом переплетается с реалиями жизни советской Москвы 30-х годов ХХ века. В ней появляется сатана (Воланд) со своей свитой, которая учиняет в ней разгром и неразбериху. Реалистический сюжет о жизни и любви мастера и Маргариты фантастически завершается в финале романа, когда герои, прекратив свой земной путь, встречаются с Пилатом, героем романа мастера (третий, исторический сюжет в романе Булгакова). Следует также отметить, что сюжетная линия мастера и Маргариты носит автобиографический характер.
Слайд 7Тематика романа
Роман Булгакова о вере, спасающей человека, и безверии, губящем его,
убивающем творческий дар. Это роман о добре и зле, их вечной, непримиримой борьбе, о смысле человеческой жизни, её ценностях, творчестве, об ответственности человека за свои деяния, о преступлении и неизбежности возмездия за него, о спасительной силе любви.
Слайд 8Идея романа
Булгаков, продолжая традиции писателей ХIX века, утверждает, что в основе
любого общества должны лежать не материальные, классовые, политические, а нравственные основы. Это добро, любовь, милосердие, вера. С этими категориями связаны в романе образы мастера, Маргариты, Иешуа, Ивана Бездомного, Левия Матвея, Воланда и Пилата.
Слайд 9Ершалаимские главы – смысловой центр романа
Нравственная концепция Булгакова связана с образом
Иешуа, который является высочайшим идеалом добра, сострадательности, отваги и разрушает идею о всевластии зла над человеком.
Совесть, по Булгакову, - внутренний, моральный судия, искупление вины, возможность духовного возрождения. За страх и слабость был наказан Пилат, обладатель безграничной власти и ее жертва, за сострадание и способность к суду над собой прощен. Это одно из доказательств булгаковской идеи: добро в человеке не может быть уничтожено окончательно. Это та нравственная основа, на которой должно быть построено человеческое общество, свободное от власти, несущей насилие и смерть.
Слайд 10Главные герои романа
М. Булгаков судит своих героев по самому строгому счету
– по счету человеческой нравственности… (И.Виноградов)
Слайд 11Мастер
Мастер – имя-обобщение, означающее «творец, в высочайшей степени профессионал своего дела».
Мастер – самое первое слово романа, им открывается произведение в целом и заявляется тема творчества. Очень важно, что у мастера нет настоящего имени: имя выражает сущность личности, отсутствие имени означает трагедию личности, что и подтверждает текст романа.
Отсутствие имени у мастера – свидетельство обобщенности портрета героя, который сочетает в себе гоголевское и пушкинское начала и имеет черты сходства с автором романа и его судьбой. Имя мастера стёрто его отказом от себя и неверием в справедливость жизни.
Слайд 12Маргарита
Маргарита в романе совершает путь, противоположный мастеру: от отчаяния, тревоги, пустоты
жизни она движется к вере в неё и в свои силы, к всепобеждающей любви. Она ни на минуту не теряет веры в чудо спасения, возвращения возлюбленного. Ради этого выдерживает тяжелейшие испытания (бал у сатаны), она тверда, упорна, сильна и благородна.
До встречи с мастером Маргарита – женщина из московской элиты обитателей особняков на Арбате. В её жизни, с точки зрения советского обывателя, все было хорошо. Но не было главного смысла жизни - любви и необходимости жить ради близкого, дорогого человека. Героиня открывает себя, своё сердце, обретает смысл жизни, встретившись с мастером и посвятив себя целиком служению этому талантливому человеку. Общение с сатаной, его свитой и всей фантастической нечистью меняет облик Маргариты, но не разрушает её душу, открытую для любви, сострадания и милосердия (история с Фридой). Восхищает её внутренняя сила (близкая отваге Иешуа, отстаивающего идею неистребимости добра), упорство, настойчивость и непреклонность в достижении цели. Но главное – вера, которую Маргарита не теряла никогда, даже в самые трагические минуты жизни.
Слайд 13Иешуа Га-Ноцри
Иешуа - это обычный смертный человек, проницательный, мудрый и простодушный.
Вместе с тем это воплощение чистой идеи. Он добр, никого не винит, даже мучителям своим не желает зла, наблюдателен, разбирается в людях, облегчил страдания Понтия Пилата, избавив его от головной боли, но он слаб, простодушен, наивен, не может себя защитить. Он беззащитен, но силён духовно, он провозвестник новых человеческих идеалов. Он не деятель, а проповедник, носитель идеи добра, справедливости, любви, милосердия. Арестованный, зверски избитый, приговорённый к смерти, он остаётся свободным.
Слайд 14Понтий Пилат
С образом Пилата связана проблема совести в романе, проблема трусости
и необходимости каждого человека, в независимости от поста и звания, нести ответственность за свои ошибки.
Понтий Пилат - винтик в тоталитарном государстве и вынужден поступать не по совести, а в угоду той власти, которой служит, которую представляет. Если он не сделает этого, то будет наказан, уволен, потеряет власть, а с ними и благополучие, благосостояние, привилегии. Он боится ответственности перед своими начальниками. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва, но, отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Вот почему, отдав приказ о распятии Иешуа, он произносит: "Погиб!", а затем "Погибли!" Он гибнет вместе с Иешуа как свободная личность.
Слайд 15Воланд
В этом герое Булгаков создал своеобразный образ Сатаны. Это не абсолютное
зло. Воланд пришел в Москву, чтобы судить. И важно отметить, что от него не пострадал ни один невинный человек. Внешность Воланда очень примечательна. Он мудр, его философия крайне интересна. Можно сказать, что он не творит зла, он творит справедливость, но своими, дьявольскими способами. Именно Воланд помогает Маргарите вновь обрести Мастера в благодарность за то, что она была королевой на его балу. Он же освобождает этих героев от бремени жизни в этой реальности и награждает их покоем. Воланд говорит о том, что тьма и свет неразделимы. Одно не может существовать без другого. Эти понятия взаимосвязаны.
Слайд 16Цитаты из романа
Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за
того, что добрые люди изуродовали его.
Все будет правильно, на этом построен мир.
Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере.
Трусость — самый страшный человеческий порок
Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
Самый страшный гнев — гнев бессилия.
Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?