Слайд 1И.А. Бунин «Солнечный удар»
/1925г./
Слайд 2Иван Алексеевич Бунин
/1870-1953/
Жизнь Бунина сложилась трудно.
Из обедневшей дворянской семьи,
Бунин рано начал самостоятельную жизнь;
В 1903 году получил Пушкинскую премию за книгу «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате»…
в 1909 году был повторно удостоен этой награды за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений. В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук.
Он не принял революцию 1917 года и в феврале 1920 года покинул Россию навсегда.
Жил в Париже, встречался с друзьями, читал им свои повести, рассказы, иногда - стихи. Он очень любил Россию и писал только о ней /роман «Жизнь Арсеньева», повестей «Суходол», «Деревня», «Митина любовь», рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки», дневниковых записей «Окаянные дни»…/.
1933 год. Все газеты Парижа 10 ноября вышли с крупными заголовками: "Бунин - Нобелевский лауреат« /за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»/.
Каждый русский в Париже, даже грузчик на заводе "Рено", сроду не читавший Бунина, восприняли это как личный праздник…
Слайд 3История создания рассказа
Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни… И.А.Бунин
Наравне со сборником рассказов о любви «Тёмные аллеи», созданный Иваном Алексеевичем в середине 1920-х г., «Солнечный удар» является одной из жемчужин его творчества.
Произведение было опубликовано в «Современных записках» в 1926 году. Критики приняли работу настороженно, скептически подмечая акцент на физиологической стороне любви.
Известно, что автор, создавая свой рассказ, находился под впечатлением от творчества Чехова, поэтому вычеркнул вступление и начал свою историю со случайного предложения.
Слайд 4О чём?
Повествование начинается с «обезличенного» предложения: «После обеда вышли…на палубу…».
Поручик
встречает на корабле прекрасную незнакомку, имя которой, как и его имя, остаётся неизвестным для читателя. Их обоих словно поражает солнечным ударом…
Путешественник и его спутница сходят с корабля в город, а на следующий день она уезжает на пароходе к своей семье. Молодой офицер остаётся совсем один и через некоторое время осознаёт, что больше не может жить без той женщины.
«Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет» /композиция обрамления – на ваш взгляд, это имеет значение?/
Слайд 5Солнце в «Солнечном ударе»
Мотив солнца в рассказе постепенно меняет свою окраску.
Если в начале светило ассоциируется с радостным светом, жизнью и любовью, то в конце герой видит перед собой «бесцельное солнце» (это про солнце?) и понимает, что он испытал «страшный солнечный удар».
Безоблачный небосклон стал для него сероватым, а улица, упираясь в него, горбатилась. Поручик тоскует и чувствует себя постаревшим на 10 лет: он не знает, как найти даму и сказать ей, что больше не может жить без нее. Что стало с героиней, остается загадкой, однако мы догадываемся, что влюбленность тоже оставит на ней отпечаток…
Слайд 6Главные герои и их характеристика
Она. Незнакомка. Встреча с поручиком стала для
неё «солнечным ударом» – мимолётным приключением, «помутнением рассудка». Она не называет ему своего имени и просит не писать ей в её город, так как понимает, что то, что было между ними – лишь минутная слабость, и её настоящая жизнь заключается совсем в другом. Она красива и обаятельна…
Он. Поручик — пылкий и впечатлительный мужчина. Для него встреча с незнакомкой стала роковой. По-настоящему осознать то, что с ним произошло, ему удалось лишь после отъезда своей возлюбленной. Тем несчастьем, что может случиться с человеком от переизбытка солнца, для него стало внезапное чувство, настоящая любовь, которая заставила его мучиться от осознания потери возлюбленной.
Слайд 7Проблематика
Проблема сущности любви /в понимании И. Бунина, любовь приносит человеку не
только радость, но и страдания, заставляя его чувствовать себя несчастным. Счастье недолгих мгновений в дальнейшем выливается в горечь разлуки и мучительное расставание/.
И другая проблема рассказа – проблема кратковременности, зыбкости счастья. Короткие мгновения восторга сопровождаются долгими годами тоски и одиночества, но И. Бунин уверен, что именно благодаря им жизнь обретает смысл.
Слайд 8Что такое солнечный удар?
Вероятно, автор подразумевает в этом контексте метафору: происходит
некое уподобление солнечного удара внезапному душевному потрясению, нагрянувшей без предупреждения страсти, которая затмевает любые рациональные доводы.
Слайд 9Смысл
Смысл «Солнечного удара» заключён в том, чтобы показать читателям все грани
любви.
Она возникает внезапно, длится немного, проходит тяжело, как болезнь. Она одновременно прекрасна и мучительна.
Это чувство может, как возвысить человека, так и окончательно уничтожить его, но именно оно способно подарить ему те яркие мгновения счастья, которые раскрашивают его безликие будни и наполняют его жизнь смыслом.
Слайд 10 Бунин о любви…
Бунин никогда не писал о счастливой любви.
Но он писал о взаимном, теплом, душевном чувстве. Однако оно почему-то сопряжено с горечью…
Настоящая любовь, по мнению Бунина, приходит и уходит внезапно, как солнечный удар…
„Любовь вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не даёт загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме». И.А. Бунин
Слайд 11Пишем сочинение…
Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
/+ рассказы А.П.
Чехова «О любви», «Он и она»/.
Слайд 12А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
/1910 г./
Слайд 13Александр Иванович
Куприн
/1870-1936/
Жизнь Куприна сложилась трудно.
В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку.
Выйдя в отставку в 1894 г., поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким.
Расцвет творчества: «Олеся» (1898), «Поединок»(1905) «Гранатовый браслет»(1910)
В 1909 г. талант Куприна был отмечен Пушкинской премией.
В начале Первой мировой войны Куприн добровольцем отправился на фронт…
Он не принял революцию 1917 года и в 1920 году покинул Россию…
Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР.
Слайд 14«Гранатовый браслет»
(1910)
Самая поэтичная вещь Куприна;
Рассказ о неразделённой великой любви, «которая
повторяется только один раз в тысячу лет». Мало кто в литературе того времени столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику.
«Гранатовый браслет» стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.
К. Г. Паустовский назвал этот рассказ одним из самых благоуханных рассказов о любви.
Сюжет рассказа взят Куприным из жизни…
Слайд 15Будем думать…
Рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете,
почему писатель её художественно преобразил?
Завершая рассказ трагической развязкой, А. И. Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».
Как вы думаете, почему рассказ начинается с долгого осеннего пейзажа? Есть ли связь между пейзажем и быстротечностью нашей жизни? Подтвердите свой ответ цитатами из рассказа. Помогает ли пейзаж понять психологическое состояние Веры?
«…Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах...» /как вы объясните такой странный эпитет?/
Начинается повесть эпиграфом, который представляет собой название сонаты Л. Бетховена, а заканчивается описанием игры пианистки Женни Рейтер, которая играет эту сонату. Это — композиция обрамления, или кольцевая /для чего?/.
Слайд 16Особенности композиции рассказа
Вставные новеллы /это истории любви, которые рассказывает Аносов. Куприну
понадобились эти истории, чтобы показать, что для любви настоящей нужно не меньше сил, чем для подвига. И именно генерал почувствовал подлинность любви Желткова/
Долгая экспозиция /оправдана тем, что, показывая высшее общество, писатель позже скажет нам, что трагедия произошла не потому, что Желтков к этому обществу не принадлежал, и не потому, что он растратил казённые деньги, а потому, что Вера попросила его «закончить эту историю»/.
Завязка наступает в момент получения Верой подарка от Желткова — гранатового браслета. С этого момента и начинают развиваться события.
В какой момент повествования действие начинает становиться более напряжённым?
Слайд 17Чей взгляд вам ближе?
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!
Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться» (Аносов).
«И что это было: любовь или сумасшествие?» (Вера Николаевна)
«...это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которой Богу былоугодно за что-то меня вознаградить... “Да святится имя Твоё...”» (Желтков).
• «...разве можно управлять таким чувством, как любовь,— чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования» (Шеин).
Слайд 18Главные герои произведения
Княгиня Вера Николаевна
Благородная натура, тонко чувствующая возвышенное и прекрасное.
Однако её «я» погружено в некий самоуспокоенный сон. Красивая и холодная.
Вера «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Она производит впечатление равнодушной особы.
«В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё!»
Телеграфист Желтков
чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек, одержим «сильной, как смерть, любовью» к княгине Вере. Любит тем страстным, испепеляющим чувством, которое «заключает в себе весь смысл жизни — всю вселенную!»
Смерть не страшит героя. Его любовь сильнее смерти. Благодарен той, которая вызвала в его сердце это превосходное чувство, возвысившее его, маленького человека, над суетным миром, миром несправедливости и злобы…
Позже князь Шеин признается жене: «Для него (Желткова) не существует жизни без
тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди
умирают, и я даже почти понял, что передо мною мёртвый человек. Понимаешь, Вера,
я и не знал, как себя держать, что мне делать».
Желтков умирает, посылая восторженное благословение прекрасной женщине: «Да святится имя Твоё», но не умирает великое чувство, поразившее его. Оно становится причиной духовного воскрешения княгини, раскрывает перед ней мир неведомых до той поры переживаний, поскольку отношения с мужем никогда не были таким «чудом». Куприн верит в чудо любви. Он
проповедует её равной для всех.
Слайд 19 Герои проходят испытание любовью…
Для Веры - любовь —
чистая, высокая и недосягаемая мечта…
Для Желткова - любовь — «крепка, как смерть...». Она выше царей и цариц, ибо любовь открыла его избранничество, обнаружила в нём могучую и светлую силу жизни, человеческую красоту, которая останется в веках как памятник величия сердца простого человека.
…Только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюблённого: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
Молчать и гибнуть... Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова! —
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд её бездонный!..
Николай Ленау
«Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюблённого телеграфиста…
Слайд 20«Молчать и гибнуть» — духовный обет влюблённого телеграфиста…
И
всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, даёт ему силы переносить страдание любви. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твоё!..».
Под звуки гениальной музыки происходит удивительное соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую. В музыке великого Бетховена воплотилась сила человеческой натуры, одухотворённой любовью. Вера плачет. Отчего?.. Быть может, оттого, что настоящая любовь прошла мимо неё. А может быть, это слёзы катарсиса после осознания того, что «он меня простил теперь. Всё хорошо»...
Слайд 21Пишем сочинение…
Всегда ли настоящая любовь трагична?
/+ рассказ А. Куприна «Куст сирени»/