Слайд 1«Иллюстрации к сказке А. Погорельского
«Черная курица, или
Подземные жители»
Слайд 2«В числе тридцати – сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился
один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более девяти или десяти лет.»
«Другое занятие Алёше состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе.»
«Между курами он особенно любил одну чёрную хохлатую, названную Чернушкою.
Слайд 3«Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе,
первое движение его было – подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор.»
Слайд 4«Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила
из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.»
Слайд 5«-Какая ты, Чернушка, смешная! – сказал Алёша. – Как мне можно
одеться в темноте? Я платья своего теперь не сыщу; я и тебя насилу вижу!
Постараюсь этому помочь, - сказала курочка.
Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг откуда ни взялись маленькие свечки в серебряных шандалах , не больше, как с Алёшин маленький пальчик. Шандалы эти очутились на полу, на стульях, на окнах, даже на рукомойнике, и в комнате сделалось так светло, так светло, как будто днём.»
Слайд 6«- Иди за мною! – сказала она ему.
И он смело последовал
за нею. Из глаз её выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю…»
Слайд 7«Потом, пройдя через сени, обратились они к комнатам, где жили столетние
старушки голландки.»
«Они вошли во вторую комнату – и тут-то Алёша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай с красным хвостом.»
«Тут только Алёша заметил , что подле попугая стояла кровать с белыми кисейными занавесками, сквозь которые он мог различить старушку, лежащую с закрытыми глазами: она показалась ему как будто восковая.
Слайд 8«Вдруг вошли они в залу, освещённую тремя большими хрустальными люстрами.»
«В конце
залы была большая дверь из светлой жёлтой меди. Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на чёрную курицу.»
« Чернушка подняла хохол, распустила крылья… вдруг сделалась большая, большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться!
Рыцари сильно на неё наступали, а она защищалась крыльями и носом.»
Слайд 9«Алёша взглянул на того, на кого указывал король, и тут только
заметил, что между придворными стоял маленький человек, одетый весь в чёрное.»
«Тут подошёл министр ближе, и Алёша увидел, что в самом деле это была его любезная Чернушка.»
Слайд 10«-Скажи мне, чего ты желаешь? – продолжал король.»
«Алёша задумался и не
знал, чего пожелать.»
«-Я бы желал, - сказал он, - чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне не задали.
Не думал я, что ты такой ленивец, - отвечал король, покачав головою. – Но делать нечего: я должен исполнить своё обещание.
Он махнул рукою, и паж поднёс золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.»
Слайд 11«Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких
Алёша никогда не видывал. Они хотели пробежать мимо, но когда министр приказал их окружить, то они остановились и начали защищаться храбро. Несмотря, однако, на то, они были побеждены мужеством и искусством охотников. Восемь крыс легли на месте, три обратились в бегство, а одну, довольно тяжело раненную, министр велел вылечить и отнести в зверинец.»
Слайд 12«Алёша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что
вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее их.»
Слайд 13«Алёша покраснел, потом побледнел, опять покраснел, начал мять свои руки, слёзы
у него от страха навернулись на глазах... Всё тщетно! Он не мог выговорить ни одного слова, потому что, надеясь на конопляное зерно, он даже не заглядывал в книгу.»
Слайд 14«Но никто не отвечал на его просьбы, и он наконец сел
на стул и опять принялся горько плакать.
Между тем настала пора обедать; дверь отворилась и вошёл учитель.
-Знаете ли вы теперь урок? – спросил он у Алёши.
Алёша, громко всхлипывая, принуждён был сказать, что не знает.»
Слайд 15« –А так как, вероятно, для него это небольшое наказание, то
велите подать розги.
Принесли розги… Алёша был в отчаянии! В первый ещё раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же – Алёшу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!..»
Слайд 16«Министр поднял обе руки кверху, и Алёша увидел, что они были
скованы золотой цепью… Он ужаснулся!..»
Слайд 17«Прощай, Алёша! Прощай навеки!..»