Слайд 1
“БРОДЯЧИЙ РУССКИЙ”
Поэзия и судьба И.А.Бродского
Слайд 2Особенности поэзии Бродского.
Поэзия Бродского лишена очевидных примет времени, он свободен в
выборе места, в выборе жанровых форм, свободен по отношению к словесности. Высказывание Бродского принадлежит не поэту, но самому Языку. Сам поэт писал об этом так: «Кто-кто. А поэт всегда знает, что то, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка; что язык является его инструментом, а он- средством языка к продолжению своего существования. Язык же - к этическому выбору неспособен»
Слайд 3Принципы творчества
Сжатость, мощь, новизна, содержательность, эзоповская иносказательность, афористичность, мастерство,
гармония.
Он рано осознал необходимость синтеза преемственности (русская поэзия XIX-XX вв.) и реформы русского классического стиха, выявления его новых выразительных возможностей.
Слайд 4Иосиф Александрович Бродский – единственный ребенок в семье ленинградских интеллигентов –
родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде.
С матерью - Марией Моисеевной Вольперт. 1959 год.
С отцом - Александром Ивановичем Бродским. 1959 год
Слайд 5И.А.Бродский родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде.
Его мать –
Мария Моисеевна Вольперт – была бухгалтером,
а отец – Александр Иванович – фотокорреспондентом военной газеты.
Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично.
Детство прошло в маленькой квартире, в том самом «питерском» доме, где до революции жили Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус, и откуда они отправились в эмиграцию. В школе, которую посещал Бродский, некогда учился Альфред Нобель.
В 1986 Бродский станет Нобелевским лауреатом.
.
Слайд 6Уже в отрочестве проявились его самостоятельность, решительность, твердый характер. В 1955
году, не доучившись в школе (ушел из 8 класса средней школы № 196 на Моховой), поступил работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование, главным образом, многочтение: «Начиналось это как накопление знаний, но превратилось в самое важное занятие, ради которого можно пожертвовать всем. Книги стали первой и единственной реальностью» (И.Бродский).
Слайд 7«В шестнадцать лет я хотел стать хирургом, даже целый месяц ходил
в морг анатомировать трупы» (И.Бродский).
Л.Штерн вспоминает: «всерьез Бродский начал, по его словам, «баловаться стишками» с шестнадцати лет, случайно прочтя сборник Бориса Слуцкого». Первая публикация – в семнадцать лет, в 1957 г.
Слайд 8В машинописных и переписанных от руки списках, из рук в руки,
в среде читающей поэзию интеллигенции быстро распространялись замечательные, ни на чьи не похожие, отличавшиеся ранней зрелостью, зоркостью, узнаваемой индивидуальностью и резкостью письма, исповедальной открытостью, лирической пронзительностью, удивительным тончайшим мастерством огранки стихи и поэмы неведомого большинству ленинградца Иосифа Бродского – «Рождественский романс», «Шествие», «Пилигримы», «Стихи под эпиграфом» («Каждый пред Богом наг...»), «Одиночество», «Элегия», «Теперь все чаще чувствую усталость...», «Романс»
Несмотря на отсутствие весомых публикаций, у Иосифа Бродского была скандальная для того времени широчайшая известность лучшего, самого известного поэта самиздата
Слайд 9Травля
29 ноября 1963 г. в газете «Вечерний Ленинград» был
опубликован пасквиль «Окололитературный трутень» на Бродского.
Организованная травля разрасталась; оставаться в Ленинграде Бродскому было опасно; во избежание ареста друзья в декабре 1963 г. увезли поэта в Москву.
Вечером 13 февраля 1964 года на улице Иосиф Бродский был неожиданно арестован.
Слайд 10 Решение суда – высылка на 5 лет с обязательным
привлечением к физическому труду. Ссылку поэт отбывал в Коношском районе Архангельской области, в деревне Норинской
В 1965 г., под давлением мировой общественности, решением Верховного суда РСФСР срок высылки сокращен до фактически отбытого (1 год, 5 месяцев).
Слайд 11В 1965 г. в Нью-Йорке вышла первая книга Иосифа Бродского на
русском языке «Стихотворения и поэмы».
При попытках публикации стихов Бродский сталкивался с жестким давлением цензуры, уничтожавшим все своеобразие его стихов и всю проделанную титаническую работу; все попытки цензурного вмешательства поэт не принимал ни в каких формах.
Слайд 12Тем временем российские спецорганы ускоренно готовили высылку неудобного, несломленного, бескомпромиссного поэта
Иосифа Бродского за рубеж.
Рано утром 4 июня 1972 года, покидая страну, как казалось и оказалось, навсегда, собираясь в аэропорт "Пулково", Иосиф Бродский написал письмо Генеральному секретарю КПСС Леониду Брежневу, в котором выразил надежду, что ему разрешат публиковаться в русских журналах и книгах
Слайд 13«Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем
Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика – в том качестве, в котором я до сих пор и выступал»
Однако его просьба осталась без ответа. Даже родителям Бродского не разрешили выехать к сыну по просьбе медиков (Бродский, как сердечник, нуждался в особом уходе).
Слайд 14 В США Бродский в полной мере реализовал все те
возможности творческого и карьерного роста, а также издательской активности
В 1980 г. Бродский получил американское гражданство
Слайд 15 В 1987 г. поэт так оценивал свое изгнание: «Те
пятнадцать лет, что я провел в США, были для меня необыкновенными, поскольку все оставили меня в покое. Я вел такую жизнь, какую, полагаю, и должен вести поэт – не уступая публичным соблазнам, живя в уединении. Может быть, изгнание и есть естественное условие существования поэта, в отличие от романиста, который должен находиться внутри структур описываемого им общества. Я чувствовал некое преимущество в этом совпадении моих условий существования и моих занятий. А теперь из-за всех этих «изменений к лучшему» возникает ощущение, что кто-то силой хочет вторгнуться в мою жизнь.»
Слайд 16 В декабре 1987 г., в возрасте сорока семи лет,
награжден Нобелевской премией по литературе (вслед за Буниным и Пастернаком он стал третьим русским поэтом, получившим Нобелевскую премию): «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины» (Бродский – один из самых молодых лауреатов Нобелевской премии за все годы ее присуждения).
Слайд 17После получения Нобелевской премии Бродский чрезвычайно много времени и сил посвятил
трудоустройству и просто устройству в Америке многочисленных иммигрантов из России - писателей, ученых, знакомых, знакомых знакомых и т.д. и т.п. Писание рекомендательных писем, телефонные звонки, визиты к нужным людям... Он, как локомотив, ввел в новое культурное, экономическое и социальное пространство большой массив людей, но, к сожалению, далеко не все из них оказались достойны его усилий и хлопот, далеко не все оказались даже элементарно благодарны...
Слайд 18
В Париже в 1991 г. Иосиф
Бродский познакомился с итальянской аристократкой Марией Соззани (отец - итальянец, мать - русская) и женился на ней. В 1993 г. у супругов родилась дочь Анна Александра Мария («Анна – это в честь Анны Андреевны Ахматовой, Александра – в честь моего отца, Мария – в честь моей матери и в честь моей жены, которую тоже зовут Мария». – И.Бродский), очень похожая на мать Бродского Марию Моисеевну. Бродский с глубокой нежностью относился к дочери, «Анне, Нюше, которая за первые два с половиной года своей жизни успела доставить столько счастья отцу."
Слайд 19Настоящая любовь, настоящий союз, единство двух душ, верность, любимая дочь...
Счастье Бродского
Слайд 20Иосиф Бродский умер в возрасте 55 лет, 28 января 1996 г.
Известие об этой смерти немедленно облетело весь мир. Русский устный телеграф уверял – «в ванной от разрыва сердца», в доступных американских некрологах с равнодушной и холодной краткостью констатируется – «во сне». Это был последний инфаркт...
Могила Иосифа Бродского на острове Сан Микеле в Венеции.
Слайд 21
Земля Бродского покрыта убитыми солдатами. Почему? Да потому что мир жесток,
несправедлив, в мире льется кровь, брат идет на брата. Вот поэтому и удобряют землю солдаты. Так было всегда: и в древние времена, когда пилигримы начинали свое странствие, и сейчас. Ведь мир не изменился, он по прежнему лжив и полон иллюзий. Но несмотря на это поэты одобряют этот мир, потому что искусство также вечно и также бесконечно, как и мир.
Слайд 22 «Прощай, позабудь и не
Прощай,
позабудь
и не обессудь.
А письма сожги,
как мост.
Да будет мужественным
твой путь,
да будет он прям
и прост.
Да будет во мгле
для тебя гореть
звездная мишура,
да будет надежда
ладони греть
у твоего костра.
обессудь…» (1957)
Да будут метели,
снега, дожди
и бешеный рев огня,
да будет удач у тебя впереди
больше, чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
бой,
гремящий в твоей груди.
Я счастлив за тех,
которым с тобой,
может быть,
по пути.
Слайд 23 Само по себе первое стихотворение очень простое – и
по рифме, и по содержанию. Наверное, даже слишком простое для Бродского, но это не мешает ему быть очень глубоким.
Какими чувствами поэта наполнено стихотворение?
(Стихотворение наполнено чувством настоящей бескорыстной любви к женщине, чувством, которое позволяет пожелать счастья любимой даже с другим.)
Какие средства художественной выразительности помогают поэту воплотить эти чувства в стихотворении?
(Эпитеты «звездная мишура»,»бой, гремящий в твоей груди», метафоры «будет…гореть звездная мишура», «будет надежда ладони греть»)
В этом стихотворении И. Бродского ведущим изобразительным
средством, организующим весь текст, является синтаксический повтор – параллелизм.
Слайд 24Люби проездом родину друзей.
На станциях батоны покупая,
о прожитом бездумно пожалей,
к вагонному
окошку прилипая.
Все тот же вальс в провинции звучит,
летит, летит в белесые колонны,
весна друзей по-прежнему молчит,
блондинкам улыбаясь благосклонно.
Отходят поезда от городов,
приходит моментальное забвенье,
десятилетья искренних трудов,
но вечного, увы, неоткровенья.
Да что там жизнь! Под перестук колес
взбредет на ум печальная догадка,
что новый недоверчивый вопрос
когда-нибудь их вызовет обратно.
Так, поезжай. Куда? Куда-нибудь,
скажи себе: с несчастьями дружу я.
Гляди в окно и о себе забудь.
Жалей проездом родину чужую.
Люби проездом родину друзей
Слайд 25Какой теме посвящено это стихотворение?
(Тоска по родному Ленинграду, по друзьям)
Какие
настроения преобладают в нем? Почему?
( Настроение безысходной грусти, поскольку вернуться на родину не было никакой возможности)
Что, по-вашему, означают такие слова в стихотворении, как
«с несчастьями дружу я..»? Как называется такой прием?
( Эта метафора подтверждает уныние поэта, в ней не слышна надежда на то, что в скором времени может что-то измениться в его жизни.)
Слайд 34Мимо ристалищ и капищ,
Мимо храмов и баров,
Мимо шикарных кладбищ,
Мимо больших базаров,
Мира
и горя мимо,
Мимо Мекки и Рима,
Синим солнцем палимы,
Идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты.
Голодны, полуодеты.
Глаза их полны заката.
Сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
Вспыхивают зарницы,
Звезды дрожат над ними
И хрипло кричат им птицы,
Что мир останется прежним.
Да, останется прежним.
Ослепительно снежным.
И сомнительно нежным.
Мир останется лживым.
Мир останется вечным.
Может быть, постижимым,
Но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
От веры в себя да в бога.
И значит, останется только
Иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам.
И быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
Пилигримы
Слайд 351961 — Поэма «Петербургский роман», цикл «Июльское интермеццо», поэма-мистерия «Шествие».
1963 —
Цикл «Песни счастливой зимы», «Большая элегия Джону Донну», поэма «Исаак и Авраам», поэма-эпопея «Столетняя война».
1966 — Роман в стихах «Горбунов и Горчаков».
1972 — «Бабочка», «Сретенье».
1973 — Первый английский сборник «Second Poems»
1975 — «Осенний крик ястреба».
1976 — Цикл «Часть речи».
1980 — Том переводов английской и американской поэзии.
1981 — «Римские элегии».
1983 — Книга любовной лирики «Новые стансы к Августе».
1986 — том эссе «Меньше единицы».
1987 — Сборник «Урания».
1990 — Сборник «Назидание».
1992 — Двухтомное собрание сочинений «Форма времени»
1992/95 — Подготовленные Пушкинским фондом «Сочинения Иосифа Бродского» в пяти томах.
Слайд 36 Своей жизнью и своим литературным трудом Иосиф Бродский
проотрицал многие ходячие истины, политические, философские и художнические заблуждения своего времени. Рано осознавший свой поэтический дар и призвание, а также свое высокое значение и предназначение в обществе, он проявил несгибаемую твердость в отстаивании своего права на свободу выражения, с честью вынеся хулу, наказания, притеснение тоталитарного общества.
Слайд 37Философия поэзии Бродского в том, что смерть как бы лучше жизни
– поскольку жизнь – это развалины новостройки и вообще чего-то функционирующего.
Это и ностальгия по собственной молодости, прошедшей в стране социализма.
А любая ностальгия – поиск утраченного времени. Тоска его - по старости, по развалинам, то есть по вечности.
Его спрашивали неоднократно о возвращении в Россию.
В одном из интервью он сказал так:
«Это то же самое, что возвращаться к первой жене. В этом есть привлекательные аспекты, но мне не нравятся чувства, которые у меня все это вызывает. По нескольким причинам я от этого воздерживаюсь. Первое: дважды в одну и ту же речку не ступишь. Второе: боюсь, что я бы стал предметом разнообразных упований и положительных чувств. А быть предметом положительных чувств гораздо труднее, чем предметом ненависти». Стоический пессимизм поэта.
Слайд 38Земля Бродского покрыта убитыми солдатами. Почему? Да потому что мир жесток,
несправедлив, в мире льется кровь, брат идет на брата. Вот поэтому и удобряют землю солдаты.
Так было всегда: и в древние времена, когда пилигримы начинали свое странствие, и сейчас. Ведь мир не изменился, он по- прежнему лжив и полон иллюзий. Но, несмотря на это, поэты одобряют этот мир, потому что искусство также вечно и также бесконечно, как и мир.
Кто же лирический герой стихотворения? С одной стороны кажется, что это странники, пилигримы (ведь речь идет именно о них. Но с другой стороны - это сам автор, поэт, который причисляет себя к этим странникам, к бродячим русским поэтам.
Возвращаясь к мысли Бродского