Презентация, доклад по литературе И. Крылов. Историческая основа басенОбоз и Лягушки, просящие царя (8 класс)

Содержание

Атаманова И.В.

Слайд 1?

?

Слайд 2Атаманова И.В.

Атаманова И.В.

Слайд 3Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

Слайд 4Тема урока И.А. Крылов . Слово о баснописце. Басни «Обоз» и

«Лягушки, просящие царя» и их историческая основа.
Тема урока  И.А. Крылов . Слово о баснописце. Басни «Обоз» и «Лягушки, просящие царя» и их

Слайд 5
Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх

того историческое происхождение.

Н. В. Гоголь

Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Н. В. Гоголь

Слайд 6Памятник Крылову в Летнем саду
Послушаем сообщение о великом баснописце.

Памятник Крылову в Летнем садуПослушаем сообщение о великом баснописце.

Слайд 7Герои басен Крылова

Герои басен Крылова

Слайд 8«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только

всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
В какой басне звучат эти слова?

Ворона и Лисица

Викторина

«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце

Слайд 9Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет.
Проказница Мартышка, Осёл, Козёл
да

косолапый Мишка
Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка

Слайд 10Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого предмета из-за своей

глупости. Что это за предмет?

Сыр

Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? Сыр

Слайд 11За кем по улицам «толпа зевак ходила»?


за Слоном

За кем по улицам «толпа зевак ходила»?

Слайд 12Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню?
Волк

Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? Волк

Слайд 13
Какой предмет героиня одной из басен
«с полдюжины себе достала»?











Очки

Какой предмет героиня одной из басен «с полдюжины себе достала»? Очки

Слайд 14Почему «Воз и ныне там»?
Потому что «…в товарищах согласья нет»

Почему «Воз и ныне там»? Потому что «…в товарищах согласья нет»

Слайд 15 Кто кому говорит:
"Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам

посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?

Осел и Соловей

 Кто кому говорит:

Слайд 16Героиня какой басни «наелась желудей
досыта, до отвала» и почему ее

назвали
«неблагодарной»?

Свинья под дубом

Героиня какой басни «наелась желудей досыта, до отвала» и почему ее назвали «неблагодарной»?Свинья под дубом

Слайд 17Кто посмеялся над чужой бедой и за это поплатился свободой?
Голубь

Кто посмеялся над чужой бедой и за это поплатился свободой? Голубь

Слайд 18Какая певунья осталась зимой без приюта?
Стрекоза

Какая певунья осталась зимой без приюта?Стрекоза

Слайд 19 Из какой басни слова:
Бессильному не смейся И слабого

обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги. Так слишком на свою ты силу не надейся!

Лев и Комар

Из какой басни слова:  Бессильному не смейся И слабого обидеть не моги! Мстят сильно

Слайд 20В России басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков,

И.И. Хемницер
В России басни также писали  М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков,      В.И. Майков,

Слайд 21Что такое БАСНЯ?


Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.

Что такое БАСНЯ?           Басня – это краткий

Слайд 22МОРАЛЬ басни    
Басня  начинается  или  заканчивается   моралью -выводом,  где  объясняется   смысл  басни. Мораль – это не только нравоучение, это высшая

категория поведения человека в обществе. Образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
МОРАЛЬ басни      Басня  начинается  или  заканчивается   моралью -выводом,  где  объясняется   смысл  басни. Мораль – это не только нравоучение, это высшая категория

Слайд 23Отечественная война 1812 года-?

Отечественная война 1812 года-?

Слайд 24Отечественная война 1812 года-?
Атаманова И.В.

Отечественная война 1812 года-?Атаманова И.В.

Слайд 25Минутка юмора.

Минутка юмора.

Слайд 26События 1812 года
Атаманова И.В.

События 1812 годаАтаманова И.В.

Слайд 27В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне,

тот должен познакомиться с Крыловым». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например: «А Васька слушает да ест». «А воз и ныне там». «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?».
В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». Благодаря

Слайд 28«Обоз», 1812г.


 О  чем  рассказывает  басня
 «Обоз»?
Какую  картину  она

 рисует?
 В  каких  строчках  заключена  мораль  басни?
- В  каких  жизненных
 ситуациях  можно  
использовать  слова  этого
вывода?
-  Какие  русские  пословицы  и
 поговорки  можно  вспомнить в  связи  с  этой  моралью?
 - Что  такое  аллегория
 в  басне?
«Обоз», 1812г.  О  чем  рассказывает  басня  «Обоз»? Какую  картину  она  рисует? В  каких  строчках  заключена  мораль  басни? -

Слайд 29МОЗГОВАЯ АТАКА

Отметить героев. (записать в столбики)
Выписать их действия и речевые характеристики.
Найти,

кто «спрятан» в аллегориях.
Аргументировать ответ (доказать, объяснить свой выбор)
МОЗГОВАЯ АТАКАОтметить героев. (записать в столбики)Выписать их действия и речевые характеристики.Найти, кто «спрятан» в аллегориях.Аргументировать ответ (доказать,

Слайд 30Басня «ОБОЗ»
Конь добрый –
Лошадь молодая –

Басня «ОБОЗ» Конь добрый – Лошадь молодая –

Слайд 31Аллегория
Конь добрый – Кутузов;
Лошадь молодая –
царь Александр I


и военная молодёжь
Аллегория Конь добрый – Кутузов;Лошадь молодая – царь Александр I  и военная молодёжь

Слайд 32
Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец,

привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам.

Тем самым под образом "коня доброго" Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия.
А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже. — Прозрачный намек на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

Автор относится к изображаемому в басне с сатирой и иронией.

Как автор относится к изображаемому в басне?

Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и

Слайд 33В конце басни звучит авторская мораль – нравоучение, выражающее основной смысл

произведения:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Какой намёк здесь скрыт?

В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).
Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику.
В конце басни звучит авторская мораль – нравоучение, выражающее основной смысл произведения:Как в людях многие имеют слабость

Слайд 34Обоз.
Мы прочитали басню И.А.Крылова «Обоз», касающуюся стратегии и тактики Кутузова в

Отечественной войне 1812 года.      Автор обращается к истории и историческим персонажам, чтобы показать один из многих примеров, к которым можно отнести сюжет и мораль басни. Крылов написал свое произведение, чтобы показать, что Кутузов подвергался постоянным нападкам со стороны Александра 1 и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений, защитить полководца и его план; для поучения людей.     
Обоз.Мы прочитали басню И.А.Крылова «Обоз», касающуюся стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года.      

Слайд 35 Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им

совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
На сей, однако ж, раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен, Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:


«Лягушки, просящие царя»

Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули;
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком;
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К царю садятся уж и задом.
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.

Лягушкам стало не угодно   Правление народно,И показалось им совсем не благородно  Без службы

Слайд 36 В три дня наскучило с таким Царем житье.

Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву;
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
с ним, чтоб не было вам хуже!"
<1809>

«Лягушки, просящие царя»

Тотчас засудит и - проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
"Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные, - вещал им с неба глас, -
Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь?- так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан - так этот очень лих:
Живите ж

В три дня наскучило с таким Царем житье.   Лягушки новое челобитье,Чтоб им Юпитер в

Слайд 37
– Какими чертами наделяет Журавля Крылов?
Лягушки, просящие царя

Проблема отношений государственной власти

и народа

- Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни.

– Какими чертами наделяет Журавля Крылов?Лягушки, просящие царяПроблема отношений государственной власти и народа   - Журавль

Слайд 38
– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек?


Лягушки, просящие царя

Лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт

– За что были наказаны лягушки?

Голос с неба советует им молчать и смириться: «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек? Лягушки, просящие царяЛягушки были наказаны за

Слайд 39Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки

сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным, попросили себе царя


“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

Лягушки, просящие царя

Вывод:

Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в

Слайд 40Составить синквейн на тему «Историзм басен Крылова»
Стр.85-90 читать
Стр.90 №1 -устно
Домашнее задание

Составить синквейн на тему «Историзм басен Крылова»Стр.85-90 читатьСтр.90 №1 -устноДомашнее задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть