Слайд 1Петр Гринев. Становление личности.
Гринев и Швабрин.
ЦЕЛЬ:
Слайд 2Дома
Устно по плану. Гринев в крепости.
1. Как попал в крепость.
2.Кто стал
его другом, почему.
3. Чем закончилась дружба.
4. Первая встреча с Пугачевым.
Карточки.
№1 – Воспитание и образование Г. И Ш.
№2 – Отношение к окружающим Г. И Ш.
№3 – Отношение к любви Г. И Ш.
Слайд 3Опрос.
1. Составить характеристику Гринева (1-5 гл.)
1.Место занимаемое героем в произведении
2.Общественное и
семейное положение героя
3.Обстановка, в которой он живет
4.Внешность и манера держаться
5.Речь героя
6.Род деятельности
7.Отношение автора к герою
2. Карточки:
№1. – Композиция «Капитанской дочки»
№2. – Каким были родители Петра Гринева
№3. – Кто такой Савельич
№4. – Эпизод с Зуриным (что произошло, чувства Гринева)
Слайд 4ЦЕЛЬ:
Проследить по тексту повести путь духовного становления Петра Гринёва
М. Долгинин
в роли Петра Гринёва, 1984 г.
Слайд 5III.
Что хорошего и что дурного вынес Гринёв из детских и
отроческих лет?
Когда начинается второй этап формирования характера Гринёва?
Почему А.С.Пушкин приводит своего героя не в Петербург, а в «богоспасаемую крепость»?
Слайд 6-Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских лет?
Петр Гринев
Мать
Плюс
Мягкая
Минус
Безвольная
Отец- ?
Савельич
Бопре
Дворовые мальчишки
Вывод: о нравственных понятиях путаница: верх благополучия – служба в гвардии; счастье – веселая жизнь в Петербурге
Воспитание: умел судить о свойстве борзого кобеля, кое – как читал
по – французски, дрался на шпагах
Слайд 7Итак,
Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в детские и отроческие годы:
взгляды отца; мягкость матери; честность Савельича; доброта мосье Бопре.
В Белогорской крепости продолжается воспитание жизнью.
Слайд 8Самостоятельная жизнь: путь утрат многих иллюзий
Гринев
Встреча с «Вожатым»: проснулось хорошее,
светлое, которое было заложено в родительском доме
Эпизод с Зуриным- раскаяние и стыд
Отец отправляет сына в армию
Слайд 9Самостоятельная жизнь Гринёва, которая начиналась с момента отъезда из родного дома,
- это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира.
Слайд 10Две правды
Один тычет пальцем греховную наготу другого
Жалость, милосердие, уважение к человеку,
к его достоинству
Слайд 11Что вы можете рассказать о дуэли?
Кто в ней участвует?
Как
вы думаете, о какой проблеме может пойти сегодня на уроке речь?»
Слайд 12«На каком основании можно сравнить Гринёва и Швабрина?»
Только ли на том,
что оба они – представители дворянства второй половины XYIII века?
оба офицеры
оба молоды
оба любят Марью Ивановну
Слайд 13-Что такое честь, долг, достоинство?
Честь-это понятие определяется культурными традициями, которые вызывают
в человеке различные амбиции.
Честь - это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» и, как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».
Слайд 14Что такое долг?
Долг- все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг
человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, или все то, чем обязан он, по обещанью или какому условию.
Слайд 15Достоинство …
Достоинство – категория этики, характеризующая ценность индивида как нравственной личности.
Словарь
«Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура»
Достоинство – умение уважать не только других людей, но и себя.
Достоинство – это чувство собственной значимости, не нуждающееся в каких-либо доказательствах.
Достоинство – это умение оставаться «на высоте» при любых, даже самых неблагоприятных, обстоятельствах.
Слайд 16Чтобы лучше понять характеры героев, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и
Швабрина. Рассмотрим различия
Слайд 18Гринёв – выходец из старого, знатного, но обедневшего дворянского рода, с
давних времён оппозиционно настроенного к правительству. В речах отца Гринёва слышится явное осуждение петербургских придворных нравов и образа жизни екатерининского века.
Среда, в которой рос молодой Гринёв, не могла развить его интеллектуальных способностей: до 16 лет он жил «недорослем», гонял голубей, играл в чехарду. По части образованности он значительно уступает Швабрину. Но с детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.
Слайд 19Швабрин – олицетворение для Пушкина той паразитической гвардейской молодёжи, которая выдвинулась
после переворота 1762 года. Швабрин – умный, образованный человек, интересный собеседник; по своим интеллектуальным данным на голову выше всех окружающих его в Белогорской крепости. Но вместе с тем он и самый недостойный из всех героев повести. Душевно опустошённый, совершенно беспринципный, и эту позорную черту пробует скрыть под маской образованности.
Слайд 202. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ:
Пушкин показывает, что самое главное в человеке
не внешний блеск ума и образования, а его нравственные качества. Прежде всего – преданность своим убеждениям, чувство собственного достоинства, смелость, благородство.
Слайд 213. ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ:
Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту,
милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.
Слайд 23Человек всю жизнь стоит перед выбором, он идёт по жизни, как
по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию, или это будут ступеньки вниз, к потере души? Всё зависит от человека.
За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям».
Слайд 24Дома
Подготовить пересказ: Встречи Пугачева и Гринева
С. 158-159
С. 165-166
С.188-189
Текст знать.
Слайд 26-Что такое милосердие?
Милосердие- желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадание,
помощь, вызванная этими же чувствами.
Слайд 27Нравственный потенциал героя раскрывается во время бунта. Уже в день взятия
Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, между жизнью и смертью