Слайд 1Готовимся к экзамену
Итоговое сочинение
2018-2019 учебный год
Презентация подготовлена
учителем русского языка
и
литературы Баяриновой Н.Н.
Слайд 2Сроки проведения
ДЕКАБРЬ 2018
5
ФЕВРАЛЬ 2019
6
МАЙ 2019
8
выпускники прошлых лет
лица, обучающиеся по образовательным
программам среднего профессионального образования
лица, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях
лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы
самостоятельно выбирают сроки написания итогового сочинения и указывают в заявлении выбранную дату
Слайд 4Повторный допуск
обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), обучающиеся,
удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, обучающиеся и лица, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), обучающиеся и лица, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально)
обучающиеся,
выпускники прошлых лет,
обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования,
лица, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях,
лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы
не более двух раз
Слайд 5Пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный
Отцы и дети
Мечта и
реальность
Месть и великодушие
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость
Слайд 6Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной
с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до
взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Слайд 7Примеры произведений по данному направлению
«Гроза», А.Н. Островский
«Война и мир», Л.Н. Толстой
«Преступление
и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский
«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов
«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
«Тёмные аллеи», И.А. Бунин
«Обломов», И.А. Гончаров
«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин
«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин
«Вишневый сад», А.П. Чехов
Слайд 8Примеры произведений по данному направлению
«В дурном обществе», В.Г. Короленко
«Детство», А.М. Горький
«Расплата»,
В. Тендряков
«Завтра была война», Б. Васильев
"Безумная Евдокия", "Шаги", А. Алексин
"Ночь исцеления", "Пара осенней обуви", Б. Екимов
«Горе от ума», А.С. Грибоедов
«Отцы и дети», И.С. Тургенев
Слайд 9Примерные темы
1. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
2.
Почему важно сохранять связь поколений?
3. Часто ли тема «отцов и детей» присутствует в произведениях русской литературы? Почему?
4. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
5. Роль родительского наставления в жизни человека.
6. Почему возникает конфликт «отцов» и «детей»?
7
Слайд 10Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во
многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Слайд 11Примеры произведений по данному направлению
М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
И.А. Бунин, «Господин
из Сан-Франциско»;
Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
Слайд 12Примеры произведений по данному направлению
А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
М.А. Булгаков, «Мастер и
Маргарита»;
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
А.Н. Островский, «Гроза»;
И.А. Гончаров, «Обломов»;
М.Ю. Лермонтов , «Мцыри»;
Н.В. Гоголь, «Шинель».
Слайд 13Примерные темы
1. Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о
великом?
2. Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?
3. Как вы понимаете фразу Гёте: «Мечтай по-крупному, мелкие мечты не зажигают сердца»?
4.Что означает «высокая цель»?
5. Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?
6. Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
Слайд 14Месть и великодушие
В рамках данного
направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Слайд 15Примеры произведений по данному направлению
В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
Л.Н. Толстой, «Война
и мир»;
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»;
Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
М.А. Шолохов, «Тихий Дон», «Судьба человека»;
В.М. Гаршин, «Трус»;
А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
Дж. Роулинг, «Гарри Поттер»;
В.Л. Кондратьев «Сашка».
Слайд 16Примерные темы
1. Как Вы понимаете слова В. Г. Белинского: «Для низких
натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое»?
2. Встречали ли вы на страницах книг великодушных людей?
3. Как желание мстить влияет на внутренний мир и судьбу человека?
4. Согласны ли Вы с утверждением Б. Шоу: «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке»?
5. Согласны ли Вы с утверждением: «Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества —присущи только людям с великой душой»? (Жаколио)
Слайд 17Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников
о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Слайд 18Примеры произведений по данному направлению
М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
А. П.
Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
М. Горький: «На дне»;
А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
Л. Н. Толстой: «Война и мир»;
М.Е. Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил»;
А. Куприн: «Гранатовый браслет»;
Н.С. Лесков «Левша».
Слайд 19Примерные темы
1. Какое искусство можно назвать настоящим?
2. Где заканчивается ремесло и
начинается искусство?
3. Какова миссия художника и его роль в обществе?
4. Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
5. Согласны ли вы, что над искусством время не властно?
6. Что такое ремесло?
Слайд 20Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах
отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Слайд 21Доброта и жестокость
Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание»,
«Идиот»;
И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
В.П. Астафьев, «Людочка»;
А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
А.П. Чехов, «Крыжовник»;
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
В.М. Шукшин, «Чудик»;
К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
Т. Кенэлли, «Список Шиндлера».
Слайд 22Примерные темы
1. Доброта и жестокость всегда стоят рядом.
2. Может ли добрый
человек стать злым и жестоким?
3. Что будет, если в один прекрасный день добрых людей не останется на земле?
4. «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта». Ф. Бэкон
5. Всегда ли «добро побеждает зло»?
6. «Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются». Л. Толстой
Слайд 24Сочинение проверяется по следующим критериям:
КРИТЕРИЙ №1
«СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Данный критерий нацеливает на
проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт»
Слайд 25КРИТЕРИЙ №2
«АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»
Данный критерий нацеливает на проверку умения
использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Слайд 26
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или
мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Слайд 27КРИТЕРИЙ №3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
Данный критерий нацеливает на проверку умения
логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Слайд 28КРИТЕРИЙ №4
«КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления
текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Слайд 29КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при
условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Слайд 30 Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие
«зачёт».
● Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт.
Максимальное количество слов не устанавливается.
Слайд 31
● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории.
● Итоговое сочинение
может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
Слайд 32
● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15
минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ruege.edu.ru, fipi.ru)
Слайд 35Источники
http://4ege.ru/
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
http://rustutors.ru/vernost-izmena.html
Источник: https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2019/literatura-dlya-itogovogo-sochineniya-2018-2019.html