Презентация, доклад по литературе Герой нашего времени

Содержание

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая».

Слайд 1М.Ю. Лермонтов.
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

Обзор содержания

Литература
9 класс

М.Ю. Лермонтов.«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержанияЛитература 9 класс

Слайд 2«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов

– это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая».

В. Г. Белинский
«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один

Слайд 3Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой

дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.
Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.


Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением

Слайд 4Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не

успели еще обрести ясности цели.

Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.
Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.Печорин -

Слайд 5Замысел Лермонтова
В предисловии ко второму изданию романа:
«Герой Нашего Времени, ,

точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
«Но не думайте, <…> чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. <…> Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает!

Замысел ЛермонтоваВ предисловии ко второму изданию романа: «Герой Нашего Времени, , точно, портрет, но не одного человека:

Слайд 6В предисловии журналу Печорина:
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой

души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
В предисловии журналу Печорина: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и

Слайд 7

История создания

1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер. События разворачиваются на фоне столичной жизни.

1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется – впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах боевых действий, посещения Тамани, встречи с ссыльными декабристами.

1837 – 1840 гг. – время написания романа.

1837 г. – наброски к повести «Тамань» (сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г. )
1838 – 1840 г.г. – публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань»
1840 г. – «Герой нашего времени» (первоначальное название: «Один из героев нашего века»)
1841 г. -переиздание, введено предисловие

История создания  1836

Слайд 8Жанр романа
романтическая новелла
путевой очерк
психологическая новелла
авантюрная новелла
остросюжетная повесть
дневник
«светская» повесть
записки
романтическая новелла
социально-психологический философский роман
Роман

– объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени. В романе, в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет, развитие событий.
Жанр романаромантическая новеллапутевой очеркпсихологическая новеллаавантюрная новеллаостросюжетная повестьдневник«светская» повестьзапискиромантическая новелласоциально-психологический философский романРоман – объемное эпическое произведение, в котором

Слайд 9Фабула – хронологическая последовательность событий в литературном произведении.

Сюжет – ряд событий, выстроенных в

соответствии с замыслом автора.

Фабула – хронологическая последовательность событий в литературном произведении.Сюжет – ряд событий, выстроенных в соответствии с замыслом автора.

Слайд 10Композиция романа
«Бэла»
«Максим Максимыч»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
СЮЖЕТ
ФАБУЛА
Ж
у
р
н
а
л

П
е
ч
о
р
и
н
а
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Максим Максимыч»
«Фаталист»
«Бэла»

Композиция романа«Бэла»«Максим Максимыч»«Тамань»«Княжна Мери»«Фаталист»СЮЖЕТФАБУЛАЖурналПечорина«Тамань»«Княжна Мери»«Максим Максимыч»«Фаталист»«Бэла»

Слайд 11Хронология событий
«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-

Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани.

«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча.

Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается

Слайд 12«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из

крепости в казачью станицу.

«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.

«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.

«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу.«Бэла»: весна 1833

Слайд 13Отказ от хронологии обусловлен следующим:
выбор наиболее значимых эпизодов
особое

внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий
необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности
выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу)
композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя, исследовать историю души.


Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий необходимость

Слайд 14Сюжет
Фабула
История жизни
История души

СюжетФабулаИстория жизниИстория души

Слайд 15Система рассказчиков
ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Путешествующий
офицер
Максим Максимыч
Печорин
Человек чести, воин-
ского долга, дисцип-
лины; простодушен,
добр,

искренен

Образованный офи-
цер, кое-что знает о
Печорине, о его стран-
ном и противоречи-
вом характере. Объ-
ективная оценка.

Человек, размышля-
ющий о смысле жизни,
о собственном назна-
чении. Сам себя судит
И казнит

КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ

Печорин – таинствен-
ный и загадочный че-
ловек, его нельзя по-
нять, а его поступки
нельзя объяснить


Психологический
Портрет героя. Попыт-
ка дать объяснение не-
которым поступкам.
конкретный и реалис-
тичный образ.

Трагическая исповедь
героя. Искренен перед
читателем и самим
собой.

Система рассказчиковТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯПутешествующийофицерМаксим МаксимычПечоринЧеловек чести, воин-ского долга, дисцип-лины; простодушен, добр, искрененОбразованный офи-цер, кое-что знает о Печорине,

Слайд 16Отклики на роман
Николай I – «отвратительный» роман
Охранительная критика – нет ничего

русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов
Консервативная критика – клевета на русскую действительность, «весь роман – эпиграмма»

А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».

Отклики на романНиколай I – «отвратительный» романОхранительная критика – нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у

Слайд 17В.Г. Белинский: «…богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества».

Печорина — «человека с сильной волей, отважного, напрашивающегося на бури и тревоги».

В. Кюхельбекер: «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин»

В.Г. Белинский: «…богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества». Печорина — «человека с сильной волей,

Слайд 19«Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман. Важны не

события, а история души. Это противоречивый портрет целого поколения.  Автор показывает три любовных сюжета, связанных с героем. Во всех Печорин выглядит как чудовище. Для героя любовные события заканчиваются разочарованием, для девушек катастрофой. Но все равно читатель находит в них особый смысл. Лермонтов учит сложностям жизни, а не расшифровке простых формул.
«Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман. Важны не события, а история души. Это противоречивый

Слайд 20Домашнее задание
Читать «Журнал Печорина» .

Прочитать комментарии к главе «Тамань» в

книге В.А.Майнулова «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий» (ФЭБ: Русская литература и фольклор: http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/selected/g96/g96-005-.htm).
Домашнее задание Читать «Журнал Печорина» .Прочитать комментарии к главе «Тамань» в книге В.А.Майнулова «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть