Слайд 1МОУ «Тоншаевская В(с)Ш»
Буреполомский УКП при ФКУ ИК-4
Учитель
русского языка и
литературы
Михеева С.Г.
Слайд 2История создания
Когда Ф.М.Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими
преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России.
(1821 – 1881)
Слайд 3Раскольников
В центре романа - бывший студент
Родион Романович Раскольников.
Ему хронически не хватает
денег, он живет в маленькой («похожей на гроб») комнатке и вынужден пользоваться услугами старухи-процентщицы.
Слайд 4Теория «крови по совести»
Раскольников создает весьма интересную теорию «крови по совести»,
согласно которой все люди делятся на две категории: твари дрожащие и право имеющие. Последние обязаны устранять препятствия, которые мешают человечеству обрести счастье. При этом не важно, что именно является препятствием – живой человек или просто палка. Когда на одной чаше весов всего лишь жизнь, а на другой – «тысячи добрых дел», то выбор здесь однозначен.
Слайд 5Уверовав в теорию, Раскольников решает, что он сам – «право имеет»,
и проверяет это, т.е. решает убить никому не нужную старушку-процентщицу. Ведь тогда он сможет забрать ее деньги и раздать их страждущим... «Одна никчемная старушонка и тысячи добрых дел» – выбор очевиден. Он убивает ее, а заодно – не вовремя оказавшуюся в доме ее сестру, Лизавету.
Слайд 7Крушение теории
Однако после убийства Раскольников чувствует не удовлетворение, а раскаяние. Он
мучается, понимая, что вовсе он не «право имеет» – выходит, что он такая же тварь дрожащая, как и все остальные. Осознав это, Раскольников не выдерживает и идет сдаваться в полицию.
Слайд 8Философский роман
Роман «Преступление и наказание» - это не только психологический отчет
об одном преступлении, но и философский роман.
О чем спорят герои?
Слайд 9Что есть преступление?
Разумихин: «…преступление есть протест против ненормальности социального устройства…» (Среда
заела)
Порфирий Петрович: «…среда многое в преступлении значит…»
Раскольников: «…существуют на свете… лица, которые могут… полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления»
(часть III, глава 5)
Слайд 10Вывод:
по мнению Раскольникова, «все люди разделяются на “обыкновенных” и “необыкновенных”».
Что понимает Раскольников под этим разделением людей?
Запишем сказанное ранее в таблицу
Слайд 11Какими чертами обладают представители двух разрядов людей?
Слайд 13Так что победило:
душа
или
теория?
душа
Слайд 14Вывод
Бесчеловечная идея привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в
противоестественные отношения с человеком в себе. И, только раскаявшись, герой вновь обретает себя.
Слайд 15Образы героев романа «Преступление и наказание»
Роман построен на системе двойников: у
каждого персонажа есть своего рода зеркальное отражение.
Слайд 16 Как в зеркало, смотрит
Раскольников на своих отвратительных
двойников
и видит... себя
Слайд 18Родион Романович Раскольников - убийца
Слайд 19Можем ли мы поступки Раскольникова разделить на хорошие и плохие?
-
Разработал зловещую
теорию
Презирает суд Божий и людской
Убил
Не раскаялся
Спокоен, когда находят мнимого убийцу
Нервничает, не хочет защищаться на суде
+
Пожалел Мармеладовых
Спас пьяную девочку
Не выдержал, что допустил «кровь по совести»
Любит мать и Дуню
Отношение к товарищу-студенту и его отцу
Спас детей на пожаре
Слайд 20Раскольников – Лужин
У них у обоих есть своя теория: «крови по
совести» у Раскольникова и «целого кафтана» у Лужина. Они сразу чувствуют это, поэтому ненавидят друг друга. Но Лужин (он собирается жениться на сестре Раскольникова Дуне) довольно гнусный персонаж, он способен на подлость.
Слайд 21Лужин – процветающий буржуа, победитель, хозяин жизни, т.е. человек необыкновенный
Он же
подлец и мелкий пакостник
Так стоит ли биться за место «в высшем разряде», если там лужины?..
Слайд 22Раскольников – Свидригайлов
Свидригайлов двойник, поскольку тоже вынужденный убийца, на его совести
несколько смертей. Но еще они сходятся в том, что оба понимают свои действия, то, что это нехорошо. В итоге, Расколькников сдается полиции, а Свидригайлов кончает с собой.
Слайд 23 Добрые дела начинает делать , когда терпит жизненный крах:
Дуня,
которую он искренно любит, боится и ненавидит его
Ночью ему является отравленная жена Марфа Петровна
Во сне приходит погибшая из-за него совращенная девочка
Так он «обыкновенный» или «необыкновенный» человек?
«Необыкновенный», но груза «хозяина жизни» вынести
не смог…
Слайд 24 Оказывается, в жизни человека, совесть которого нечиста, наступает такой момент, когда
его ничто уже не может спасти.
Слайд 25Раскольников – Лебезятников
Лебезятников. Этот персонаж – целиком и полностью карикатура на
принципы, которые озвучивал в своих романах Н.Г. Чернышевский. Создается насмешливый образ.
Слайд 26Раскольников –
Соня Мармеладова
Самое резкое противопоставление двух позиций. Сравнение их основано
на том, что Раскольников живет разумом, а Соня – верой. И если мораль Раскольникова оказывается больной из-за теории, то Соня, несмотря на торговлю своим телом, чиста духовно.
Слайд 27Соня
Соня – вторая главная героиня романа. Она не понимает теорию Раскольникова,
не понимает, как можно жертвовать другими ради своего блага – ей свойственно приносить в жертву себя, ее душа приспособлена к страданиям. И в этой черте характера у нее тоже есть двойники
Слайд 28Соня – Лизавета
Обе безропотно принимают страдания, которые на них обрушиваются. Лизавета
кротко принимает свою смерть, но Соня, наоборот, помогает спастись Раскольникову.
Слайд 29Соня – Дуня
Внешне эти девушки похожи мало: Дуня – решительный человек,
она социально активна и благополучна. Однако Дуня тоже жертвует собой ради брата и матери (например, работает на Свидригайлова и соглашается на брак с Лужиным), тоже живет верой, а не рассудком.
Слайд 30Вывод
Таким образом, в романе сталкиваются два мира: правда рассудка и правда веры.
До самого эпилога не ясно, чем закончится их борьба. Но все-таки побеждает вера: когда Соня приезжает к Раскольникову на каторгу и привозит ему Евангелие, он читает и понимает, что действительно необходимо раскаиваться и старадать.
Слайд 31Вывод
Отражаясь в «людях-зеркалах», Раскольников получает возможность посмотреть на себя и на
свои поступки со стороны, а читатель находит ключ к пониманию авторской позиции: путь к счастью лежит не через насилие, а через жертвенное смирение…