Презентация, доклад по литературе ДРЛ. Слово о полку Игореве (9 класс)

Содержание

1«Табель о рангах» – документ в виде таблицы, устанавливавшей соответствие между гражданскими, военными, духовными и учёными чинами. Введён в обращение указом Петра I в 1722 году (1 балл).2. «Почтовая кляча» – лошадь на почтовой станции. Система

Слайд 1МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Объясните, что означают выделенные выражения.
А) Между тем как лошадей моих

перепрягали, я любопытствовал, рассматривая
доставшиеся мне бумаги. <…> Между многими постановлениями,
относящимися к восстановлению по возможности равенства во гражданах,
нашёл я табель о рангах. <…> Но теперь дуга коренной лошади звенит уже
в колокольчик и зовет меня к отъезду; и для того я за благо положил лучше
рассуждать о том, что выгоднее для едущего на почте, чтобы лошади шли
рысью или иноходью, или что выгоднее для почтовой клячи, быть иноходцем
или скакуном? –нежели заниматься тем, что не существует.
(А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Б) Прочтя печальное посланье,
[…] тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал
И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман…

МОЗГОВОЙ ШТУРМОбъясните, что означают выделенные выражения.А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал, рассматриваядоставшиеся мне бумаги.

Слайд 21«Табель о рангах» – документ в виде таблицы, устанавливавшей соответствие между

гражданскими, военными, духовными и учёными чинами. Введён в обращение указом Петра I в 1722 году (1 балл).
2. «Почтовая кляча» – лошадь на почтовой станции. Система почтовых станций учреждена государством для быстрого сообщения между населёнными
пунктами. Лошадей меняли на станциях, расположенных через несколько десятков вёрст друг от друга, что давало возможность путешествовать, почти не останавливаясь (2 балла).
3. «По почте поскакал» – воспользовался системой почтовых станций для проезда (1 балл).

1«Табель о рангах» – документ в виде таблицы, устанавливавшей соответствие между гражданскими, военными, духовными и учёными чинами.

Слайд 3 Древнерусская литература.

Древнерусская литература.

Слайд 4 Её главный интерес сосредоточен на: а)жизни человеческой души; б)восприятии и совершенствовании

нравственного начала в человеке.

Древнерусская литература отличается высокой духовностью.

Её главный интерес сосредоточен на:  а)жизни человеческой души; б)восприятии и совершенствовании нравственного начала в человеке.Древнерусская

Слайд 5По какой причине стала развиваться русская письменность?

По какой причине стала развиваться русская письменность?

Слайд 6Русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства и введением кириллицы.

Книга является средством для ознакомления с верой и пособием при совершении богослужения.
Русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства и введением кириллицы. Книга является средством для ознакомления с

Слайд 7Какие исторические события описывались в ДРЛ?

Какие исторические события описывались в ДРЛ?

Слайд 8Древнерусская литература описывала различные исторические события :
Походы князей
Битвы князей за киевский

престол

Сражения против печенегов и половцев

Древнерусская литература описывала различные исторические события :Походы князейБитвы князей за киевский престолСражения против печенегов и половцев

Слайд 9Церковно-служебные
Книги делились на:
Повествовательно-исторические

Церковно-служебныеКниги делились на:Повествовательно-исторические

Слайд 10О походах князей
Об исторических событиях
О битвах князей за киевский престол
О сражениях

против печенегов и половцев



В повествовательно-исторических книгах говорилось :

О походах князейОб исторических событияхО битвах князей за киевский престолО сражениях против печенегов и половцевВ повествовательно-исторических книгах

Слайд 11В основе церковно-славянских текстов лежала система религиозных представлений
о мире, согласно

которой
Бог – Творец всего сущего.
В основе церковно-славянских текстов лежала система религиозных представлений о мире, согласно которой Бог – Творец всего сущего.

Слайд 12Древнерусская литература носила исключительно исторический характер. Она не допускала художественного вымысла

(вымысел в древнерусской литературе допускался не ранее XII века). Древнерусский книжник не мог писать, «добру и злу внимая равнодушно». Он страстно выражал политическую и нравственную позицию.
Древнерусская литература носила исключительно исторический характер. Она не допускала художественного вымысла (вымысел в древнерусской литературе допускался не

Слайд 14ВИКТОРИНА (ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ)
1«Есть в Русской земле город, называемый Муром. Рассказывали мне, что

правил им когда-то добрый князь по имени Павел…..»


2«Посадил Владимир окаянного Святополка княжить в Пинске, Ярослава в Новгороде, Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме…..»

Ответ:
Сказание о Борисе и Глебе

Подсказка: повесть.

Подсказка: сказание.

Ответ:
Повесть о Петре и Февронии

ВИКТОРИНА (ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ)1«Есть в Русской земле город, называемый Муром. Рассказывали мне, что правил им когда-то добрый князь

Слайд 15Лирические
1«Не подобало ли бы нам, братья, начать старинным складом печальную повесть

о походе Игоревом, Игоря Святославича?....»


2 «Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил…..»

Ответ:
«Поучение» Владимира Мономаха

Подсказка:(слово).

Ответ:
Слово о полку игореве

Подсказка:(поучение).

Лирические1«Не подобало ли бы нам, братья, начать старинным складом печальную повесть о походе Игоревом, Игоря Святославича?....»2 «Сидя

Слайд 16Лироэпические
«Я ничтожный, грешный и неразумный, начинаю описывать жизнь князя Александра

Ярославича, внука Всеволода…»

Подсказка:(житие).

Ответ:
Житие Александра Невского

Лироэпические «Я ничтожный, грешный и неразумный, начинаю описывать жизнь князя Александра Ярославича, внука Всеволода…»Подсказка:(житие).Ответ:Житие Александра Невского

Слайд 17 «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы.

Слайд 18
Познакомимся с историей открытия «Слова…» и событиями,

нашедшими отражение в произведении; композицией, жанром, сюжетом, поэтическими особенностями.

Познакомимся с историей открытия «Слова…» и событиями, нашедшими отражение в произведении; композицией, жанром,

Слайд 20История открытия «Слова…».






История открытия «Слова…».

Слайд 21История находки

История находки

Слайд 22В “Слове…” рассказывается о походе северских князей, с Игорем во главе,

на половцев в 1185 году.
В “Слове…” рассказывается о походе северских князей, с Игорем во главе, на половцев в 1185 году.

Слайд 24Композиция «Слова…»
«Слово…» состоит из следующих частей:
1 часть - Вступление
2 часть -

Описание похода князя Игоря
3 часть - Вещий сон Святослава и его «золотое слово», обращенное к князьям с призывом отомстить за «землю Русскую, за раны Игоревы»
4 часть - Возвращение Игоря из плена.

Композиция «Слова…» отличается строгостью и стройностью. Стройность композиции поддерживается делением «Слова…» на ряд картин-песен. Такие части-картины заканчиваются припевом-рефреном: «О, Русская земля, ты уж за холмом!»

Композиция «Слова…»«Слово…» состоит из следующих частей:1 часть - Вступление2 часть - Описание похода князя Игоря3 часть -

Слайд 25Жанр «Слова…»
Сложность композиции определяется выбором жанра

произведения:


Д. С. Лихачев говорит о том, что автору «Слова» удалось соединить в своей поэме плач и славу: горький упрек в безрассудстве - и восхищение мужеством защитников Русской земли; одобрение героизма, жажда воли - и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей.

это повесть, песнь

это ораторское слово

Слово

Жанр «Слова…»     Сложность композиции определяется выбором жанра произведения: 	  Д. С. Лихачев

Слайд 26Переводы «Слова…»

Переводы «Слова…»

Слайд 27Домашнее задание
Учить конспект.
Читать стр.11-33.
Стр. 33 №1 – письменно.

Домашнее заданиеУчить конспект.Читать стр.11-33.Стр. 33 №1 – письменно.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть