Слайд 1Учимся анализировать стихотворения
(5-6 класс)
Слайд 2 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Тема.
2. Идея
(основная мысль).
3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?
4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?
5. Рифмический рисунок стиха.
6. Размер стихотворения.
7. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Слайд 3Тема
Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении.
Очень часто
тема отражается в заглавии.
Слайд 4Основная мысль
Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя
(слушателя)
Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать
Слайд 5Лирический герой
Это лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и
чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
Слайд 6Образы лирики
Предметы
Явления
Природа
Лирический герой
Автор
Слайд 7Изобразительно-выразительные средства
Эпитет
Сравнение
Метафора Олицетворение Антитеза Аллитерация
Анафора Гипербола
Ассонанс
Слайд 8Эпитет
Это красочное определение чего-либо (в основном прилагательные)
***
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей…
Слайд 9Метафора
Это скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение
слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.
В саду горит костёр рябины красной,
но никого не может он согреть. С.А.Есенин
Слайд 10Сравнение
Это прямое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова,
даётся при помощи союзов: как, словно, точно, как будто.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно: покой и простор.
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Н.А.Некрасов
Слайд 11 Олицетворение
Это художественный приём, основанный на наделении
неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.
С.А.Есенин
Слайд 12Антитеза
Это литературный приём, основанный на противопоставлении.
Они сошлись:
волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.
А.С.Пушкин
Слайд 13Аллитерация
Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте определённых созвучных
или одинаковых согласных звуков.
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
С.А. Есенин
Слайд 14Ассонанс
Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте одинаковых гласных звуков.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
Б.Л.Пастернак
Слайд 15Анафора
Литературный приём, построенный на одинаковом начале нескольких соседних предложений (
строк, стихов).
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
А.С.Пушкин
Слайд 16Гипербола
Это литературный приём, основанный на художественном преувеличении
В сто сорок солнц закат
пылал…
В.В.Маяковский
Слайд 17Рифма
Туча мглою небо кроет,
Вихри снежные
крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
А.С.Пушкин
ПЕРЕКРЁСТНАЯ
А
Б
А
Б
Слайд 18Рифма
ПАРНАЯ
А
А
Б
Б
Царь с
царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Слайд 19Рифма
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб
зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил…
КОЛЬЦЕВАЯ
А
Б
Б
А
Слайд 20Двусложные размеры стиха
ХОРЕЙ
(ударение падает на нечетные слоги в стихе; на первый
слог в стопе)
Мчатся тучи, вьются тучи.
ЯМБ
(ударение падает на четные слоги в стихе; на второй слог в стопе)
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы…
Слайд 21АЛГОРИТМ определения размера стиха
Выписать первый стих, посчитать количество слогов в нём
(сколько гласных – столько и слогов), расставить ударения;
Нарисовать: столько ячеек, сколько слогов. Пронумеровать ячейки снизу;
Расставить ударения над ячейками в соответствии с ударениями в стихе, выделить стопы;
Написать шифр этого стиха, сделать вывод о размере стихотворения.
Слайд 24Проанализируйте
Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей. А.А.Фет
Слайд 25Анализ стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза у моего окна…» по плану
1.Тема –
Печальная берёза.
2. Идея :Печальная берёза прекрасна в траурном белом наряде в лучах денницы (утренней зари).
3.Мотив грусти, трагизма, любование этой печалью берёзы и сочувствию к ней света утренней зари, которая как бы обнимает её всю в белом траурном наряде.
Слайд 264. Средства художественной выразительности:
Эпитеты: печальная берёза, прихоть мороза, разубрана (прихотью мороза)
берёза, наряд траурный, наряд радостен, краса ветвей.
Слайд 27Метафоры: прихоть мороза, игра денницы.
Сравнение: Как гроздья винограда, концы ветвей висят…
Слайд 28Аллитерация:1 строфа: Р,
2строфа: В, Р,
3 строфа: сонорные Л, М,
Н.
Ассонанс: 1 строфа: Е,А;
2 строфа: А;
3 строфа: У, И.
Слайд 29Анафора: Повтор 3 строки в каждой строфе: И…
4. Рифма: Перекрёстная: АБАБ
5.Стихотворный
размер: трёхстопный ямб
_ _/ _ _/ _ _/ _
_ _/ _ _/ _ _/
Слайд 306. Особенно привлекает то, что лирический герой восхищён берёзой даже в
трауре зимней белой одежды. Печаль берёзы ему по душе, так как созвучна его грустным мыслям. Словно хочется спросить у берёзы, наряд которой румянит свет утренней зари, о чём её скорбь. Любимый лик прекрасен и в траурной одежде. Горе не способно умалить истинную красу.
Такой взгляд автора необычен , но отражает представления людей дохристианской поры: берёза для них символ смерти и последующего воскресения. Может, потому берёза в белом саване под лучами солнца розовеет? Так, при рождении появляется на свет розовокожий младенец…