Презентация, доклад по литературе для старшеклассников на тему Тенденции развития фантастики

Содержание

Самое простое определение понятия – фантастика есть изображение фактов и событий, не существовавших в реальной действительности. Однако границы между реальным и нереальным весьма условны. Что такое «фантастика»?

Слайд 1Фантастика – это не только вид литературы, но и феномен культуры

и мышления.

Тенденции развития фантастической литературы с XIX по XX в.в.

Фантастика – это не только вид литературы, но и феномен культуры и мышления.Тенденции развития фантастической литературы с

Слайд 2 Самое простое определение понятия – фантастика есть изображение фактов

и событий, не существовавших в реальной действительности. Однако границы между реальным и нереальным весьма условны.

Что такое «фантастика»?

Самое простое определение понятия – фантастика есть изображение фактов и событий, не существовавших в реальной

Слайд 3 Понятие фантастичности обладает историко-культурной обусловленностью, т.е. оно зависит от того,

кто и когда выносит суждение о фантастичности произведения.

Понятие «фантастичность»

Понятие фантастичности обладает историко-культурной обусловленностью, т.е. оно зависит от того, кто и когда выносит суждение о

Слайд 4 Условная фантастика
Два вида «фантастики»:
Условная фантастика -

произведения, которые фантастичны с нашей точки зрения, но не являлись таковыми для автора или же он не ставил целью показать их фантастичность.

Безусловная фантастика

Безусловная фантастика – произведение, в котором подразумевается намеренное изображение вымышленного в произведении.

Условная фантастикаДва вида «фантастики»:Условная фантастика - произведения, которые фантастичны с нашей точки

Слайд 5В современной литературной критике принято различать понимание фантастики как жанра и

как метода. Жанр характеризует целое произведение, а метод может использоваться в самых разных жанрах.

Фантастика как жанр и как метод

Примечательно, что вплоть до XIX века фантастика существовала только как метод.

В современной литературной критике принято различать понимание фантастики как жанра и как метода. Жанр характеризует целое произведение,

Слайд 6 Самой первой разновидностью фантастической литературы принято считать миф.
История

развития фантастики до её обособления в отдельный жанр

«Фантастика возникает тогда, когда нарушилось синкретическое мышление, где реальное и вымышленное неразделимы»
Юлий Кагарлицкий

Самой первой разновидностью фантастической литературы принято считать миф. История развития фантастики до её обособления в

Слайд 71. Цели, преследуемые авторами в фантастической литературе.


Классификация фантастических произведений:
Произведения, в которых

автор пытается предугадать будущее.

Произведения, содержащие сатиру на реальную действительность.

Произведения, предупреждающие читателя.

1. Цели, преследуемые авторами в фантастической литературе.Классификация фантастических произведений:Произведения, в которых автор пытается предугадать будущее.Произведения, содержащие сатиру

Слайд 8 2. Способы оправдания появления фантастических событий.
Классификация фантастических произведений:
-подробное объяснение фантастического

(нередко это является основой сюжета) – научная фантастика (неискушённому читателю требуется объяснение происходящего);

-намёк или отсылка к аналогичным фантастическим мотивам – более поздняя (современная) научная фантастика (сюжеты начинают повторяться, появляется стереотипность и шаблонность, нет необходимости в пояснениях);
-отсутствие какого-либо объяснения происходящего – фэнтези (объяснением всего является то, что мир вымышлен).
2. Способы оправдания появления фантастических событий.Классификация фантастических произведений: -подробное объяснение фантастического (нередко это является основой сюжета)

Слайд 9 3. Характер содержания фантастических произведений.

Классификация фантастических произведений:
1) Научная фантастика (первая

в жанре, в центре внимания – научное изобретение, эксперимент и пр.);
2) Социофантастика (утопия и антиутопия, описывающие возможное устройство общества);
3) Фэнтези (новейшая разновидность, повествующая о полностью вымышленных мирах, абсолютно не зависящих от нашей реальности и её законов).
3. Характер содержания фантастических произведений.Классификация фантастических произведений: 1) Научная фантастика (первая в жанре, в центре внимания

Слайд 10Научная фантастика с точки зрения традиционных и новаторских элементов.

Научная фантастика с точки зрения традиционных и новаторских элементов.

Слайд 11 Композиция произведения характеризуется отсутствием противопоставления главному герою. Романы изобилуют

мелкими подробностями, точными расчётами и детальными описаниями. В рассмотренных произведениях существует только одна сюжетная линия.

Жюль Верн

Композиция произведения характеризуется отсутствием противопоставления главному герою. Романы изобилуют мелкими подробностями, точными расчётами и детальными

Слайд 12Герберт Уэллс
Традицию ведения рассказа от первого лица и смену повествователя Уэллс

оформил в виде «рассказа в рассказе», где смена лиц обозначала границы между частями композиции и позволяла взглянуть на происходящее с точки зрения разных людей.
Герберт УэллсТрадицию ведения рассказа от первого лица и смену повествователя Уэллс оформил в виде «рассказа в рассказе»,

Слайд 13- создание отрицательного главного героя; - идея «науки, приносящей вред»;
-

новые мотивы: вторжение инопланетян, путешествие во времени;
- усложнение произведений психологической и философской линиями.

Главными отличиями романов Уэллса от романов Верна являются:

- создание отрицательного главного героя;  - идея «науки, приносящей вред»;  - новые мотивы: вторжение инопланетян,

Слайд 14В советское время мерилом достоинств научно-фантастических произведений становится не столько их

художественность, сколько достоверность научных фактов, содержащихся и них. Такой подход заставил писателя-фантаста обратить больше внимания на научное содержание произведения, вследствие чего художественно оно проигрывало.

Советская научная фантастика - Александр Беляев и Алексей Толстой

В советское время мерилом достоинств научно-фантастических произведений становится не столько их художественность, сколько достоверность научных фактов, содержащихся

Слайд 15Алексей Толстой
В романе «Аэлита» Алексей Толстой ввёл в научную фантастику вторую

сюжетную линию. Мечтательность Толстого дореволюционного периода отразилась в «Аэлите», и основой второй сюжетной линии стал любовный роман.
Алексей ТолстойВ романе «Аэлита» Алексей Толстой ввёл в научную фантастику вторую сюжетную линию. Мечтательность Толстого дореволюционного периода

Слайд 16Александр Беляев
В романах Беляева тоже присутствовала вторая сюжетная линия, однако в

произведениях раскрывалась не романтическая, а психологическая сторона проблемы.
Александр БеляевВ романах Беляева тоже присутствовала вторая сюжетная линия, однако в произведениях раскрывалась не романтическая, а психологическая

Слайд 17Хайнлайн считается первым профессиональным писателем-фантастом.

Раннее творчество – романы для юношества, рассказывающие

о неординарных интеллектуальных подростках.

В период зрелого творчества были написаны самые известные произведения Хайнлайна.

В позднем творчестве преобладает философская линия и появляется сатира.

Роберт Хайнлайн

Хайнлайн считается первым профессиональным писателем-фантастом.Раннее творчество – романы для юношества, рассказывающие о неординарных интеллектуальных подростках. В период

Слайд 18«Большая тройка» писателей-фантастов – Роберт Хайнлайн, Артур Кларк и Айзек Азимов
Роберт

Хайнлайн

Артур Кларк

Айзек Азимов

«Большая тройка» писателей-фантастов – Роберт Хайнлайн, Артур Кларк и Айзек АзимовРоберт ХайнлайнАртур КларкАйзек Азимов

Слайд 19 Артур Кларк – английский писатель, учёный, футуролог.
Работы отличаются оптимистическим

взглядом на развитие науки, освоение Солнечной системы и Мирового океана.
Изображаемое им будущее человечества зачастую было утопично.
Артур Кларк сформулировал так называемые «законы Кларка», в соответствии с которыми развивались события в его произведениях.


Артур Кларк

Артур Кларк – английский писатель, учёный, футуролог.Работы отличаются оптимистическим взглядом на развитие науки, освоение Солнечной

Слайд 20Герои в рассказах Азимова - роботы, созданные людьми и работающие

для их блага.
Создал Три Закона Робототехники, которые легли в основу его рассказов.
Основа сюжета каждого рассказа из сборника – разгадывание героем логической загадки, основанной на Трёх Законах Робототехники.
______________
«Большая тройка» писателей-фантастов привнесла в научно-фантастическую литературу разнообразие сюжетов, тем и типов героев.


Айзек Азимов

Герои в рассказах Азимова -  роботы, созданные людьми и работающие для их блага.  Создал

Слайд 21 Жанр утопии показывает идеальное устройство общества.

Тревога человека по поводу исполнения его желаний нашла своё отражение в жанре антиутопии.
Антиутопия – жанр, рисующий общество, в котором возобладали негативные тенденции развития.

Социофантастика с точки зрения традиционных и новаторских элементов.

Жанр утопии показывает идеальное устройство общества.   Тревога человека по поводу исполнения его желаний

Слайд 22 Евгений Замятин - основоположник жанра антиутопии.
В

его романе-антиутопии «Мы» разрабатывается идея безликого будущего. Произведения двух других известных писателей этого жанра – «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли и «1984» Джорджа Оруэлла – варьируют эту же идею.
В центре внимания - тоталитарное государство, в котором стирается понятие «индивидуальность».

Евгений Замятин, Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл

Евгений Замятин - основоположник жанра  антиутопии.  В его романе-антиутопии «Мы» разрабатывается идея безликого

Слайд 23Евгений Замятин
Олдос Хаксли
Джордж Оруэлл

Евгений ЗамятинОлдос ХакслиДжордж Оруэлл

Слайд 24 Рэй Бредбери продолжил работать

в жанре антиутопии. Наиболее яркое и запоминающееся произведение в этом жанре роман «451 градус по Фаренгейту».

Рэй Бредбери

Рэй Бредбери продолжил работать в жанре антиутопии. Наиболее яркое и

Слайд 25 «451 градус по Фаренгейту»

В романе описано современное
общество, доведённое

до абсурда.
Традиционные элементы
антиутопии – конфликт между
человеком, стремящимся
сохранить индивидуальность и свой
внутренний мир, и бездуховным
обществом с искусственно заниженным уровнем интеллекта.
Жизнь человека не имеет ценности, и смерть преподносится как шоу, развлечение для остальных людей.

«451 градус по Фаренгейту»В романе описано современное общество, доведённое до абсурда. Традиционные элементы антиутопии –

Слайд 26Братья Аркадий и Борис Стругацкие

Братья Аркадий и Борис Стругацкие

Слайд 27 Братья Стругацкие писали прозу, тяготевшую к социально-психологическому исследованию и

философскому анализу, близкую утопии и антиутопии.
Проблемы, которые ставят Стругацкие в своих книгах, - это вечные проблемы литературы.
Основной лейтмотив произведений писателей – всегда, даже в самых критических ситуациях, есть надежда.

Братья Аркадий и Борис Стругацкие

Братья Стругацкие писали прозу, тяготевшую к социально-психологическому исследованию и философскому анализу, близкую утопии и антиутопии.

Слайд 28 Фэнтези – разновидность современной фантастики, детище постмодернисткой эрудированной эпохи.

Одна из главных её задач – вернуть индивиду значимость, ответственность, достоинство, не дать ему раствориться в массе.

Фэнтези

Фэнтези – разновидность современной фантастики, детище постмодернисткой эрудированной эпохи. Одна из главных её задач –

Слайд 29Основные черты этого жанра – героичность, эпичность, масштабность происходящего.

Основные черты этого жанра – героичность, эпичность, масштабность происходящего.

Слайд 30Первый опыт в жанре фэнтези принадлежит перу Роберта Говарда, создателя цикла

о Конане-варваре.
Первый опыт в жанре фэнтези принадлежит перу Роберта Говарда, создателя цикла о Конане-варваре.

Слайд 31Однако произведениями, ставшими образцовыми для этого жанра, являются книги Джона Рональда

РуэлаТолкина о Средиземье.
Однако произведениями, ставшими образцовыми для этого жанра, являются книги Джона Рональда РуэлаТолкина о Средиземье.

Слайд 32 С XIX по XXI века научная фантастика по мере своего

развития становилась всё более смелой и безоглядной, превращаясь в остросюжетную литературу.
В социофантастике с течением времени на смену жанру утопии пришла антиутопия и постапокалиптические произведения, которые получили особое распространение в конце XX – начале XXI веков.
Фэнтези – наиболее молодая разновидность жанра фантастики. Но и в ней происходят изменения: вследствие исчерпанности средств для создания фантастического писатели прибегают к переосмыслению традиций.

Заключение:

С XIX по XXI века научная фантастика по мере своего развития становилась всё более смелой и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть