Слайд 2Даниель Дефо.
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Смелость, мужество, находчивость главного
героя.
Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Слайд 4 Вся жизнь Дефо полна взлетов и падений, невероятных удач и столь
же невероятных потерь. Сам Дефо писал об этом так:
«Судеб таких изменчивых никто не испытал,
Тринадцать раз я был богат и снова бедным стал».
Слайд 5 Даниель Дефо родился в Англии, в городе Бристоле. Отец его был
торговцем мясом. Он хотел, чтобы сын стал священником. Но сын мечтал о путешествиях и стал купцом. Он плавал в разные страны мира, но богатства себе не нажил. Его больше интересовали люди, чем деньги. Даниель Дефо стал журналистом, выступал против несправедливых законов, наказывающих бедняков и защищающих богачей.
В шестьдесят лет Дефо написал свой первый роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», потом продолжение этого романа. С тех пор прошло уже почти триста лет, но этот роман остается одной из самых известных и любимых во всем мире книг.
Слайд 61.Где родился Дефо?
2.Почему он не стал священником?
3.Что Д.Дефо считал важным в
человеке?
4.В каком возрасте он написал первый роман?
5.Сколько лет провёл Робинзон на острове?
6.В каком году была написана книга "Робинзон Крузо"?
7.О чём рассказывает история Робинзона Крузо?
Слайд 20Работа с текстом:
1.Какие чувства испытывал Робинзон в своих первых морских путешествиях?
Расскажите о его возрасте, происхождении и социальном положении.
2.Как он оказался на необитаемом острове? Как он понял, что оказался на необитаемом острове? Какие черты характера проявились в нём в первый день?
3.Какие вещи и почему он взял с затонувшего корабля в первую очередь? Как отнёсся к найденным деньгам? Почему?
4.Как он строил и обустраивал своё жилище? Что учитывал при постройке? Почему потом кое-что переделывал?
5.Как он добывал себе пропитание? Как он придумал пополнять свои запасы продовольствия?
6.Зачем завёл календарь и делал записи о происходящем? Зачем сравнивал происшедшие с ним события? Как спасался от мрачных мыслей?
7. Какой способ изготовления одежды он придумал? В чём её плюсы?
Слайд 21 8. Почему его первые опыты построения судна оказались неудачными? Почему
он не прекратил своих попыток построить судно? Как это его характеризует?
9.С какими опасностями он столкнулся во время своего первого путешествия на лодке? Как он их преодолел?
10.Какое впечатление произвёл на него след человека? Какие способы самосохранения он придумал?
11.Какие чувства и мысли охватили его при виде человеческих костей? Каковы были его дальнейшие действия?
12.Как и почему Робинзон освободил Пятницу? Чему он его научил? Как изменилась его жизнь на острове с появлением Пятницы? Что у них общего и чем они различаются?
13. Какие качества характера проявили герои в бою с дикарями, спасая испанца и отца Пятницы?
14.Какие хитрости придумал Робинзон, чтобы попасть на захваченный пиратами корабль? Какие чувства он испытывал, поняв, что сможет вернуться на родину?
15.Какие физические и душевные силы и черты характера помогли ему выжить на острове и сохранить психологическое равновесие?
Слайд 22Черты характера Робинзона:
мужество
стойкость
воля
целеустремленность
оптимизм
способность преодолевать препятствия и добиваться всего своим трудом
трудолюбие
ум
смекалка
вера в
себя
предприимчивость
энергия
практичность
Слайд 23План характеристики героя:
1.Происхождение, возраст и социальное положение Робинзона Крузо.
2.Предыстория героя( рассказ
о жизни Робинзона до попадания на необитаемый остров).
3.Авторские приёмы создания образа Робинзона Крузо:
*Портретная характеристика.
*Мир вещей и предметов, характеризующих героя в период жизни на острове.
*Действия и поступки героя.
*Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
*Ключевые черты характера героя: смелость, мужество, находчивость, смекалка, упорство, изобретательность, терпение, сообразительность, трудолюбие, овладение ремеслом, умение найти выход из трудного положения, жизненная стойкость, решительность, человеколюбие, жажда свободы и др.
*Особенности повествования героя о себе и его самооценка.
4. Авторское отношение к герою, способы его выражения.
5.Читательские оценки образа Робинзона и их аргументация.
Слайд 24 Язык Дефо также прост, точен, протоколен. Ему совершенно чужды специфические приёмы
художественного письма, так называемые поэтические фигуры и тропы.
В «Путешествиях» нельзя встретить, например, «бесконечное море», а лишь точное указание долготы и широты в градусах и минутах; солнце не восходит в каком-нибудь «абрикосовом тумане», а в 6 ч. 37 м; ветер не «ласкает» паруса, не «легкокрылый», а дует с северо-востока;. Возникающее у читателя впечатление полной реальности приключений Робинзона обусловлено этой манерой письма.
Дефо тоже прерывает повествовательную форму драматическим диалогом (разговор Крузо с Пятницей и матросом Аткинсом), Дефо вводит в ткань романа дневник и запись конторской книги, где в дебет записывается благо, в кредит — зло, а в остатке получается все же солидный актив.
Слайд 25 В своих описаниях Дефо всегда до мелочи точен. Мы узнаем, что
доску для полки Крузо делает 42 дня, лодку — 154 дня, читатель вместе с ним продвигается шаг за шагом в работе и как бы вместе с ним преодолевает трудности и терпит неудачи. Крузо терпит много неудач.
В борьбе с природой и людьми он препятствия преодолевал, на неудачи не жаловался, не роптал. Мир хорош, но мир неорганизован, везде бесхозяйственность. На какой бы точке земного шара Крузо ни очутился, везде он смотрит на окружающее глазами хозяина, организатора.
В этой своей работе он с одинаковым спокойствием и упорством смолит корабль и обливает горячим варом дикарей, разводит ячмень и рис, топит лишних котят и уничтожает людоедов, угрожающих его делу. Все это делается в порядке обычной повседневной работы. Крузо не жесток, он гуманен и справедлив.
Первая часть «Робинзона Крузо» разошлась сразу в нескольких изданиях. Дефо подкупал читателей простотой описаний реальных путешествий и богатством вымысла.
Слайд 26 Сопоставьте роман «Робинзон Крузо» с рассказом Саши
Черного «Игорь-Робинзон»:
1.Что объединяет эти произведения?
2.Почему Игорь получил прозвище Робинзон?
3.Какие чувства хочет вызвать Саша Чёрный у читателя, создавая свой рассказ? Как он переосмысливает сюжет о Робинзоне?
4.Какие традиции литературной классики использует Саша Черный в своем рассказе?
5.Какое произведение называют робинзонадой?
Слайд 27Сопоставьте роман «Робинзон Крузо» с рассказом В.Астафьева «Васюткино озеро»:
1.Что общего у
Робинзона и Васютки?
2.Что различает этих героев?
3.Есть ли в этих произведениях схожие сюжетные ситуации?
4.В чем общность авторского отношения к таким разным героям, как Робинзон и Васютка?
5.Какие качества характеров героев вызывают восхищение, достойны подражания?
Слайд 28Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение глав из книги «Приключения Тома Сойера», помещенных
в учебнике, и пересказ вступительной статьи о Марке Твене.
Прочитать роман полностью.