Презентация, доклад по литературе Булгаков Собачье сердце

Содержание

«Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не настоящий»( из письма Булгакова к Сталину)Тема урока «Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Слайд 1


Слайд 2
«Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не

настоящий»
( из письма Булгакова к Сталину)



Тема урока «Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

«Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не настоящий»( из письма Булгакова к Сталину)Тема

Слайд 3 Цели урока:
1. познакомить с судьбой повести «Собачье сердце», её идейно-

художественным своеобразием и сатирической направленностью.

2. Развивать умение давать характеристику литературному герою,совершенствовать навыки конкретно- исторического анализа произведения

3. Воспитывать неприятие лицемерия, жестокости , наглости и бескультурья.
Цели урока:

Слайд 6 «Собачье сердце»-
шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова – умная и зрячая.
В.Сахаров

«Собачье сердце»-шедевр булгаковской сатиры.Сатира Булгакова – умная и зрячая.В.Сахаров

Слайд 7Словарная работа:
Сатира(лат.satira)-
-способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений,

которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности сатирических методов.
Словарная работа:Сатира(лат.satira)--способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры

Слайд 8ПРЕДМЕТ САТИРЫ-ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПОРОКИ.
виды сатиры
ирония

сарказм
юмор

ПРЕДМЕТ САТИРЫ-ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПОРОКИ.виды сатирыирониясарказмюмор

Слайд 9Добродушно-насмешливое отношение
к чему-либо; беззлобное и веселое вышучивание
юмор
сарказм
Язвительная, жестокая ироническая насмешка
Тонкая, скрытая

насмешка;
несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста

ирония


Добродушно-насмешливое отношениек чему-либо; беззлобное и веселое вышучиваниеюморсарказмЯзвительная, жестокая ироническая насмешкаТонкая, скрытая насмешка;несоответствие положительного значения и отрицательного подтекстаирония

Слайд 10« Собачье сердце» (Чудовищная история)
Написана в 1925 году.
Отзыв Л. Б. Каменева
«Это

острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя»

злободневное публицистическое произведение обличительного характера

« Собачье сердце» (Чудовищная история)Написана в 1925 году.Отзыв Л. Б. Каменева«Это острый памфлет на современность, печатать ни

Слайд 11- Опишите, какой была жизнь пса Шарика в начале произведения?
- Как

пёс выражает свою благодарность профессору Преображенскому за пищу? Приведите цитаты из текста.

- Как проявляет себя Шарик, живя в доме профессора?  Каково его отношение к Зине?

Вывод: Шарик добрый и хитрый пёс.

- Опишите, какой была жизнь пса Шарика в начале произведения?- Как пёс выражает свою благодарность профессору Преображенскому

Слайд 12Рассуждаем вместе.
Что говорит о характере и образе жизни профессора Преображенского обстановка

в квартире?

Какого рода помощь оказывал пациентам профессор Преображенский?


Какова композиция повести, из каких частей она состоит?

Рассуждаем вместе.Что говорит о характере и образе жизни профессора Преображенского обстановка в квартире?Какого рода помощь оказывал пациентам

Слайд 13Обстановка(интерьер).
Кабинет «весь пылал светом»
помойки
Стол, накрытый белой скатертью, а на ней два

прибора, салфетки…

мусорные ямы

Разрисованные райскими цветами тарелки

Обстановка(интерьер).Кабинет «весь пылал светом»помойкиСтол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки…мусорные ямыРазрисованные райскими цветами тарелки

Слайд 14ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ КЛИМУ ЧУГУНОВУ
Вывод:
Клим – алкоголик и уголовник с психологией

преступника.
ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ КЛИМУ ЧУГУНОВУВывод: Клим – алкоголик и уголовник с психологией преступника.

Слайд 15Очеловечивание собаки
Пес-дворняга Шарик
милый, добродушный,
наблюдательный
тело
Клим Чугункин-
пьяница, люмпен-пролетарий
гипофиз
Полиграф
Полиграфович
Шариков

Очеловечивание собакиПес-дворняга Шарикмилый, добродушный,наблюдательныйтелоКлим Чугункин-пьяница, люмпен-пролетарийгипофизПолиграфПолиграфовичШариков

Слайд 16Шариков
В ходе очеловечивания собаки милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие

черты своего
человеческого донора,люмпен-пролетария Клима Чугункина и превращается в зловещую фигуру Полиграфа Полиграфовича Шарикова
ШариковВ ходе очеловечивания собаки милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своегочеловеческого донора,люмпен-пролетария Клима Чугункина и

Слайд 17 - ОПИШИТЕ ПРОФЕССОРА ГЛАЗАМИ ШАРИКА. - КАКИМИ БЫЛИ ИНТЕРЕСЫ ПРОФЕССОРА? - СЧИТАЕТЕ

ЛИ ВЫ ПРОФЕССОРА ТУНЕЯДЦЕМ И ЭКСПЛУАТАТОРОМ?

Взгляды на жизнь

«Я сторонник разделения
труда. В Большом пусть
поют, а я буду оперировать.»

- Почему же вы – труженик?
-Да уж известно –  не нэпман.
«Взять всё, да и поделить»

«Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»

« В театр я не пойду… дуракаваляние… одна контрреволюция.» «В цирк пойдём, лучше всего»

«Никого драть нельзя. На человека  и на животное можно действовать только внушением»

«Вчера котов душили, душили»

«На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками»

«И произносит контрреволюционные речи»
(Из доноса Шарикова на профессора)


Слайд 18Образ жизни(уклад).
Определённый порядок, который поддерживается традициями
-Я буду обедать в столовой, а

оперировать в операционной!

-Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор ещё запирать под замок? И ещё приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковёр с парадной лестницы?

-На какого чёрта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?

окурки- на пол плюёт на пол

Зину подкарауливает в темноте

икает за столом

грызёт ногти

пьянство

воровство

донос

Образ жизни(уклад).Определённый порядок, который поддерживается традициями-Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! -Почему, когда началась

Слайд 19Манера общения, речь.
-Имейте в виду, Шариков… Господин, что я, если вы

позволите себе ещё одну наглую выходку, я лишу вас обеда и вообще питания в моём доме.

Котяра проклятый лампу раскокал…

-голубчик

Ну, уж и женщины. Подумаешь. Барыни какие. Обыкновенная прислуга, а форсу как у комиссарши. Это всё Зинка ябедничает.

детка

-пёс его знает

-Что-то вы меня, папаша, больно ученяете…

-на польты пойдут

-Что я каторжный?..Довольно обидны ваши слова

Зина, милая

Манера общения, речь.-Имейте в виду, Шариков… Господин, что я, если вы позволите себе ещё одну наглую выходку,

Слайд 20Общественная позиция, нравственные принципы.
-Да, я не люблю пролетариата, – печально согласился

Филипп Филиппович

Нужно не только знать что съесть, но и когда и как. И что при этом говорить. Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет.

-Не успевает всюду тот, кто никуда не торопится.

-Никого драть нельзя…Ни человека и ни животное. Можно действовать только внушением

Человеку без документов строго воспрещается существовать.

Я воевать не пойду никуда…На учёт возьмусь, а воевать- шиш с маслом!...Мне белый билет полагается.

жилплощадь мне полагается…

я без пропитания оставаться не могу…

Общественная позиция, нравственные принципы.-Да, я не люблю пролетариата, – печально согласился Филипп Филиппович Нужно не только знать

Слайд 21-Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила

все стёкла, потушила все лампы? – Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза , в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.

-читаю… Эту… как её… переписку Энгельса с эти м… Как его – дьявола – с Каутским. не согласен я. С обоими Взять всё, да и поделить… А то что же: один в семи комнатах расселился ,штанов, у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет…

На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.

-Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? –

Слайд 22Музыка.
П.И.Чайковский
Дж.Верди «Аида»
«Светит месяц»

Музыка.П.И.ЧайковскийДж.Верди «Аида»«Светит месяц»

Слайд 23.
Доктор Преображенский представляет интеллигенцию
Шариков представляет пролетариат.
вывод

.Доктор Преображенский представляет интеллигенциюШариков представляет пролетариат.вывод

Слайд 24Дайте характеристику этому герою

Дайте характеристику этому герою

Слайд 25Задача Преображенского
Логика Швондера:
пересадка органов с целью


продлить период жизненной
активности человека,

-улучшение человеческой по-оды(отсюда «говорящая» фамилия героя)

зачем работать, если можно отнять
-

любой пролетарий- хозяин жизни в силу своего происхож-
дения

Труженик тот кто ничего не имеет

Задача ПреображенскогоЛогика Швондера:пересадка органов с целью

Слайд 26Результаты воздействия Швондера на Шарикова
Разруха в доме профессора(вместо того
чтобы

заниматься лечением пациентов,
профессор Преображенский и доктор Борменталь заняты Шариковым).


Шариков требует у доктора часть жилплощади и прописку.

Шариков устраивается в контору по истреблению кошек.

Результаты воздействия Швондера на ШариковаРазруха в доме профессора(вместо того  чтобы заниматься лечением пациентов,   профессор

Слайд 27Чьё влияние сильнее?

Чьё влияние сильнее?

Слайд 28Эксперимент профессора не удался. Учёный пришёл к выводу, что
Шариков- насилие

над природой.

ВЫВОД

Эксперимент профессора не удался. Учёный пришёл к выводу, что Шариков- насилие над природой.ВЫВОД

Слайд 29Что нужно Шарикову, чтобы «дорасти до Преображенского»?
Совесть, культура, образованность
Наглость, бескультурье,

необразованность

Что нужно Шарикову, чтобы «дорасти до Преображенского»? Совесть, культура, образованностьНаглость, бескультурье, необразованность

Слайд 30Также и революционный эксперимент большевиков обречён на неудачу.

Воспитать чувство уважения к личности, чувство собственного достоинства осознанное отношение к происходящему возможно только при постепенном, эволюционном развитии общества, при кропотливой просветительской и культурной работе интеллигенции.
Также и революционный эксперимент большевиков обречён на неудачу.    Воспитать чувство уважения к личности, чувство

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть