Слайд 2
Споры вокруг образа Евгения
Онегина
«В Онегине есть сходство с
Обломовым, оба- порождение
помещичье-крепостнического
строя»
Н.А.Добролюбов.
Слайд 3Онегин- «Митрофанушка
новой формации.»
Д.И.Писарев
Слайд 4В.Г.Белинский
О романе А.С.Пушкина
«Евгений Онегин»
Слайд 5Время написания статей
Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные
роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, были последовательно опубликованы в 1844—1845 годах в журнале “Отечественные записки”
Слайд 6Онегин- «страдающий эгоист»,
которого душат «бездеятельность
и пошлость
Слайд 7Историзм романа
Говоря о романе А. С. Пушкина “Евгений
Онегин” в целом, Белинский отмечает его историзм в воспроизведении картин русского общества. Критик считает “Евгения Онегина” поэмой исторической, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. “Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху”.
Слайд 20Образ Евгения Онегина
«Большая часть публики совершенно отрицала в
Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался.»
Слайд 21
«Онегин не претендует на звание гения, не лезет в великие люди,
но бездеятельность и пошлость жизни душат его. Онегин — страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле,— считает В.Белинский,— в его эгоизме должно видеть то, что древние называли „fatum".»
Слайд 22
“"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным
произведением”,— утверждает Белинский. Он указывает на “народность” как на характерную черту данного романа, считая, что в “Евгении Онегине” народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении: «Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи”.
Слайд 23Образ Татьяны Лариной
Татьяна, по мнению В.Белинского,— «существо исключительное,
натура глубокая, любящая, страстная. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал...»,— писал критик.
Слайд 24Образ Ленского
«Ленский был романтик и по натуре и
по духу времени… Это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная…»
«Вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее… Его радости и печали были созданием его фантазии».
«В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это — повторяем — был романтик, и больше ничего».
Слайд 25Образ Ольги Лариной
«Существо доброе, милое, веселое, Ольга была
очаровательна, как и все „барышни“, пока они еще не сделались „барынями“…»
«Ольга — существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало и… которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время…»
Слайд 26Значение романа
Значение романа, по мнению В.Белинского, и
в том, что от него так же, как и от комедии Грибоедова «Горе от ума», начинается подлинно зрелая, реалистическая русская литература. «Без «Онегина», - утверждает Белинский, - был бы невозможен «Герой нашего времени» так же, как без «Онегина» и «Горя от ума», Н. Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».