Слайд 1Басня: особенности и развитие жанра
Для 6 класса
Учитель Л.С.Манзюк
Слайд 2Басня – это…
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.
Основная цель басни - указать на пороки людей, изъяны общественной жизни напомнить читателям старые истины.
Слайд 3Характерные черты басни
Героями басни обычно являются животные.
Часто басня построена как
диалог.
Басню отличает лаконизм, афористичность языка, использование просторечной лексики.
Басня пишется особым стихом (строчками разной длины) передающим разговорную речь.
Для басни характерны составные части: зачин, мораль, часто встречаются повторы.
Среди изобразительно-выразительных приемов – аллегория, постоянные эпитеты.
Слайд 4Характерные черты басни
Героями басни обычно являются животные.
Иногда в басне оживают
предметы:
Туча,
Червонец и Полушка, Листы и Корни…
Слайд 5Характерные черты басни
Часто басня построена как диалог.
И.А. Крылов
«Кукушка и петух»
"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" - "А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!" -
"Тебя, мой куманек, век слушать я готова". - "А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова...
Слайд 6Характерные черты басни
Басню отличает лаконизм, афористичность языка,
использование просторечной лексики.
И.А.Крылов
«Лев и лисица»
Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался.
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.
Слайд 7Характерные черты басни
Басня пишется особым стихом (строчками разной
длины) передающим разговорную речь.
И.А. Крылов
«Мышь и крыса»
«Соседка, слышала ль ты добрую молву?»
Вбежавши, Крысе Мышь сказала —
«Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!» —
«Не радуйся, мой свет»,
Ей Крыса говорит в ответ:
«И не надейся попустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
Слайд 8Характерные черты басни
В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — мораль.
Мораль басни
– краткое заключение, в котором разъяснена ее основная поучительная мысль.
И.А.Крылов
«Мартышка и Очки»
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Все про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Слайд 9Характерные черты басни
Иногда мораль располагается в
начале басни.
И.А. Крылов
«Ворона и лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Слайд 10Развитие жанра
Аллегория – это древнегреческое слово в переводе означает
«иносказание».
Считается, что самым первым стал активно использовать этот прием в своих произведениях, баснописец Эзоп. Он был рабом, поэтому не мог высмеивать поведение и привычки своих хозяев в открытую. Вот и придумал он собственный язык, который состоял из намеков, иносказаний и тайных символов.
Позже появился термин «Эзопов язык».
Слайд 11Развитие жанра
В 1 веке до н. э. в Древнем Риме славу
баснописца снискал поэт Гораций.
А за порогом новой эры не менее известным автором поучительных сочинений стал римлянин Федр.
Слайд 12Развитие жанра
Один из древнейших памятников литературы, индийский
эпос «Панчатантра», относящийся к 3 столетию нашей эры, соткан из коротких поучительных историй, связанных общим замыслом и сюжетной канвой.
Великое Пятикнижие индусов состоит из следующих томов: Утрата дружбы, Обретение друзей, Сказание о войне между воронами и совами, Утрата приобретённого, Опрометчивые деяния.
«Панчатантра» — это живая энциклопедия человеческих нравов, содержащая советы на все случаи жизни.
Слайд 13Развитие жанра
В сочинении греческого поэта Гесиода «Труды и дни»
встречаются фрагменты, напоминающие по форме басню. Притча о надменном ястребе и одарённом талантами соловье бичует жестокость тиранов. Из уст ястреба звучит нравоучительная мораль.
Гесиод – баснописец заложил традиции социального обличительства.
Слайд 14Развитие жанра
В XVII столетии французский писатель Лафонтен
возрождает сюжеты эзоповых
басен, наполняя их свежим философским и психологическим содержанием.
Лафонтену интересны причины поведения персонажей.
Слайд 15Развитие жанра
В XVIII веке немецкий сочинитель Лессинг реформирует
басню. Споря с Лафонтеном, он стремится к предельной сжатости сюжета, рациональности, конкретности.
Его басни написаны прозой, а по форме напоминают новеллы.
Слайд 16Развитие жанра
В России расцвет жанра пришёлся на
конец XVIII века.
В сочинениях А.Кантемира, А.Сумарокова и В.Тредиаковского встречаются произведения нравоучительного содержания, направленные против невежд, глупцов, лжецов, мздоимцев и других несовершенных созданий мира сего.
Басни И. Хемницера более приближены к языку XIX столетия. Поэт начинает использовать вольный стих, делает строфу короткой.
И.А.Крылов называл поэта своим «дружкой».
Слайд 17Развитие жанра
Более 80 басен создано И.И.Дмитриевым. Они интересны и
художественны, но не так самобытны и живы, как у знаменитого русского баснописца И.А.Крылова.
Басня, считавшаяся, согласно «теории трёх штилей» М.В.Ломоносова, «низким» жанром, показала, что оригинальное литературное произведение можно блестяще выстроить на национальном материале.
Слайд 18Развитие жанра
Во второй половине ХIX века поэтические формы уступили
место крупным жанрам прозы. Писатели обращались к басне эпизодически, как, например, Л.Н.Толстой в период работы над «Азбукой» для крестьянских детей.
ХХ век, формировавший новую советскую идеологию, потребовал своего баснописца. Им на некоторое время стал Демьян Бедный.
Автором стихотворных поучительных историй для детей выступил Сергей Михалков. Им написано более 250 басен.
Слайд 19Басня сегодня
Пишут ли басни сегодня? Пишут. Басня не
теряет свей актуальности. Наши современники не только переосмысливают сюжеты своих предшественников, но и предлагают свое осмысление старых истин…