Слайд 1
Стихотворение
«КУЗНЕЧИК»
Державин Г. Р.
Счастлив, золотой кузнечик,
Что в лесу куешь один!
На цветочный сев
лужечик,
Пьешь с них мед, как господин;
Всем любуяся на воле,
Воспеваешь век ты свой;
Взглянешь лишь на что ты в поле,
Всем доволен, всё с тобой.
Земледельцев по соседству
Не обидишь ты ничем;
Ни к чьему не льнешь наследству.
Сам богат собою всем.
Песнопевец тепла лета!
Аполлона нежный сын!
Честный обитатель света,
Всеми музами любим!
Вдохновенный, гласом звонким
На земли ты знаменит,
Чтут живые и потомки:
Ты философ! ты пиит!
Чист в душе своей, не злобен,
Удивление ты нам:
О! едва ли не подобен,
Мой кузнечик, ты богам!
Слайд 2М.В.Ломоносов
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем
одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.
Слайд 3Бунинская поэтика «остывших» усадеб» и лирических воспоминаний в рассказе И.А. Бунина
«Антоновские яблоки».
“…вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-то”. (И. Бунин)
«Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно».
(М. Горький)
Слайд 4
Импрессионизм-направление в искусстве, прежде всего в изобразительном.
Возник во Франции в
1860-е годы.
Живопись: Мане, Ренуар,Дега; в России - Коровин, Грабарь;
скульптура – Роден.
Музыка – Дебюсси, Ровель.
Для импрессионизма характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости.
Слайд 5Из воспоминаний Г. В. Адамовича:
«У Бунина ум светился в каждом его
слове, и обаяние его этим усиливалось. А обаятелен он бывал, как никто, когда хотел, когда благоволил быть обаятельным. Но даже не это было важно. Важно было, что его словами, о любой мелочи, говорило то огромное, высокое, то лучшее, что у нас было: дух и голос русской литературы».
М. Горький: "Это — хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно. Нет, хорошо, когда природа создает человека дворянином, хорошо!"
Слайд 6Многогранность чувства любви у Бунина.
«Лики любви» в бунинских рассказах:
-любовь к
русскому народному духу («Антоновские яблоки»);
- любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»);
- любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»);
- любовь – лебединая верность («Грамматика любви»);
- любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»);
- «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем - своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»);
- любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»);
- любовь – обида («Темные аллеи»);
- любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»);
- любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»);
- любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»).
«Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).
Слайд 7Традиции русской литературы в рассказе:
-за внешне простым скрывается важное и дорогое
сердцу
(Н.В.Гоголь «Старосветские помещики»,И.С.Тургенев «Дворянское гнездо», Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность».
-передача тонких психологических нюансов,
-черты мемуарного биографического очерка
Слайд 8
О́черк — одна из разновидностей малой формы эпическойодна из разновидностей малой формы
эпической литературыодна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказаодна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы- новеллыодна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы- новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.
2 отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерк — это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Граница между этими двумя формами не всегда очевидна, так же, как и граница между различаемыми по затронутой тематике видами очерков: лирико-философские, путевые, нравоописательные, мемуарные, этнографические, публицистические, биографические и другие. Широко существует традиция объединения очерков в циклы, связанные не единым сюжетом, а общностью проблематики.
Слайд 9Словарь:
Понёва — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин
из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой или чёрной, реже красной) с богато украшенным подолом.
Замашный-сделанный из замашного (посконного) холста, сделанный из мужской особи конопли, т.е. из замашек, или поскони.
Чуни - 1. Пеньковые веревочные лапти.
2. Рабочая обувь в виде галош без подкладки с утолщенными бортами и подошвами, которые надевают на необутую ногу.
РИГА, -и, ж. Сарай для сушки снопов и молотьбы.
Са́ван — это одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гробу. Это одеяние обычно белого цвета. Как правило, в качестве савана используется костюм для мужчин, и нарядное длинное платье с длинными рукавами для женщин. Существует обычай хоронить незамужних женщин в свадебном платье.
Дули-название некоторых сортов небольших груш
Слайд 10
Что является предметом воспоминаний ?
Вспоминаются не события, а картины, впечатления,
ощущения:
- праздничный день,молодая старостиха
-описание охоты (ватага Арсения Семеновича)
-барский дом, крестьянский двор, дерево или столетний старик Панкрат.
Слайд 11Тема и идея рассказа:
Тема:
-угасание прежнего уклада жизни, разорение дворянских гнезд,
-слияние природы
и человека.
Идея:
-неразрывная связь настоящего с прошлым
-мудрость, доброта, свобода,богосозерцание образуют субстанцию русского народного духа.
Слайд 12Итог урока.
1. Обостренность восприятия, чуткость, зоркость-источник удивительных подробностей, наблюдений,сравнений, наполняющих произведения
И.Бунина. Эти подробности не просто фон повествования, Они есть главное: все земное, все живое,раздробленное на отдельные запахи, краски, звуки- самостоятельный предмет изображения, наводящий на мысли о неразрывном единстве человека и природы.
Простонародно-всенародная стихия наряду с усадьбой-второй исток творчества Бунина.