Презентация, доклад по литературе . Анализ стихотворения А.С.Пушкина Узник

УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как

Слайд 1Учимся читать и понимать художественный текст
.


А.С.Пушкин

«Узник»

Учимся читать и понимать художественный текст.А.С.Пушкин  «Узник»

Слайд 2УЗНИК
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормлённый в

неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я..!»
УЗНИК  Сижу за решеткой в темнице сырой.  Вскормлённый в неволе орёл молодой,  Мой грустный

Слайд 3Эпиграф к уроку
Читается трояким образом: первое - читать

и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано.
Я.Княжнин
Эпиграф к уроку   Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать

Слайд 4Учимся понимать поэтический текст

До чтения
Стихотворение А.Пушкина называется «Узник».
Ваш прогноз. О чём это произведение?
Учимся понимать  поэтический текст        До чтения Стихотворение А.Пушкина называется

Слайд 5Учимся понимать поэтический текст

По ходу чтения
А теперь прочитайте про себя это стихотворение.
Что непонятно?
Ваш прогноз подтвердился?
Учимся понимать поэтический текст             По

Слайд 6Учимся понимать поэтический текст

Словарная работа
Наши лингвисты работали с толковым словарём. Узник - человек, который находится в заключении.
Темница - помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.
Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.
Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.
Молвить – устаревшее: сказать, произнести
Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами (всего 11 значений).
Учимся понимать поэтический текст

Слайд 7Учимся понимать поэтический текст
Пересказ сюжета стихотворения

Какова история в стихотворении?
Что и с кем происходит?
Учимся понимать поэтический текст    Пересказ сюжета стихотворения   Какова история в стихотворении?

Слайд 8Учимся понимать поэтический текст
Создание структурной схемы

Нарисуйте схему размещения героев стихотворения.
Сколько персонажей?
Почему?
Где они находятся?
Докажите текстом.
Это ваша установка.

Информация для размышления.
Какой вывод?
Учимся понимать поэтический текст     Создание структурной схемы   Нарисуйте схему размещения героев

Слайд 9Информация для размышления
Охотничьих птиц на открытом воздухе

не содержали. Их «выгуливали», но недолго, привязывая (приковывая) на это время за ногу к особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты.
  Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь. И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант.
  В.Букатов
Информация для размышления    Охотничьих птиц на открытом воздухе не содержали. Их «выгуливали», но недолго,

Слайд 10Учимся понимать поэтический текст
Наша установка гибкая, поэтому мы

меняем точку зрения под влиянием новой информации.
Орёл и человек находятся в камере вместе.
Учимся понимать поэтический текст   Наша установка гибкая, поэтому мы меняем точку зрения под влиянием новой

Слайд 11Диалог с текстом

Первая строфа
Почему после первой строчки точка, а не запятая?
Во время чтения после первого стиха должна быть длинная пауза.
Кто говорит «Сижу…»?
Глагол «сижу» в прямом значении (на полу) или в переносном (в тюрьме)?
Как вы понимаете значение слова «вскормлённый»?
Почему орёл «товарищ» человека?
Почему орёл «грустный»?
Диалог с текстом

Слайд 12Диалог с текстом
Почему орёл не улетает на свободу во

время охоты, а возвращается к хозяину?
Такой орёл может быть символом свободы?
Почему он машет одним «крылом»?
Почему пища «кровавая»?
Какие тропы в 1 строфе использовал Пушкин?
Диалог с текстом  Почему орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину?

Слайд 13Диалог с текстом

Вторая строфа
Почему орёл «бросает» пищу?
Что значат слова «как будто»?
Кому принадлежит прямая речь?
Почему в конце восклицательный знак?
Найдите тропы во 2 строфе.
Диалог с текстом

Слайд 14Диалог с текстом

Третья строфа
Что значит фраза «пора, брат, пора»?
Зачем восклицательный знак?
Что «пора»? Может быть, пора кому-то отомстить?
Зачем 3 раза в начале строчек повторяется слово «туда»?
Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени множественного числа, ведь орёл прикован?
Что загадочного в последнем стихе?
Зачем нужно многоточие?
Зачем восклицательный знак?
От чьего имени написано всё стихотворение?
Диалог с текстом

Слайд 15Учимся понимать поэтический текст

После чтения
Какова тема стихотворения?
Какова основная мысль стихотворения?
Это произведение о свободе или о предательстве свободы? Почему название «Узник»?
Учимся понимать поэтический текст

Слайд 16Учимся понимать поэтический текст
Вывод
Понять художественный текст трудно,

но можно. Установка у хорошего читателя гибкая. Читатель во время чтения вступает в диалог с автором, задаёт вопросы и ищет в тексте ответы. Читатель пользуется толковым словарём и другими справочниками. Художественный текст каждый читатель понимает по-своему.
Учимся понимать поэтический текстВывод    Понять художественный текст трудно, но можно. Установка у хорошего читателя

Слайд 17Рефлексия
Закончите предложения
На уроке я узнал …
На уроке я научился


Я сейчас думаю о …
Я сейчас чувствую …
Я могу себя похвалить за …
Рефлексия  Закончите предложенияНа уроке я узнал …На уроке я научился …Я сейчас думаю о …Я сейчас

Слайд 18Домашнее задание
1.Рисунок (иллюстрация) к стихотворению «Узник».
2.Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».


Домашнее задание1.Рисунок (иллюстрация) к стихотворению «Узник».2.Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть