Презентация, доклад по литературе Анализ поэмы Н.Некрасова Дедушка (6 класс)

Содержание

Цели: познакомить учащихся с исторической поэмой Н.А. Некрасова «Дедушка»;Уметь работать с текстом и определять роль выразительных средств ;Развивать умения работать с текстом произведения; Воспитывать гордость за историческое прошлое страныЛичностные УУД: умеют работать с художественным текстом; Коммуникативные

Слайд 1 Поэма Н. А. Некрасова

«Дедушка»
Поэма Н. А. Некрасова       «Дедушка»

Слайд 2Цели:
познакомить учащихся с исторической поэмой Н.А. Некрасова «Дедушка»;
Уметь работать с

текстом и определять роль выразительных средств ;
Развивать умения работать с текстом произведения;
Воспитывать гордость за историческое прошлое страны

Личностные УУД: умеют работать с художественным текстом;
Коммуникативные УУД: умеют вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в социализации;
Регулятивные УУД: патриотическое самосознание;
Познавательные УУД: знают содержание исторической поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка»; историю восстания декабристов , как поэт воплотил эту тему в своем произведении.


Цели: познакомить учащихся с исторической поэмой Н.А. Некрасова «Дедушка»;Уметь работать с текстом и определять роль выразительных средств

Слайд 3

История создания поэмы Н.Некрасова «Дедушка»

Поэма «Дедушка» написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.

- Кто такие декабристы?

-За что они боролись?

Идеология декабристов в основном была направлена против самодержавия и крепостного права.

История

Слайд 4Образ дедушки в поэме собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним

стариком, всё ещё красивым и статным.
Образ дедушки в поэме собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, всё ещё красивым и статным.

Слайд 5Единственный генерал действительной службы, принявший непосредственное участие в движении декабристов. В

1819 году вступил в «Союз благоденствия», в 1821 году — в Южное общество. С 1823 года возглавил Каменскую управу этого общества и был активным участником движения декабристов. 5 января 1826 года арестован по делу о восстании Черниговского пехотного полка, привезён в Санкт-Петербург и заключён в Петропавловскую крепость.

Осуждён по 1-му разряду, лишён чинов и дворянства. 10 июня 1826 года приговорён был к «отсечению головы», но 10 июля 1826 года смертный приговор был заменён на 20 лет каторжных работ в Сибири (22 августа 1826 года срок сокращён до 15 лет, в 1832 году — до 10). Портрет Волконского, исполненный с натуры в 1823 году, по приказанию Николая I был исключён из числа предназначенных к помещению в Военной галерее Зимнего дворца и только много лет спустя, уже в начале XX века, занял в ней подобающее место.

Сергей Григорьевич Волконский

Единственный генерал действительной службы, принявший непосредственное участие в движении декабристов. В 1819 году вступил в «Союз благоденствия»,

Слайд 6

Сергей и Мария Волконская
Сергей и Мария Волконская

Слайд 7Каторгу отбывал на Благодатском руднике, в Читинском остроге, на Петровском Заводе.

В 1837 году на поселении в селе Урик под Иркутском. С 1845 года проживал с семьёй в Иркутске. Вот что вспоминал про него Николай Белоголовый:
«Старик Волконский — ему уже тогда было около 60 лет — слыл в Иркутске большим оригиналом. Попав в Сибирь, он больше водил дружбу с крестьянами; летом пропадал по целым дням на работах в поле, а зимой любимым его времяпровождением в городе было посещение базара, где он встречал много приятелей среди крестьян и любил с ними потолковать по душе о их нуждах и ходе хозяйства.
Знавшие его горожане немало шокировались, когда, проходя в воскресенье от обедни по базару видели, как князь, примостившись на облучке мужицкой телеги с наваленными хлебными мешками, ведёт живой разговор с обступившими его мужиками, завтракая тут же вместе с ними краюхой серой пшеничной булки».
Каторгу отбывал на Благодатском руднике, в Читинском остроге, на Петровском Заводе. В 1837 году на поселении в

Слайд 8

Литературное направление, жанр
«Дедушка» - реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка - декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче.

Образ главного героя
Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

Литературное направление, жанр«Дедушка»

Слайд 9Работа с текстом

Работа с текстом

Слайд 10-С чего начинается родина для Саши и деда?
Рад я, что вижу

картину
Милую с детства глазам.
Глянь-ка на эту равнину –
И полюби её сам!

Дороже Родины для него ничего нет
-С чего начинается родина для Саши и деда?Рад я, что вижу картину Милую с детства глазам. Глянь-ка

Слайд 11-Как родители мальчика относятся к дедушке?

-Как родители мальчика относятся к дедушке?

Слайд 12-Почему не сразу отвечает дедушка на вопросы внука?

-Почему не сразу отвечает дедушка на вопросы внука?

Слайд 13Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и

красив». У дедушки целые зубы, твёрдые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.

-Какие эпитеты использует автор для описания дедушки?

На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая её с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, «гладит крестьянских ребят», толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.

-Чем занимается дедушка, вернувшись в родные места?

Некрасов словами дедушки взывает к читателю: «Горе стране разорённой, горе стране отсталой».

-Какими словами взывает к читателю Некрасов?

Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и красив». У дедушки целые зубы, твёрдые

Слайд 14- С какой целью автор вводит этот образ пахаря?
Дедушка берёт

плуг у пахаря и начинает сам пахать. Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека.
- С какой целью автор вводит этот образ пахаря? Дедушка берёт плуг у пахаря и начинает сам

Слайд 15-Почему в воспоминаниях дедушки важное место занимает рассказ о тарбагатайском

«чуде»?

Горсточку русских крестьян, старообрядцев сослали «в страшную глушь», таким парадоксальным образом предоставив самим возможность распоряжаться своей судьбой, не мешая им. Через год уже здесь стояла деревня (получившая название Тарбагатай), мужики запаслись «зверем из темного бора, рыбой из вольной реки», начали собирать хлеб с прежде бесплодной земли.

-Почему в  воспоминаниях дедушки важное место занимает рассказ о тарбагатайском «чуде»?Горсточку русских крестьян, старообрядцев сослали «в

Слайд 16- О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?

Вспоминает крестьянскую

свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве
- О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения»

Слайд 17-Есть ли в поэме отрицательные герои? Кто они? Какие языковые средства

использует для их описания автор?

Чиновники и господа давят из народа сок (метафора), подьячие подлые (эпитет), выходят в поход против войска, казны и народа (метафора), алчная стая хищников (метафора и эпитет) готовит гибель отчизне, «стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей» (метафора). Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет (гиперболы).

-Есть ли в поэме отрицательные герои? Кто они? Какие языковые средства использует для их описания автор?Чиновники и

Слайд 18Тема поэмы – передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора,

ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны).

Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.

-Какова тема поэмы?

-В чем заключается основная мысль ?

Тема поэмы – передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей (свобода и счастье народа, процветание

Слайд 19Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь...».

Другие – риторическими вопросами: «Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?»

Композиция

Рефре́н (от стар.-фр. refraindre < refrain «повторять»)

Рифмовка перекрёстная

Определите вид рифмы.

Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь...». Другие – риторическими вопросами: «Кто же

Слайд 20

Домашнее задание

1 группа
Дать характеристику дедушки, используя цитаты
2 группа
Нарисовать иллюстрацию к поэме.
3 группа
анализ поэмы

Домашнее задание1 группа Дать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть