Слайд 1Мир природы и духовности в поэзии
Афанасия
Афанасьевича
Фета
(1820 г. - 1892
г.)
Слайд 2Происхождение
Афанасий Афанасьевич Фет - известный русский поэт-лирик.
Родился 23 ноября
1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселки. Он был сыном богатого помещика Афанасия Неофитовича Шеншина, который женился за границей на лютеранке Каролине Шарлотте Фёт, но без православного обряда. Брак, законный в Германии, в России был признан незаконным.
Отец был человеком суровым, а мать - застенчивой и доброй, и кто знает, из каких составляющих складывался характер поэта.
Деревня Новосёлки
Орловской губернии
Слайд 3Родители
23 ноября 1820 года в имении Новосёлки
Орловской губернии родился мальчик, крещенный Афанасием Шеншиным. Родители не состояли в церковном браке, и только через 14 лет обнаружилась незаконность записи, и дворянин Афанасий Афанасьевич Шеншин стал разночинцем Афанасием Фетом. Это был страшный удар по самолюбию подростка. Он долго не мог смириться с потерей дворянского сословия. Этот факт, на первый взгляд, не такой уж страшный для молодого человека, оказался сопутствующим в формировании характера, отягченного комплексом неполноценности. Богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени" - безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Долгие годы поэт добивался получения дворянства.
Слайд 4Учёба
До 14 лет Фет жил и учился дома, а
затем в городе Верро (Лифляндский губернии), в пансионе Кроммера.
В 1837г. Афанасий Фет приезжает в Москву, учится в частном пансионе Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, редактора журнала «Москвитянин». В доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н. В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А.Фета.
М.П.Погодин
Московский университет
Слайд 5Учёба
А.Григорьев
Почти всё студенческое время Фет прожил в семье своего
товарища по университету, будущего литературного критика Аполлона Григорьева, имевшего влияние на развитие поэтического дара Афанасия Фета.
Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были будущие известные поэты Аполлон Григорьев, Яков Полонский, философ и историк Сергей Соловьев.
Я.Полонский
С.Соловьёв
Слайд 6Начало творческого пути
» «Благословениена серьезную литературную работу Фету дал Н.В.Гоголь, сказавший:
«Это несомненное дарование». Первый сборник стихотворений Фета «Лирический Пантеон» вышел в 1840 году и получил одобрение В.Г.Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Стихи молодого Фета появились во многих изданиях.
Николай Васильевич
Гоголь
Слайд 7Военная служба
А.А.Фет
на военной службе
Желание дослужиться до дворянства побудило Фета
поступить на военную службу. В 1845 г. он был принял в кирасирский полк, в 1853 г. перешел в уланский гвардейский полк. Во время крымской кампании находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье.
В 1858 г. вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав, однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как А.А. Фет
повышался по службе.
Слайд 8Литературные успехи
Тем временем
росла
его поэтическая слава: успех вышедшей в 1850 г. в Москве книги «Стихотворения А. Фета» открыл ему в Петербурге доступ в кружок «Современника», где он познакомился c И.С.Тургеневым и В.П.Боткиным. Кружок «Современник» общими силами напечатал новое собрание стихотворений Фета.
Литературные успехи побудили Фета оставить службу. Чувствуя в себе практическую жилку, поэт решил посвятить себя сельскому хозяйству.
Слайд 9Любовь в жизни поэта
В жизни Фета была настоящая любовь,
но он не смог сделать
свою возлюбленную счастливой. Находясь на службе в Херсонской
губернии, он познакомился с Марией Лазич, умной, образованной
девушкой, но... бесприданницей. Фета так страшила бедность, что
он не решился жениться. Вскоре Мария трагически погибла.
Мария Лазич заживо сгорела. Перед отбытием на маневры Фет
попрощался со своей возлюбленной в мае, а осенью, по возвращении услышал от полкового командира страшный рассказ о том, как сгорела Мария. Все загорелось от случайной спички, которую она считала погашенной. «Загорелось ее белое кисейное платье. Она выбежала на балкон, думая спастись», но свежий воздух только усилил пламя... Образ любимой девушки, трагически
погибшей, не оставлял Фета до конца его жизни.
И снится мне, что встала из гроба
Такой же, какой ты с земли отлетела.
И снится, и снится: мы молоды оба,
И ты взглянула, как прежде глядела.
Слайд 10Семейная жизнь
В 1857 г. Фет женился в Париже на
сестре своего друга - Марье Петровне Боткиной.
«Идеальный мир мой разрушен. Ищу хозяйку, с которой буду жить,
понимая друг друга», - писал он до женитьбы и предугадал верно.
Семейная жизнь поэта сложилась вполне удачно. В доме всегда царило взаимное уважение. Супруга с энтузиазмом помогала мужу вести хозяйство, Фету нравился её спокойный добрый характер.
Мария Петровна Боткина
Слайд 11Покупка имения
В 1860 г. Фет купил хутор Степановку с
200 десятин земли, в Мценском уезде и строит дом по своему проекту. Он энергично принялся хозяйничать, жил в деревне безвыездно, лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет (1867 - 1877) Афанасий Афанасьевич был мировым судьей и писал в это время в «Русском Вестнике» журнальные статьи о сельских порядках («Из деревни»), где выказал себя столь убежденным и цепким русским «аграрием», что вскоре получил от народнической печати кличку «крепостника».
Хозяином Фет оказался превосходным, в 1877 г. бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии, близ Коренной Пустыни.
Под конец жизни состояние Афанасия Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством.
Слайд 12Характер поэта
В пределах семьи и дружеского кружка Фет
отличался мягкостью и добротой, о которых неоднократно, с большой и искренней похвалой, отзываются в письмах к И.Тургенев, Л.Толстой, В.Боткин и др. Индивидуализмом объясняется и практичность Афанасия Афанасьевича и его ярая борьба с потравами и покосами, о которой он наивно докладывал публике в своих журнальных статьях «Из деревни», в ущерб собственной своей репутации. Этим же обуславливается равнодушие, какое обнаруживает Шеншин в своих «воспоминаниях» к великим политическим «вопросам», волновавшим его современников. О событии 19 февраля 1861 г. Фет говорит, что оно не возбудило в нём ничего, «кроме детского любопытства».
Слайд 13Последние годы жизни
В 1881 г. Фет-Шеншин купил в
Москве дом и стал приезжать в Воробьёвку только на весну и лето уже дачником, сдав всё хозяйство своему управляющему.
В это время довольства и почёта Фет-Шеншин с новой энергией принялся за поэзию оригинальную и переводную, и за мемуары.
Автограф стихотворения «Alter Ego»
Слайд 14Последние годы жизни
В последние годы жизни Афанасий Фет
был особенно дружен со Львом Толстым
А.А. Фет в гостях у Л.Н. Толстого в Ясной Поляне
Слайд 15Возвращение дворянского титула
В 1873
г. за Фетом была
утверждена фамилия отца со всеми связанными с нею правами. Он получает дворянство и становится дворянином Шеншиным. И.С.Тургенев не без иронии говорит ему: «Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию».
28 и 29 января 1889 г. в Москве был торжественно отпразднован юбилей 50-летней литературной деятельности Фета. Вскоре после того ему было Высочайше пожаловано звание камергера. Теперь он присутствует на всех приёмах во дворце в расшитом
золотом мундире.
Портрет Фета
кисти И.Е.Репина
Слайд 16Смерть поэта
Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив
двух дней до 72 лет. Похоронен в родовом имении Шеншиных в селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.
М.П.Боткина пережила мужа всего на 2 года.
Вид на церковь,
в которой погребен Фет
Склеп с могилами А.А. Фета
и его супруги Марии Петровны.
Слайд 17Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без
конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучах пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Слайд 18МЕДИТАТИВНАЯ ЛИРИКА (от лат. meditatio — размышление, раздумье) —
разновидность лирики,
философские стихотворения, носящие характер
глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышления о дружбе, о любви
Слайд 19ИМПРЕССИОНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ (фр. impressionisme, от
impression – впечатление) – одно
из литературных стилевых явлений,
распространившееся в последней трети 19 – начале 20 вв.
Импрессионизм как метод впервые появился в живописи, затем распространился на другие виды искусства.
Термин возник, когда в 1874 на выставке в Париже молодых художников, отвергнутых официальным Салоном.
К.Моне представил свою картину Впечатление. Восход солнца (1872). «Впечатление» (impression) дало название новому направлению, которое в основном проявилось в живописи.
Слайд 20К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872).
Слайд 21Эдуа́рд Мане́ [1832-1883, Париж) — французский живописец, гравёр, один из родоначальников
импрессионизма.
Слайд 22Картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» 1904 г
Слайд 23В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное
направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи.
«Чистое наблюдение», провозглашенное импрессионистами, подразумевало отказ от идеи в искусстве, от обобщения, от законченности. Традиционное изображение требовало абстрагирования от конкретного объекта и впечатлений от него, их суммирования и выделения некой средней идеи, при этом нужно было отсечь случайное, запечатлев общее, главное.
же был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок – инстинктом.
Слайд 24Фет, без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Особенность творческой
манеры Фета – его умение по-особому видеть мир и вместе с тем художественно воплотить своё видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия. Он подобно импрессионистам «воевал» против житейского «черного и белого». Он пытался передать действительность во всех её проявлениях, как импрессионисты, «восстал» против традиционных правил замкнутости, поэт как бы расширил пространство.
Слайд 25Вывод:
Фет – поэт, художник.
Импрессионистическое письмо свойственно поэзии Фета.
Он так
воспринимал природу, жизнь.Его стихи говорят о том, что он любит землю и всё, что живет на ней.Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть… Черты, способствующие созданию напевного музыкального стиха Фета:
-ритм, рифма;
-повтор слов;
вопросительные и восклицательные предложения;
-построение (композиция).
Слайд 26Фет воспринимал, как мы уже отметили, окружающий мир субъективно. Для него
главное - не точно воспроизвести реалии, а передать свои чувства, ощущения, что приближает его творчество к приёмам создания импрессионистического письма.