Презентация, доклад по литературе А. П. Чехов О любви (8 класс)

Содержание

Жизнь дается человеку один раз, И нужно прожить ее бодро, Осмысленно, красиво.             А.П.Чехов

Слайд 1Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов

Слайд 2 Жизнь дается человеку один раз, И нужно прожить ее бодро, Осмысленно, красиво.            

А.П.Чехов
Жизнь дается человеку один раз, И нужно прожить ее бодро, Осмысленно, красиво.             А.П.Чехов

Слайд 3А.П. ЧЕХОВ – МАСТЕР КОРОТКОГО РАССКАЗА

А.П. Чехов – талантливый писатель, врач, тонкий психолог, мастер короткого рассказа.
В своих произведениях старался показать несовершенство существующей жизни, пошлость маленьких людей и помочь им излечиться от физических и нравственных болезней.



А.П. ЧЕХОВ –  МАСТЕР КОРОТКОГО РАССКАЗА          А.П.

Слайд 4Поездка на Сахалин изменила жизнь и творчество Чехова.
На этот остров

Чехов поехал, чтобы быть рядом с каторжниками. Здесь он сделал за три месяца единолично перепись населения, беседовал с разными людьми. Чехов, как гражданин и художник, решил показать людям суровую правду. Итог поездки - вышедшая в 1894 году книга «Остров Сахалин»

После этого к явлениям отечественной действительности он стал относиться более резко. Первыми из крупных произведений, написанных после поездки, стали повесть под названием "Дуэль" (издана в 1891 году), а также "Палата №6" - рассказ, опубликованный в 1892 году.

С весны 1892 года писатель поселяется в Мелихово, подмосковном имении, занимается благотворительной общественной деятельностью, лечит крестьян, строит школы, медпункт. В Мелихово написана его «Маленькая трилогия»

В 1890 году Антон Павлович Чехов, уже известный писатель, предпринял путешествие через всю страну на остров Сахалин - к месту содержания каторжан и ссыльных. 

Поездка на Сахалин изменила жизнь и творчество Чехова. На этот остров Чехов поехал, чтобы быть рядом с

Слайд 5Мелихово (усадьба) Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова

Мелихово (усадьба)  Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова

Слайд 6Здесь жил А.П.Чехов


Здесь жил А.П.Чехов

Слайд 7«Маленькая трилогия».
В Мелихове была написана и знаменитая «маленькая трилогия»,
Состоящая

из рассказов:


«Человек в футляре» ,
«Крыжовник»,
«О любви»
(1898 г),
«Маленькая трилогия». В Мелихове была написана и знаменитая «маленькая трилогия», Состоящая из рассказов: «Человек в футляре» ,

Слайд 8По каким признакам мы можем
объединить рассказы в трилогию?
Действуют одни и

те же герои:
учитель гимназии Буркин,
ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский
и помещик Алехин,
каждый из которых рассказывает свою историю.

Истории, в свою очередь, объединены одной общей темой — темой «футлярности».

По каким признакам мы можем объединить рассказы в трилогию?Действуют одни и те же герои: учитель гимназии Буркин,

Слайд 9Тема: Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье.

Тема: Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье.

Слайд 10О чем вы задумались, прочитав рассказ «О любви»?
Каким должен быть человек,

чтобы стать счастливым?
Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека?
Какую роль играет любовь в жизни человека?
Всегда ли любовь может осчастливить человека?

О чем вы задумались, прочитав рассказ «О любви»?Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? Какую роль могут

Слайд 11В чем особенность композиции рассказа?
Что послужило поводом к разговору о любви?
Что

мешает любви, по мнению героя рассказа?

Рассказ Алехина о любви красавицы Пелагеи и пьяницы Никанора.


Размышления о том, хорошо это или нет

Это рассказ в рассказе.

В чем особенность композиции рассказа?Что послужило поводом к разговору о любви?Что мешает любви, по мнению героя рассказа?Рассказ

Слайд 12Кто главный герой рассказа?
Приносила ли Алехину удовлетворение его жизнь помещика?

Нет, не

приносила. Его заставлял работать в деревне долг. Он не имел возможности заниматься самообразованием, испытывал скуку и одиночество, очень уставал.

Кто главный герой рассказа?Приносила ли Алехину удовлетворение его жизнь помещика?Нет, не приносила. Его заставлял работать в деревне

Слайд 13Что говорит Алёхин о себе из его рассказа о жизни в

Софьине?

Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник».

Что говорит Алёхин о себе из его рассказа о жизни в Софьине?Алёхин говорит о себе: «По воспитанию

Слайд 14Помещик Алехин.
Что с героем произошло после того, как он поселился в

деревне?
Что мешало герою сменить образ жизни?
Что меняет его спокойную жизнь?

Забыл все свои «культурные привычки».
Нежелание что-либо менять в своей жизни.
Знакомство с Анной Алексеевной

Помещик Алехин.Что с героем произошло после того, как он поселился в деревне?Что мешало герою сменить образ жизни?Что

Слайд 15О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
Он

сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».
О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? Он сразу почувствовал в ней «существо

Слайд 16Как развивались отношения между героями?
Во время второй встречи, почти через полгода,

у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.
Как развивались отношения между героями? Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то

Слайд 17Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
Герой задаёт себе бесчисленное множество

вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:
«К чему может повести наша любовь?»,
«Честно ли это?»,
«Куда бы я мог вести её?»,
«Как бы долго продолжалось наше счастье?»
Подобными вопросами задавалась и героиня.
Какие вопросы мучают  Алёхина и Анну Алексеевну? Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его

Слайд 18Словарная работа. Что такое счастье?

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее

определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».
Словарная работа.   Что такое счастье?В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье –

Слайд 19В чем суть рассказа?
Почему герои не говорили друг другу о своей

любви?
Почему не боролись за свое счастье?

С одной стороны – страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой – это новая форма футляра в человеческой жизни.
С другой стороны – герои осознавали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в российском обществе как высшие ценности.

В чем суть рассказа?Почему герои не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое

Слайд 20Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?

Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?

Слайд 21
Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна?

Почему герои скрывали свои чувства?
На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».
Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?На этот

Слайд 22Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
Рассказ

пронизан мыслью о дисгармоничности жизни.
Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»
Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична

Слайд 23Какое значение имеют картины природы в рассказе?
«Серое небо и деревья, мокрые

от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои
Какое значение имеют картины природы в рассказе?«Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку,

Слайд 24 Что мешает счастью героев?
Прочитайте слова Л.Н.Толстого :


«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.»
Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого :

Слайд 25Что хотел рассказом сказать читателям автор?
Не все люди способны на поступок.
Любовь

– это сила, способная изменить человека.
«НенужнО, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить».
Что хотел рассказом сказать читателям автор?Не все люди способны на поступок.Любовь – это сила, способная изменить человека.«НенужнО,

Слайд 26Авторское отношение.
Как зарождается любовь (…) поскольку в любви важны вопросы личного

счастья – все это неизвестно и обо всем этом можно трактовать как угодно.
Чехов. О любви.
А что такое счастье? Кто это знает? По крайней мере, я лично, вспоминая свою жизнь, ярко сознаю свое счастье именно в те минуты, когда казалось тогда, я был наиболее несчастлив…
Из письма А.П. Чехова по воспоминаниям Л.А. Авиловой

Авторское отношение.Как зарождается любовь (…) поскольку в любви важны вопросы личного счастья – все это неизвестно и

Слайд 27Укажите средства художественной выразительности:
«Здешняя земля отдает немного»
«неистощимая работа», «брезгливо морщился»
«морщился, как

деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы».

Олицетворение.

Эпитет.


Сравнение.

Укажите средства художественной выразительности:«Здешняя земля отдает немного»«неистощимая работа», «брезгливо морщился»«морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест

Слайд 28Самостоятельная работа:
Согласны ли вы с высказыванием автора:
…и со жгучей болью

в сердце я понял, как ненужно мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих суждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе… А.П.Чехов «О любви»

Напишите небольшое по объёму сочинение - рассуждение

Самостоятельная работа: Согласны ли вы с высказыванием автора:…и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно

Слайд 29Домашнее задание

Читать стр. 61 «А. Чехов и его понимание историзма».
Ответить письменно:

Можно ли назвать Алёхина
«маленьким человеком»?
Читать рассказы А. Чехова «Человек в футляре» и «Крыжовник» (библиотека/Интернет).
Домашнее заданиеЧитать стр. 61 «А. Чехов и его понимание историзма».Ответить письменно: Можно ли назвать Алёхина «маленьким человеком»?Читать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть