Слайд 1«Капитанская дочка»
А.С.Пушкина.
Творческие искания романа
1 урок
Слайд 2А.с.Пушкин
ассоциативный ряд
«У лукоморья дуб зеленый»
это пролог к поэме А.С.
Пушкина «Руслан и Людмила».
Слайд 3Владимир Андреевич Дубровский
"От роду 23 года, роста середнего...«
"...роста середнего, лицом чист,
бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой ..."
"...Он лишился матери с малолетства..."
"...Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием, предводительствовал отважными злодеями..."
Слайд 4"...Я не то, что вы предполагаете, – продолжал он, потупя голову,
– я не француз ….
Дефорж, я Дубровский..."
Слайд 5А. С. Пушкин. 19 октября («Роняет лес багряный свой...)
Пылай, камин, в
моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Слайд 6Стихотворение «Бесы» Пушкина. 1830 г. ознаменовался в творчестве Пушкина одной из
«болдинских осеней»
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Проанализируйте стихотворение
Слайд 7
«Капитанская дочка»
творческая история романа
Слайд 8«Капитанская дочка Пушкина-чудо совершенства»
Слайд 9Работа с учебником
Краткие выдержки из текста с. 152-157
Слайд 10№1
1826. говорил М.Н.Волконской
«Я хочу написать сочинение о Пугачеве»
Слайд 11№2
Сюжет родился в процессе работы над «Дубровским».
(«Разбойничий» роман осмыслит проблему крестьянского
бунта)
Слайд 12№3
Николай 1 назначил Пушкина придворным историографом, дав работать в архивах.
5 сентября
1833 г. Получает разрешение на приезд в Казань.
Слайд 13№4
Свидетельство Бабина : «Народ, пригнанный в лагерь Пугачева, поставлен был на
карачки перед пушками, бабы и дети подняли вой».
Купец Крупенников рассказал , как был в плену.
Слайд 14№5
Воспоминания старушки Бунтовой :
«Спела песню..»
(Перескажите подробно).
Слайд 15№6
В Уральске была старая казачка, которая носила черевики работы Пугачева.
«Весь черный
народ был за Пугачева».
Слайд 16№7
В.И.Даль , сопровождавший Пушкина, рассказал об осмотре «золотого дворца».
Слайд 17№8
Пушкин вводил сведения из «Истории Пугачева».
Слайд 18№9
Во время путешествия была записана калмыцкая сказка об орле и вороне.
Слайд 19Что больше всего повлияло на определение художественного замысла?
Работа над «Историей Пугачева».
Слайд 20Жанр
Роман – эпический прозаический жанр, в котором воссоздается всесторонняя картина целого
уклада жизни, развернутая в сложное и завершенное в себе действие.
Слайд 21Дома
Чтение глав 1-2.
Характеристика героев романа.
Слайд 23Каковы творческие искания романа?
Слайд 24К главе 1
1.Подберите ключевые слова для характеристики Андрея Петровича Гринева:
бывший офицер,
премьер-майор в отставке. Состоятельный дворянин.
Строгий, твердый и гордый человек. Не балует сына и хочет воспитать в нем характер.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Служи верно, кому присягнешь.
Слайд 252.Подберите ключевые слова для характеристики Авдотьи Васильевны:
добрая женщина, вышла из бедной
дворянской семьи. Петр Гринев – ее единственный сын. Хорошая хозяйка, терпеливая и понимающая жена.
Слайд 263.Подберите ключевые слова для характеристики Савельича:
Архип Савельев, или Савельич – старый
слуга Петра Гринева. Хозяйственный и добрый старик. Любит Гринева и готов отдать за него жизнь. Ворчлив и любит "читать проповеди" своему хозяину, но всегда желает ему добра.
Слайд 274.Подберите ключевые слова для характеристики Бопре:
Учитель юного Петруши Гринева. Бывший парикмахер
из Франции, служил солдатом в Германии. Плохой учитель, любитель выпивки и женщин.
Слайд 28Каким образом можно сопоставить характер воспитания Петруши Гринева и Митрофанушки из
комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Петр Андреевич Гринев. 16-летний дворянин. Гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками.
Слайд 29К главе 2
1.Петр Гринев встречается с Пугачевым в метель. В чем
смысл?
Для Пушкина метель, буран - олицетворение судьбы. В "Капитанской дочке" буран объединяет, казалось бы, несовместимых людей, представителей разных социальных классов. Гринев узнает намного позже, что его вожатым был не кто иной, как сам Пугачев, а пока он видел в нем человека, которого судьба не жаловала, но все-таки какое-то чутье подсказывало Петру, что эта встреча неслучайна.
Слайд 302.В чем символический смысл сна Гринева?
Этот сон был вещим. В этом
сне ему приснились события, которые скоро произойдут в его жизни. Человек с черной бородой -Пугачев и он просит поцеловать руку (через несколько недель при нападении Пугачева в Белогорскую крепость Пугачев будет заставлять Гринева и всех жителей Белогорской крепости целовать руку господина).
Слайд 313.Портрет Пугачева. Есть ли средства выразительности?
Донской казак. Поднимает восстание и выдает
себя за покойного императора Петра III (мужа Екатерины II).
Слайд 324.Как характеризует Петра Гринева решение подарить «вожатому» свой заячий тулуп?
Петруша видит
в незнакомце человека, оказавшего им помощь в трудную минуту, возможно, даже спасшего их от смерти. Он не мог не отблагодарить его за помощь, к тому же замечает, что одет незнакомец «слишком легко» .
Слайд 335. Генерал-немец не понимает смысла слов из записки Андрея Петровича Гринева
«держать в ежовых рукавицах». Каково значение этого крылатого выражения?
Андрей Карлович Р. - старый приятель Андрея Гринева (отца Петра Гринева). Генерал руководит войсками Оренбургской губернии. Он – немец по происхождению. Старый одинокий офицер. Добрый и умный человек. Любит порядок и экономию.
Слайд 37Каково первое впечатление Гринева от Белгородской крепости?
«Где же крепость?»- спросил я
с удивлением.
«Да вот она»,-отвечал ямщик , указывая на деревушку.
Старый инвалид , сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира.
Тоска меня взяла; я отошел от окошка и лег спать без ужина.
Слайд 38Каковы обычаи в доме Мироновых?
Домом управляет Василиса Андреевна.
У нас всего-то душ
одна девка Палашка, живем помаленьку.
Справедлива ли характеристика Швабрина?
Слайд 39Каков характер коменданта?
Иван Кузьмич : « Я был занят службой: солдатушек
учил».
Капитанша: «только слава , что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да Богу молился; так было бы лучше».
Один раз на день рождения Маши палили из пушки. С тех пор уж не палим из проклятой пушки.
Почему так характеризует мужа жена.
Слайд 40Капитан , вышедший
Капитан , вышедший в офицеры из солдатских детей, был
человек необразованный и простой , но самый честный и добрый. Жена его им управляла. Василиса Егоровна смотрела на его службу как на свое хозяйство, и управляла крепостью, как своим домком.
Слайд 41Жизнь для Гринева стала сносною…
Почему?
Расскажите о занятиях Гринева в крепости
Слайд 42В чем причина поединка?
Каковы человеческие качества Швабрина?
Сплетничает: выдумал будто гарнизонный поручик
Иван Игнатьевич был непозволительно связан с Василисой Егоровной.
Капитанскую дочь называет совершенною дурочкою.
«Вместо стишков подари ей пару серег, чтобы Маша ходила к тебе в сумерки».(Швабрин Гриневу)
Слайд 43Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника.
Слайд 45ТЕМА: Долг и честь в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:
сопровождать учащихся в процессе обсуждения темы урока, способствовать формированию умения анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия, вырабатывать свою точку зрения, помочь понять значение нравственных понятий «долг» и «честь» МЕТОД: диалогический
ТЕХНОЛОГИИ: учение на основе учебных ситуаций, проблемно-диалогическая технология
Слайд 48Какие человеческие качества героев раскрылись в прочитанных главах романа?
Василиса Егоровна
Иван Кузьмич
Слайд 53Г главе 5
Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринева о
поединке?
Почему родители отказали Петру в родительском благословении?
Какие качества Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?
Слайд 54Какой основной смысли какие оттенки заключены в названии 6 главы- «Пугачевщина»,
почему Пушкин не называет главу «Нападение Пугачёва»?
Насколько точна характеристика Пугачева, данная в секретном предписании начальства?
Какой эпизод главы произвел на вас наибольшее впечатление?
Слайд 55Попробуем подобрать примеры слов с тем же суффиксом -щин: военщина, боярщина,
разинщина.
Они обозначают общественные явления под стать стихийным.
Им невозможно сопротивляться, они, как вулканическая лава, как океанская волна, неотвратимо надвигаясь, накрывают вас с головой.
Военной вылазки, набега Пугачёва можно избежать, пугачёвщины — нет.
Слайд 56к 7 главе
Охарактеризуйте поведение защитников крепости и пугачевцев после взятия крепости.
Офицер,
солдат присягает только раз в жизни. Жизнь потеряна, но честь сохранена.
Как связан эпиграф к повести с событиями, происходящими в главе? По чести или нет поступают здесь все персонажи?
Пушкин никак не комментирует переход Швабрина на сторону Пугачева. В какой части романа заключена позиция автора, какими словами она выражена?
Слайд 57Основными элементами фабулы
Основными элементами фабулы в эпическом произведении являются завязка,
кульминация и развязка.
Чем является глава «Приступ»?
Слайд 59К 8 главе
Каково ваше отношение к поведению Гринева после захвата крепости?
Подробно
перескажите эпизод «Гринев у Пугачева и пугачевцев»
Слайд 60К 9 главе
Чем могло грозить Гриневу решение поручение Пугачева?
Почему Гринева
напугало решение Пугачева сделать Швабрина комендантом крепости?
Охарактеризуйте эпизод «Прошение Савельича». Какие чувства вызвал у вас его поступок? Запишите Ключевые слова для ответа.
Слайд 62Дома
Чтение глав 10-14
? Почему роман назван «Капитанская дочка».
Слайд 63К главе 10
Готова ль Оренбургская крепость к встрече Пугачева? Какими представил
Пушкин членов совета: генерала, чиновников?
На основании письма Маши Мироновой к Гриневу охарактеризуйте внутреннее состояние девушки.
Слайд 64К главе 11
Как вы оцениваете решение Гринева ехать в крепость ради
спасения девушки?
Как вы думаете , почему так подробно Пушкин дает подробное описание портретов сподвижников Пугачева.
В чем смысл калмыцкой сказки? Какая ее роль в романе?
Слайд 65К главе 12
Охарактеризуйте поведение Пугачева, Швабрина и Гринева.
Какие качества Пугачева проявляются
в его решениях по отношению к Маше Мироновой, Швабрину и Гриневу?
Вопрос 3* стр.265
Слайд 66К главе 13
Можно ли считать решение Гринева отправить в деревню Машу
в сопровождении Савельича единственно верным решением?
Закономерен ли арест Гринева?
Слайд 69Почему произведение названо «Капитанская дочка».
Слайд 70Сочинение №6 стр.270(234)
Проблема чести , долга и нравственного выбора в романе
А.С.Пушкина «Капитанская дочка»