Презентация, доклад по литературе 8 класс на тему: А.С.Пушкин Капитанская дочка.Творческие искания романа.

Содержание

А.с.Пушкин ассоциативный ряд «У лукоморья дуб зеленый»это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Слайд 1«Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Творческие искания романа
1 урок

«Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Творческие искания романа 1 урок

Слайд 2А.с.Пушкин ассоциативный ряд
«У лукоморья дуб зеленый»

это пролог к поэме А.С.

Пушкина «Руслан и Людмила».

А.с.Пушкин  ассоциативный ряд «У лукоморья дуб зеленый»это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Слайд 3Владимир Андреевич Дубровский
"От роду 23 года, роста середнего...«
"...роста середнего, лицом чист,

бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой ..."
"...Он лишился матери с малолетства..."
"...Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием, предводительствовал отважными злодеями..."
Владимир Андреевич Дубровский

Слайд 4"...Я не то, что вы предполагаете, – продолжал он, потупя голову,

– я не француз ….
Дефорж, я Дубровский..."

Слайд 5А. С. Пушкин. 19 октября («Роняет лес багряный свой...)
Пылай, камин, в

моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
А. С. Пушкин. 19 октября («Роняет лес багряный свой...) Пылай, камин, в моей пустынной келье;А ты, вино,

Слайд 6Стихотворение «Бесы» Пушкина. 1830 г. ознаменовался в творчестве Пушкина одной из

«болдинских осеней»

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Проанализируйте стихотворение

Стихотворение «Бесы» Пушкина. 1830 г. ознаменовался в творчестве Пушкина одной из «болдинских осеней»Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает

Слайд 7
«Капитанская дочка»

творческая история романа

«Капитанская дочка»творческая история романа

Слайд 8«Капитанская дочка Пушкина-чудо совершенства»

«Капитанская дочка Пушкина-чудо совершенства»

Слайд 9Работа с учебником
Краткие выдержки из текста с. 152-157

Работа с учебником Краткие выдержки из текста с. 152-157

Слайд 10№1
1826. говорил М.Н.Волконской
«Я хочу написать сочинение о Пугачеве»

№11826. говорил М.Н.Волконской«Я хочу написать сочинение о Пугачеве»

Слайд 11№2
Сюжет родился в процессе работы над «Дубровским».
(«Разбойничий» роман осмыслит проблему крестьянского

бунта)
№2Сюжет родился в процессе работы над «Дубровским».(«Разбойничий» роман осмыслит проблему крестьянского бунта)

Слайд 12№3
Николай 1 назначил Пушкина придворным историографом, дав работать в архивах.
5 сентября

1833 г. Получает разрешение на приезд в Казань.
№3Николай 1 назначил Пушкина придворным историографом, дав работать в архивах.5 сентября 1833 г. Получает разрешение на приезд

Слайд 13№4
Свидетельство Бабина : «Народ, пригнанный в лагерь Пугачева, поставлен был на

карачки перед пушками, бабы и дети подняли вой».
Купец Крупенников рассказал , как был в плену.
№4Свидетельство Бабина : «Народ, пригнанный в лагерь Пугачева, поставлен был на карачки перед пушками, бабы и дети

Слайд 14№5
Воспоминания старушки Бунтовой :
«Спела песню..»

(Перескажите подробно).

№5Воспоминания старушки Бунтовой : «Спела песню..»(Перескажите подробно).

Слайд 15№6
В Уральске была старая казачка, которая носила черевики работы Пугачева.

«Весь черный

народ был за Пугачева».
№6В Уральске была старая казачка, которая носила черевики работы Пугачева.«Весь черный народ был за Пугачева».

Слайд 16№7
В.И.Даль , сопровождавший Пушкина, рассказал об осмотре «золотого дворца».

№7В.И.Даль , сопровождавший Пушкина, рассказал об осмотре «золотого дворца».

Слайд 17№8
Пушкин вводил сведения из «Истории Пугачева».

№8Пушкин вводил сведения из «Истории Пугачева».

Слайд 18№9
Во время путешествия была записана калмыцкая сказка об орле и вороне.

№9Во время путешествия была записана калмыцкая сказка об орле и вороне.

Слайд 19Что больше всего повлияло на определение художественного замысла?
Работа над «Историей Пугачева».

Что больше всего повлияло на определение художественного замысла?Работа над «Историей Пугачева».

Слайд 20Жанр
Роман – эпический прозаический жанр, в котором воссоздается всесторонняя картина целого

уклада жизни, развернутая в сложное и завершенное в себе действие.
ЖанрРоман – эпический прозаический жанр, в котором воссоздается всесторонняя картина целого уклада жизни, развернутая в сложное и

Слайд 21Дома
Чтение глав 1-2.
Характеристика героев романа.

Дома Чтение глав 1-2.Характеристика героев романа.

Слайд 22Сержант гвардии Вожатый
2 урок

Сержант гвардии Вожатый2 урок

Слайд 23Каковы творческие искания романа?

Каковы творческие искания романа?

Слайд 24К главе 1
1.Подберите ключевые слова для характеристики Андрея Петровича Гринева:

бывший офицер,

премьер-майор в отставке. Состоятельный дворянин.
Строгий, твердый и гордый человек. Не балует сына и хочет воспитать в нем характер.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Служи верно, кому присягнешь.
К главе 11.Подберите ключевые слова для характеристики Андрея Петровича Гринева:бывший офицер, премьер-майор в отставке. Состоятельный дворянин. Строгий,

Слайд 252.Подберите ключевые слова для характеристики Авдотьи Васильевны:

добрая женщина, вышла из бедной

дворянской семьи. Петр Гринев – ее единственный сын. Хорошая хозяйка, терпеливая и понимающая жена.
2.Подберите ключевые слова для характеристики Авдотьи Васильевны:добрая женщина, вышла из бедной дворянской семьи. Петр Гринев – ее

Слайд 263.Подберите ключевые слова для характеристики Савельича:
Архип Савельев, или Савельич – старый

слуга Петра Гринева. Хозяйственный и добрый старик. Любит Гринева и готов отдать за него жизнь. Ворчлив и любит "читать проповеди" своему хозяину, но всегда желает ему добра.

3.Подберите ключевые слова для характеристики Савельича:Архип Савельев, или Савельич – старый слуга Петра Гринева. Хозяйственный и добрый

Слайд 274.Подберите ключевые слова для характеристики Бопре:
Учитель юного Петруши Гринева. Бывший парикмахер

из Франции, служил солдатом в Германии. Плохой учитель, любитель выпивки и женщин.

4.Подберите ключевые слова для характеристики Бопре:Учитель юного Петруши Гринева. Бывший парикмахер из Франции, служил солдатом в Германии.

Слайд 28Каким образом можно сопоставить характер воспитания Петруши Гринева и Митрофанушки из

комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Петр Андреевич Гринев. 16-летний дворянин. Гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками.
Каким образом можно сопоставить характер воспитания Петруши Гринева и Митрофанушки из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».  Петр Андреевич

Слайд 29К главе 2
1.Петр Гринев встречается с Пугачевым в метель. В чем

смысл?

Для Пушкина метель, буран - олицетворение судьбы. В "Капитанской дочке" буран объединяет, казалось бы, несовместимых людей, представителей разных социальных классов. Гринев узнает намного позже, что его вожатым был не кто иной, как сам Пугачев, а пока он видел в нем человека, которого судьба не жаловала, но все-таки какое-то чутье подсказывало Петру, что эта встреча неслучайна.
К главе 21.Петр Гринев встречается с Пугачевым в метель. В чем смысл?Для Пушкина метель, буран - олицетворение

Слайд 302.В чем символический смысл сна Гринева?
Этот сон был вещим. В этом

сне ему приснились события, которые скоро произойдут в его жизни. Человек с черной бородой -Пугачев и он просит поцеловать руку (через несколько недель при нападении Пугачева в Белогорскую крепость Пугачев будет заставлять Гринева и всех жителей Белогорской крепости целовать руку господина).
2.В чем символический смысл сна Гринева?Этот сон был вещим. В этом сне ему приснились события, которые скоро

Слайд 313.Портрет Пугачева. Есть ли средства выразительности?
Донской казак. Поднимает восстание и выдает

себя за покойного императора Петра III (мужа Екатерины II).
3.Портрет Пугачева. Есть ли средства выразительности?Донской казак. Поднимает восстание и выдает себя за покойного императора Петра III

Слайд 324.Как характеризует Петра Гринева решение подарить «вожатому» свой заячий тулуп?
Петруша видит

в незнакомце человека, оказав­шего им помощь в трудную минуту, возможно, даже спасшего их от смерти. Он не мог не отблагодарить его за помощь, к тому же замечает, что одет незнакомец «слишком легко» .
4.Как характеризует Петра Гринева решение подарить «вожатому» свой заячий тулуп?Петруша видит в незнакомце человека, оказав­шего им помощь

Слайд 335. Генерал-немец не понимает смысла слов из записки Андрея Петровича Гринева

«держать в ежовых рукавицах». Каково значение этого крылатого выражения?
Андрей Карлович Р. - старый приятель Андрея Гринева (отца Петра Гринева). Генерал руководит войсками Оренбургской губернии. Он – немец по происхождению. Старый одинокий офицер. Добрый и умный человек. Любит порядок и экономию.
5. Генерал-немец не понимает смысла слов из записки Андрея Петровича Гринева «держать в ежовых рукавицах». Каково значение

Слайд 35Дома:
Чтение глав 3-5.

Дома:Чтение глав 3-5.

Слайд 36Крепость

Крепость

Слайд 37Каково первое впечатление Гринева от Белгородской крепости?
«Где же крепость?»- спросил я

с удивлением.
«Да вот она»,-отвечал ямщик , указывая на деревушку.
Старый инвалид , сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира.
Тоска меня взяла; я отошел от окошка и лег спать без ужина.
Каково первое впечатление Гринева от Белгородской крепости?«Где же крепость?»- спросил я с удивлением.«Да вот она»,-отвечал ямщик ,

Слайд 38Каковы обычаи в доме Мироновых?
Домом управляет Василиса Андреевна.
У нас всего-то душ

одна девка Палашка, живем помаленьку.

Справедлива ли характеристика Швабрина?
Каковы обычаи в доме Мироновых?Домом управляет Василиса Андреевна.У нас всего-то душ одна девка Палашка, живем помаленьку.Справедлива ли

Слайд 39Каков характер коменданта?
Иван Кузьмич : « Я был занят службой: солдатушек

учил».
Капитанша: «только слава , что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да Богу молился; так было бы лучше».
Один раз на день рождения Маши палили из пушки. С тех пор уж не палим из проклятой пушки.
Почему так характеризует мужа жена.
Каков характер коменданта?Иван Кузьмич : « Я был занят службой: солдатушек учил».Капитанша: «только слава , что солдат

Слайд 40Капитан , вышедший
Капитан , вышедший в офицеры из солдатских детей, был

человек необразованный и простой , но самый честный и добрый. Жена его им управляла. Василиса Егоровна смотрела на его службу как на свое хозяйство, и управляла крепостью, как своим домком.
Капитан , вышедшийКапитан , вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой , но

Слайд 41Жизнь для Гринева стала сносною…
Почему?
Расскажите о занятиях Гринева в крепости

Жизнь для Гринева стала сносною…Почему?Расскажите о занятиях Гринева в крепости

Слайд 42В чем причина поединка?
Каковы человеческие качества Швабрина?
Сплетничает: выдумал будто гарнизонный поручик

Иван Игнатьевич был непозволительно связан с Василисой Егоровной.
Капитанскую дочь называет совершенною дурочкою.
«Вместо стишков подари ей пару серег, чтобы Маша ходила к тебе в сумерки».(Швабрин Гриневу)
В чем причина поединка?Каковы человеческие качества Швабрина?Сплетничает: выдумал будто гарнизонный поручик Иван Игнатьевич был непозволительно связан с

Слайд 43Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника.

Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника.

Слайд 44Дома
Чтение глав 6-9

Дома Чтение глав 6-9

Слайд 45ТЕМА: Долг и честь в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:

сопровождать учащихся в процессе обсуждения темы урока, способствовать формированию умения анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия, вырабатывать свою точку зрения, помочь понять значение нравственных понятий «долг» и «честь» МЕТОД: диалогический
ТЕХНОЛОГИИ: учение на основе учебных ситуаций, проблемно-диалогическая технология
ТЕМА: Долг и честь в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: сопровождать учащихся в процессе обсуждения темы

Слайд 47ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 48Какие человеческие качества героев раскрылись в прочитанных главах романа?
Василиса Егоровна
Иван Кузьмич


Какие человеческие качества героев раскрылись в прочитанных главах романа?Василиса ЕгоровнаИван Кузьмич

Слайд 49Петр Андреевич Гринев

Петр Андреевич Гринев

Слайд 50Алексей Иванович Швабрин

Алексей Иванович Швабрин

Слайд 51Маша Миронова

Маша Миронова

Слайд 52Цирюльник?

Цирюльник?

Слайд 53Г главе 5
Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринева о

поединке?

Почему родители отказали Петру в родительском благословении?
Какие качества Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?
Г главе 5Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринева о поединке?Почему родители отказали Петру в родительском

Слайд 54Какой основной смысли какие оттенки заключены в названии 6 главы- «Пугачевщина»,

почему Пушкин не называет главу «Нападение Пугачёва»?
Насколько точна характеристика Пугачева, данная в секретном предписании начальства?
Какой эпизод главы произвел на вас наибольшее впечатление?
Какой основной смысли какие оттенки заключены в названии 6 главы- «Пугачевщина», почему Пушкин не называет главу «Нападение

Слайд 55Попробуем подобрать примеры слов с тем же суффиксом -щин: военщина, боярщина,

разинщина.
Они обозначают общественные явления под стать стихийным.
Им невозможно сопротивляться, они, как вулканическая лава, как океанская волна, неотвратимо надвигаясь, накрывают вас с головой.
Военной вылазки, набега Пугачёва можно избежать, пугачёвщины — нет.
Попробуем подобрать примеры слов с тем же суффиксом -щин: военщина, боярщина, разинщина. Они обозначают общественные явления под

Слайд 56к 7 главе
Охарактеризуйте поведение защитников крепости и пугачевцев после взятия крепости.
Офицер,

солдат присягает только раз в жизни. Жизнь потеряна, но честь сохранена.
Как связан эпиграф к повести с событиями, происходящими в главе? По чести или нет поступают здесь все персонажи?
Пушкин никак не комментирует переход Швабрина на сторону Пугачева. В какой части романа заключена позиция автора, какими словами она выражена?

к 7 главеОхарактеризуйте поведение защитников крепости и пугачевцев после взятия крепости.Офицер, солдат присягает только раз в жизни.

Слайд 57Основными элементами фабулы
Основными элементами фабулы в эпическом произведении являются завязка,

кульминация и развязка.
Чем является глава «Приступ»?
Основными элементами фабулы Основными элементами фабулы в эпическом произведении являются завязка, кульминация и развязка.Чем является глава «Приступ»?

Слайд 59К 8 главе
Каково ваше отношение к поведению Гринева после захвата крепости?

Подробно

перескажите эпизод «Гринев у Пугачева и пугачевцев»
К 8 главеКаково ваше отношение к поведению Гринева после захвата крепости?Подробно перескажите эпизод «Гринев у Пугачева и

Слайд 60К 9 главе
Чем могло грозить Гриневу решение поручение Пугачева?
Почему Гринева

напугало решение Пугачева сделать Швабрина комендантом крепости?
Охарактеризуйте эпизод «Прошение Савельича». Какие чувства вызвал у вас его поступок? Запишите Ключевые слова для ответа.
К 9 главе Чем могло грозить Гриневу решение поручение Пугачева?Почему Гринева напугало решение Пугачева сделать Швабрина комендантом

Слайд 62Дома
Чтение глав 10-14
? Почему роман назван «Капитанская дочка».

Дома Чтение глав 10-14? Почему роман назван «Капитанская дочка».

Слайд 63К главе 10
Готова ль Оренбургская крепость к встрече Пугачева? Какими представил

Пушкин членов совета: генерала, чиновников?

На основании письма Маши Мироновой к Гриневу охарактеризуйте внутреннее состояние девушки.
К главе 10Готова ль Оренбургская крепость к встрече Пугачева? Какими представил Пушкин членов совета: генерала, чиновников?

Слайд 64К главе 11
Как вы оцениваете решение Гринева ехать в крепость ради

спасения девушки?
Как вы думаете , почему так подробно Пушкин дает подробное описание портретов сподвижников Пугачева.

В чем смысл калмыцкой сказки? Какая ее роль в романе?
К главе 11Как вы оцениваете решение Гринева ехать в крепость ради спасения девушки?Как вы думаете , почему

Слайд 65К главе 12
Охарактеризуйте поведение Пугачева, Швабрина и Гринева.

Какие качества Пугачева проявляются

в его решениях по отношению к Маше Мироновой, Швабрину и Гриневу?
Вопрос 3* стр.265
К главе 12Охарактеризуйте поведение Пугачева, Швабрина и Гринева.Какие качества Пугачева проявляются в его решениях по отношению к

Слайд 66К главе 13
Можно ли считать решение Гринева отправить в деревню Машу

в сопровождении Савельича единственно верным решением?
Закономерен ли арест Гринева?
К главе 13Можно ли считать решение Гринева отправить в деревню Машу в сопровождении Савельича единственно верным решением?Закономерен

Слайд 67К главе 14

К главе 14

Слайд 69Почему произведение названо «Капитанская дочка».

Почему произведение названо «Капитанская дочка».

Слайд 70Сочинение №6 стр.270(234)
Проблема чести , долга и нравственного выбора в романе

А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Сочинение №6 стр.270(234)Проблема чести , долга и нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть