Презентация, доклад по литературе 7 класс на тему: Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого Не позволяй душе лениться

Содержание

О жизни…Первую книгу «Столбцы» критика встретила враждебно. Но нападки критиков – ещё не самое страшное. В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем

Слайд 1Н.А.Заболоцкий

Н.А.Заболоцкий

Слайд 2О жизни…
Первую книгу «Столбцы» критика встретила враждебно.

Но нападки критиков –

ещё не самое страшное. В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. Ему пришлось познать много горя и зла. Он работал на лесоповале, строил дорогу на лютом сибирском морозе. В 1946 году возвратился в Москву. Подавляющее число его печатных работ - переводы, 1938-1946 гг. – перевод «Слова о полку Игореве». Академик Д. С. Лихачёв писал Заболоцкому, что его перевод – лучший своей поэтической силой.
Надо покорять жизнь! Надо работать и бороться за самих себя.
Сколько неудач еще впереди, сколько разочарований, сомнений!
Вера и упорство. Труд и честность…» - оказались его девизом, которому он следовал всегда, при любых обстоятельствах.
О жизни…Первую книгу «Столбцы» критика встретила враждебно. Но нападки критиков – ещё не самое страшное. В 1938

Слайд 3Николай Алексеевич жил и творил в первой половине прошлого века. Мы

живем в век научно-технического прогресса. Повезло нам? Безусловно, да. Сотовые телефоны, электронная почта, компьютеры и т.п. Живых собак заменяют роботы- собаки. В Японии одинокие люди покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо, человек не одинок, но с другой, может ли робот заменить общение с живым человеком?
Николай Алексеевич жил и творил в первой половине прошлого века. Мы живем в век научно-технического прогресса. Повезло

Слайд 4Чем отличается робот от человека?

Чем отличается робот от человека?

Слайд 5Душа… А что такое душа?
Великие умы человечества бились над этим

вопросом. Какие слова притягиваются к слову “душа” и создают его окружение?
Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета.
Душа… А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Какие слова притягиваются к слову

Слайд 6 Душа – поле борьбы добра и зла.
(Л.Н. Толстой)
Душа

– внутренний, психологический мир человека, его сознание.
(С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
Душа – это человек.
Душа – поле борьбы добра и зла. (Л.Н. Толстой) Душа – внутренний, психологический мир человека, его

Слайд 7Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души
Внутренний мир человека.
Что

может происходить в душе каждого из нас?

(по 2-3 глагола –антонима в каждый столбик)

радуется

страдает

ликует

тревожится

Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души Внутренний мир человека. Что может происходить в душе каждого из

Слайд 8А что с нами делают эти слова?
Я позволю себе добавить в

каждый ваш столбик по одному слову.
1. “трудится»
2. «ленится»

1 слово “трудится» помогает нам самосовершенствоваться.




1 слово «ленится» приближает нас к бездушным роботам.

А что с нами делают эти слова?Я позволю себе добавить в каждый ваш столбик по одному слову.

Слайд 9К кому обращено это стихотворение?
Не только к читателям, но и к

себе самому

Писал стихотворение уже смертельно больной человек, подводящий итоги своего жизненного пути и размышляющий об огромном смысле человеческого существования на земле.

К кому обращено это стихотворение?Не только к читателям, но и к себе самомуПисал стихотворение уже смертельно больной

Слайд 10В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого?
В неустанном труде души

В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого?В неустанном труде души

Слайд 11Как вы понимаете выражение “труд души”?
Воспитание в себе неравнодушия к страданию

ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью, нечестностью.
Как вы понимаете выражение “труд души”?Воспитание в себе неравнодушия к страданию ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью,

Слайд 12Задания для групп:
1 группа

Объясните значение слов и выражений.

1) 1 строфа “чтоб

в ступе воду не толочь”.

2) 2 строфа “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”.

3) Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много?

2 группа

Объясните значение слов и выражений.

1) 3 строфа “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”

2) 4 строфа “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.

3) Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

Задания для групп: 1 группаОбъясните значение слов и выражений.1) 1 строфа “чтоб в ступе воду не толочь”.2)

Слайд 13
Толочь воду в ступе – заниматься бесцельным, бесполезным занятием.
(Комментарий учителя:

душа человека должна постоянно обогащаться новыми впечатлениями, новыми мыслями).

Держать в чёрном теле – плохо обращаться с кем-нибудь, притеснять кого-либо.
(Комментарий учителя: человек по натуре ленив. Лень свою нужно держать в чёрном теле).

Не снимать узды – держать в повиновении.
(Комментарий учителя: лень, эгоизм, равнодушие, чёрствость – всё это нужно держать в повиновении).

Сорвать последнюю рубашку – разорить, довести до нищенского состояния. (Комментарий учителя: эгоизм, злоба, зависть, равнодушие уничтожают, разоряют духовный мир человека).
Толочь воду в ступе – заниматься бесцельным, бесполезным занятием. (Комментарий учителя: душа человека должна постоянно обогащаться новыми

Слайд 14Какое настроение вызывает стихотворение?

С помощью каких средств создается это настроение?

Какое настроение вызывает стихотворение? С помощью каких средств создается это настроение?

Слайд 15Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы

вы изобразили?
Какие бы краски использовали? Какие образы и картины возникают в вашем воображении?
Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали?

Слайд 16Какой прием лежит в основе стихотворения?
(олицетворение).

Какой прием лежит в основе стихотворения? (олицетворение).

Слайд 17Какие еще приемы использованы автором?

(фразеологические обороты, повторы)

«Держи лентяйку в черном теле»…

Какие еще приемы использованы автором?(фразеологические обороты, повторы)«Держи лентяйку в черном теле»…

Слайд 18Какова роль последней строфы?
Как построены две первые строфы?


она является своеобразным итогом,

заключением

на антитезе

Какова роль последней строфы?Как построены две первые строфы?она является своеобразным итогом, заключениемна антитезе

Слайд 19Как ее понимать?
Душа – главное в человеке, растишь в себе душу,

как ребенка, но рост этот возможен только путем неустанного труда, иначе душа умрет.

Как ее понимать?Душа – главное в человеке, растишь в себе душу, как ребенка, но рост этот возможен

Слайд 20Рифма и стихотворный размер
О|на| ра|бы|ня| и| ца|ри|ца, а

Она работница и

дочь, б

Она обязана трудиться а

И день и ночь! б

Размер – ямб.
Расположение рифм – перекрёстное.

Рифма и стихотворный размер О|на| ра|бы|ня| и| ца|ри|ца, аОна работница и дочь, бОна обязана трудиться аИ день

Слайд 21Композиция
Сравните первую и последнюю строфы. Как называется такая композиция?
В чем

ее функция?

(Кольцевая).



подчеркнуть идею стихотворения

Композиция Сравните первую и последнюю строфы. Как называется такая композиция?В чем ее функция?(Кольцевая).подчеркнуть идею стихотворения

Слайд 22Даже вопреки трагическим обстоятельствам жизни человек у Заболоцкого поднимается, если он

сохранил “душу»

. Стихотворение Н.А.Заболоцкого выучить наизусть.

Даже вопреки трагическим обстоятельствам жизни человек у Заболоцкого поднимается, если он сохранил “душу». Стихотворение Н.А.Заболоцкого выучить наизусть.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть