Слайд 1Свободолюбивая
лирика А.С. Пушкина
“Самостоянье человека – залог величия его”.
А.С. Пушкин
Слайд 2Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные понятия,
которые относятся к человеку: дружба, братство, любовь, свобода.
А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года.
Слайд 3Образ лирического героя Пушкина
- это духовно богатая и свободолюбивая личность,
преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.
Слайд 4Свобода для А. Пушкина
Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо
Свобода –
основа дружбы
Свобода – условие творчества
Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, в ней возможность и перспектива преодоления несовершенств жизни.
Слайд 5Белинский писал:
«Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается именно тем,
что по его произведениям можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера. Стихотворения, написанные им в одном году, уже резко отличаются и по содержанию и по форме от стихотворений, написанных в следующем»
Слайд 6Вольнолюбивая лирика Пушкина
1817 – «Вольность»
1818 – «К Чаадаеву»
1819 – «Деревня»
1820 –
«Погасло дневное светило»
1822 – «Узник»
1824 – «К морю»
1827 – «В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”)
1827 – «Арион»
1828 – «Анчар»
Слайд 7«К Лицинию» (1815)
…Я сердцем римлянин, кипит в груди свобода,
Во мне
не дремлет дух великого народа.
Пушкин впервые коснулся вопроса российского «политического быта». Несмотря на то что в стихотворении поэт обращается к Риму, все вопросы обращены к русскому человеку:
О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал?
Кто вас поработил и властью оковал?
Квириты гордые под иго преклонились.
Кому ж, о небеса, кому поработились?
Слайд 8Ода «Вольность» (1817)
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
четыре части
1 часть:
автор обращается к «гордой певице Свободы» и просит вдохновить его на новую поэтическую тему:
Увы! Куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
2 часть: автор размышляет о том, что для блага народов необходимо сочетание «мощных законов» с «вольностью святой»:
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье.
Слайд 93 часть: Пушкин подкрепляет историческими примерами мысль о том, что правители,
которые не соблюдают законов, обречены на гибель (казнь французского короля Людовика XVI, насильственная смерть Павла I):
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу…
4 часть: обращается к царям с призывом склониться «под сень надёжную Закона», заключительные строки оды призывают нынешних монархов учесть уроки истории, так как только в этом случае их правление будет долгим и славным:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой
Слайд 10 1 Вывод:
Поэт убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то
есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена. Основным условием счастливой жизни народа, по мнению Пушкина, является "с вольностью святой законов мощных сочетанье".
Слайд 11ПЕРИФРАЗ(А)
- троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких – «самовластительный
злодей»
Найдите примеры еще:
Свободы гордая певица (муза);
Стражи трона (армия);
тираны мира (цари);
Слайд 12«К Чаадаеву» (1818)
По жанру это стихотворение - послание, обращенное к другу
поэта, «товарищу» по делу освобождения, - Чаадаеву, и в этом послании слышны политические нотки:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Пётр Я́ковлевич Чаада́ев (1794— 1856) .Русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в имперской России.
В 1829—1831 годах создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии[2]. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.
Слайд 132 Вывод:
понимание свободы связано с жизнью сердца, с представлением о
чести, долге, с прекрасными порывами «нетерпеливой» души. Образ России связан с надеждой прекрасного будущего. Она ,как спящий богатырь, который воспрянет ото сна.
Слайд 14«Деревня» (1819)
стихотворение композиционно делится на две части и построено по принципу
антитезы:
в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, рисуется незатейливый сельский пейзаж средней полосы России. Эта тихая красота близка и дорога каждому русскому человеку. Лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.
во второй части - резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: «барства дикого» и «рабства тощего».
Слайд 15В чем отличие стихотворения «Деревня» от оды «Вольность»?
«Вольность» – общее понимание
свободы, а «Деревня» - конкретное – жизнь крепостных крестьян.
Почему автор предпочел деревню городу и оправдались ли его предположения?
3 Вывод:
поэт мечтает увидеть народ неугнетённым, свободным, но это возможно в свободной стране. Уповает поэт на царя.
Слайд 16 Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения «Погасло дневное
светило», написанном в 1820 году:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей.
Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении «Узник» (1822), а также в элегии «К морю» (1824)
Прощай, свободная стихия,
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой
Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека.
Слайд 17«К морю» (1824)
. Элегия завершает романтический период пушкинского творчества. Она как
бы стоит "на стыке" двух периодов, так как в ней присутствуют и романтические образы, и черты реализма Это прощание и с реальным Черным морем, с которым расстается поэт (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью...
Слайд 18Декабристские организации.
“Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30 человек.
“Союз благоденствия”
(1818-1821 гг.) Москва – 200 человек.
“Южное общество” (1821-1825 гг.) г. Тульчин, Украина. Руководитель – П.И. Пестель.
“Северное общество” (1822-1825 гг.) Петербург. Руководители –
С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, И. Пущин, К. Рылеев.
Слайд 21Николай: “Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?”
Пущин:
“Я не родственник нашего великого национального поэта Пушкина, а товарищ его по Царскосельскому лицею… Общеизвестно, что Пушкин, автор “Руслана и Людмилы”, был всегда противником тайных обществ и заговоров”.
Слайд 22Послание «В Сибирь»
(“Во глубине сибирских руд”) (1827)
Мой первый друг, мой
друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Утверждение верности прежним идеалам и друзьям звучит в послании.
..Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Слайд 23Миф об Арионе
Знаменит был также и музыкант по имени Арион, который
нажил с помощью своего таланта огромное состояние. Однажды, съездив на Сицилию, где он участвовал в музыкальном состязании, привлекшем много знаменитых исполнителей со всего мира, он решил вернуться домой в Коринф морем.
К несчастью, команда судна, на котором он плыл, состояла из алчных пиратов, которые, прослышав о богатствах певца, решили завладеть ими и убить его. Ему велели приготовиться к смерти, но, когда моряки собирались уже выбросить Ариона за борт, он попросил у них позволения сыграть в последний раз на лире. Пираты согласились. Чистые звуки его лиры полились над морем, и к кораблю приплыли дельфины, которые принялись играть в волнах. Пираты поразились, какую власть имеет его музыка, и, опасаясь, что их сердца растают, быстро схватили Ариона и бросили в море, где он упал прямо на широкую спину дельфина, который живым и невредимым донес его до ближайшего берега.
Чтобы сохранить память об этом чуде, боги превратили лиру Ариона и дельфина, спасшего ему жизнь, в созвездие.
Слайд 24«Арион» (1827)
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
На руль
склонясь, наш кормщик умный
В молчании правил грузный челн;
А я - беспечной веры полн -
Пловцам я пел...
Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе:
Я гимны прежние пою...
Слайд 25 Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов", от
былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь.
4 Вывод:
Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение.
Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.
Слайд 26"Анчар"(1828)
Философская притча. Как понимаете термин?
Композиционный прием – контраст. Докажите.
Сколько частей в
стихотворении?
Владыка – раб (какими показаны)
Авторское отношение к ним.
Как легенда о дереве связана с темой свободы?
Некоторые философские стихотворения Пушкина представляют собой род рассказа-притчи, рассказа-легенды с глубоким значением и общечеловеческой мыслью.
Таков, например, «Анчар» (1828).
Материалом для него послужило предание о древе яда, растущем на острове Ява.
С этим преданием Пушкин мог познакомиться, читая журнал Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Оно привлекло Пушкина и своей диковатой поэзией, и возможностью с ее помощью выразить важные и заветные мысли: об отношениях человека и власти, о роли зла в природе и в человеческой жизни.
Слайд 27В 1823 году Пушкин переживает глубокий кризис.
Состояние духовного упадка, пессимизма,
овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений, в том числе в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...».
Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле.
Эту притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный».
Если в евангельской притче хотя бы часть «семян» принесла «плод», то вывод пушкинского лирического героя гораздо менее утешителен:
Композиция. Композиционно и по смыслу стихотворение распадается на две части. Первая посвящена сеятелю, ее тон — возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности («сеятель», «живительное семя»). Вторая — «мирным народам», здесь тон лирического героя резко меняется, теперь это гневное обличение, « мирные народы » сравниваются с покорным стадом.
С помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой.
«Свободы сеятель пустынный» — поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой), «живительное семя», которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные высказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».
Слайд 28Общие выводы:
Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию:
-
провозглашение отвлеченной вольности;
- пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью;
- мотив гуманистической идеи «дарования свободы»;
- широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.