Слайд 1«Я хочу писать об Иуде…
у меня есть СВОЯ идея…»
Повесть Л.
Андреева
«Иуда Искариот»
Слайд 2… и как нет конца у времени,
так не будет конца
рассказам
о предательстве Иуды
и страшной смерти его.
Леонид Андреев
Слайд 3«Иуда Искариот»
Повесть написана по мотивам библейского сюжета, в котором рассказано о
предательстве Иисуса Иудой.
Получила неоднозначную оценку, так как Андреев по-своему истолковал сюжет.
Почему обратился к данной теме? В 1900-е годы много пишет о Богочеловеке («Христиане», «Елизар», «Жизнь Василия Фивейского»).
Слайд 4«Иуда Искариот»
Иисус Христос – воплощение истины,
добра и красоты , а
предавший
его Иуда – олицетворение лжи,
подлости, коварства.
Традиционное противопоставление
Иуды одиннадцати верным апостолам
вызвало у Андреева сомнение…
Слайд 5Андреева волнует вопросы:
Только ли подлость вела Иуду к предательству?
Только ли нравственную
чистоту проявили другие апостолы во время кульминационных событий христианской истории?
Слайд 6Начинается повесть словами:
«»Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота
– человек очень дурной славы и его нужно остерегаться»
Далее идет изложение слухов
То есть с первых строк дается отрицательная характеристика Иуды.
О нем нет ни одного доброго слова: он корыстолюбив, коварен, наклонен к предательству и лжи (это авторская характеристика).
Плохо о нем говорят и хорошие, и плохие.
Слайд 7Отрицательное
Бросил жену
ссорит людей
любопытный, лукавый, злой
у него нет детей
Но Иисус никого не
слушает, он принял
Иуду, включил в круг
избранных
Слайд 8«Иуда Искариот»
9 глав. 3 глава – предательство; остальные – ожидание гибели
Иисуса.
С начала повести ощущается мотив тревоги, он звучит и в описании природы.
Новый абзац из одного предложения: «И вот пришел Иуда»
Дается детальный портрет.
Что особенного в портрете?
Ученики Иисуса отнеслись к Иуде с брезгливостью, не доверяют ему.
Слайд 9«Иуда Искариот»
Андреев идет вслед за евангельской историей: Иисус знал о предательстве,
обо всем, что произойдет, но все-таки принял Иуду.
Природа в ожидании. Безветренная погода сохранилась до конца истории: все происходит в атмосфере духоты, тяжести, все в черно-белых тонах. Как перед грозой.
Все в ожидании перемен: Иисус ждет дня предательства, Иуда живет надеждой, что, когда иудеи увидят страдания Христа, освободят учителя и пойдут за ним.
Слайд 10Иуда вдруг становится
хорошим
Добросовестно исполняет свои
обязанности:
Гете: «Поведение – это зеркало,
в котором каждый показывает
свой лик»
И все-таки поведение Иуды противоречиво: берет на себя
обязанности и тут же крадет 3 динария; рассказывает истории, а потом признается, что лгал…
Слайд 11Ученики Христа
Обладают земными, человеческими качествами
Они не идеальны, но разнообразны
Петр громогласен
Иоан наивен,
честолюбив, хочет одного – быть любимым учеником
Фома молчалив, рассудителен, но осторожен.
Все апостолы снисходительны к Иуде, осуждают за ложь и притворство, но с удовольствием слушают его лживые истории
Слайд 12Отличие Иуды от апостолов
Ученики ведут борьбу за первое место около учителя
– Иуда старается быть нужным
И Христос ласково смотрит на него.
Слайд 13Иисус изменяет отношение к Иуде
Иуда доказывает Иисусу, что селяне были неискренни
по отношению к нему, объявили его вором, обманщиком ( козленка после нашли).
Иисус после этого перестал замечать Иуду, садился к нему спиной, смотрел, но не видел.
Даже когда Иуда помог Иисусу, сохранил его жизнь, опять же ценой лжи, благодарности не получил: «ложь во спасение» сурово принята Христом.
Иуда плачет: он любит учителя, хочет быть любимым, произносит роковую фразу: «А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда».
Слайд 14Путь к преступлению
Встреча с первосвященником Анной и договаривается о предании Иисуса
в руки закона (за 30 серебряников).
Теперь молчалив. Перестал говорить о людях дурное.
Окружает Иисуса заботой, нежностью.
Угадывает малейшее его желание.
Приносит цветы, передает их через Марию Магдалину.
Но Учитель как будто ничего не замечает.
Слайд 15Путь к преступлению
Иуда вызывает чувство жалости, он искренне страдает
Говорит, что Иисуса
Христа нужно беречь, нужно уходить отсюда. Принес два меча, чтобы спасти Иисуса.
Двойственность: сам предал и пытается спасти.
Верит, что восторжествует любовь и верность учеников.
Иисус все предвидит. Говорит Петру: «Не наступит и утро, как ты трижды предашь меня».
Слайд 16Кульминационный момент – сцена предательста
Слайд 17Как ведут себя ученики?
Зачитайте текст.
Иуда ждет чуда: сейчас все поймут.
Пытается воздействовать
на Анну, но тот прогоняет его.
Пилат умывает руки, говорит, что он невиновен в крови праведника, а Иуда целует ему руки и называет мудрым.
Слайд 18 Сцена распятия Христа
Прочитайте
эпизод.
На протяжении казни Иуду мучит мысль: А вдруг они поймут? Еще не поздно!
«Осуществился ужас и мечты».
Иуду считают предателем, а он идет к ученикам и обвиняет их в бездействии, называет предателями.
И в чем-то он прав. В чём?
Слайд 19Иуда давно наметил место, где после смерти Иисуса убьет себя».
Идет на
смерть, как на встречу с Иисусом. «Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус».
Зачитайте портрет Иуды.
Слайд 20Работа с текстом
Зачитайте последний абзац.
Какие чувства вызывает написанное?
Каково авторское отношение к
Иуде?
Деньги брошены Иудой – не из-за них убил.
Какова истинная причина убийства Иисуса, по мнению Андреева?
Победитель или проигравший Иуда в повести?
Слайд 21Выводы:
1.Нравственная ценность заключается не в словах, а в поступках.
2.Любовь должна быть
деятельной.
3.Для того чтобы Иисус смог совершить свой подвиг – принести жертву во имя человечества, его нужно предать. И позор предательства Иуда взял на себя, тем самым обессмертив не только Иисуса, но и себя.
Андреев считает предательство тоже жертвой, так как Иуда обрек себя на вечный позор
Слайд 22Выводы:
Иуда предал Христа:
корыстолюбие
« - А сколько ты хочешь
за своего Иисуса?
-
А сколько вы дадите?»
любовь
« Искал я тебя всю мою
жизнь,
искал и нашел!»
ревность
«Почему он не любит меня?
Почему он любит тех?»
провокация
«Они догадались? Они
поняли, что это самый
лучший человек?...
Сейчас они поймут!»