Слайд 2Андрей Белый — Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 — 8. 1.1934) —
родился и вырос в семье крупного российского математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева
Слайд 3Круг его общения был чрезвычайно интересен. Уже учась в университете, Белый
ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых — родителей своего друга Сергея. “Не чайный стол — заседание Флорентийской академии”, — с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир Соловьев, его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева, философ Сергей Николаевич Трубецкой, историк Василий Осипович Ключевский, позднее — В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус... Именно здесь, в семье Соловьевых, были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева.
Слайд 4Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним “Андрей Белый” (белый —
священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов — любимый цвет Владимира Соловьева). В 1990 году Б. Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году создана первая из четырех его “симфоний” — “Северная” или “Героическая”.
Слайд 5 Писатель впоследствии признался, что, называя свои первые прозаические опыты “симфониями”, он
и сам толком не знал, что это такое. “Симфонии” А. Белого больше схожи с сонатами. Слово “симфония” было для Белого своего рода символом. Тема “вечного возвращения” — одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества А. Белого
Слайд 6 1905 год — начало нового периода творчества Андрея Белого. Во время
этого периода Белый влюбляется в жену Блока, Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь А. Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношения людей, составляющих роковой треугольник, достигли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с А. Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение.
Слайд 7Летом А. Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит
решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Андрей Белый оказывается на грани умопомрачения. Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907 — 1908 годы.
Слайд 8В эти годы огромное влияние на А. Белого оказывает творчество Н.
Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений “Пепел” (1908). Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами “Пепла”, — из них А. Белый составил следующий сборник “Урна” (1909).
Слайд 9 “Пепел” является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник
— “Урна” (1909) — посвящен Брюсову. Большинство стихотворений сборника носит элегический характер, хотя в “Урне” содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме:
Год минул встрече роковой,
Как мы, любовь лелея, млели...
Слайд 10“Урна” — последнее, что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие (1905—1908).
В 1910 году Андрей Белый женится на Асе Тургеневой. В конце 1910-го молодожены едут в путешествие по Северной Африке. Вернувшись из этого путешествия весной 1911 года в Россию, Белый пишет “Путевые заметки” — самое светлое произведение из всех им написанных. В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу, где живет до 1916 года, изредка наведываясь в Россию.
В сентябре 1916-го А. Белый возвращается на родину. Россия ожидает его. Вместе с Россией А. Белый переживает ее самое трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, —
Безумствуй, сжигая меня!..
Россия, Россия, Россия, —
Мессия грядущего дня!
Слайд 11Это написанное в августе 1917 года стихотворение “Родине”, самое знаменитое из
стихотворений Белого, точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму “Первое свидание” — реквием по сгоревшему в буревой стихии миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.
Слайд 12“Первое свидание” — вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается
“путь нисхождения”. В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи “Москва”. “Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому”, — признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.
Слайд 13Последней женой писателя была Клавдия Николаевна – робкая, покорная, но верная
и помогающая женщина. С ней прошли последние годы биографии Андрея Белого.
Слайд 14В последние годы жизни Белый пробует новые формы, жанры, стили, писатель
сочетает работу над “Москвой” с путевыми заметками “Ветер с Кавказа” и “Армения”, с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
Слайд 15 Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой
эпохи. Но всем было очевидно, что творчество Андрея Белого — это наследие настоящего классика русской литературы, к сожалению еще недостаточно понятое и изученное.