Слайд 1Гончаров
Иван Александрович
6 (18) июня 1812 –15 (27) сентября 1891
Слайд 2Иван Гончаров родился 6 июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович и мать
Авдотья Матвеевна (в девичестве Шахторина) принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя
Слайд 3Симбирск в 19 веке
«Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного
пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня»
Слайд 4В возрасте 7 лет лишился отца, мать вела торговые дела, и
воспитанием детей занимался помещик Н.Н.Трегубов, поселившийся в доме Гончаровых
Детство и юность
Слайд 5 Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В
последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» — так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.
Писатель вспоминал: «Мать наша благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей дворней, под её управлением — и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему».
Слайд 6Крестный отец, «отставной моряк», Николай Николаевич Трегубов
человек «редкой, возвышенной души,
природного благородства и вместе добрейшего, прекрасного сердца».
Слайд 7В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище на Остоженке
"Мне тяжело
вспоминать о нем"
Слайд 81831 год—поступил на словесное отделение Московского университета
«патриархально и просто ходили в
университет, как к источнику за водой, запасались знанием, кто как мог..»
Слайд 9Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии
Гончарова
.
Это была пора напряжённых раздумий — о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен,Огарев,Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие след в истории русской литературы.
Слайд 10Посещение в сентябре 1882 года Московского университета А.С.Пушкиным, в стихи которого
был влюблен Гончаров, оставило неизгладимый след в его памяти.
В 1837 году, когда Гончаров, будучи чиновником, узнал о трагической гибели поэта, он рыдал в коридоре департамента,переживая утрату самого дорогого человека как тяжелое личное горе
А.С.Пушкин и И.А.Гончаров
Слайд 11
Жизнь после университета
Закончив летом 1834
года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. . Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах, общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря
Слайд 12Майков Николай Аполлонович
Навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве
финансов, был
учителем русской словесности и латыни
детей Майкова, среди которых были будущие поэт Аполлон Майков и критик Валериан Майков
Слайд 13"Я с 14-15-летнего возраста, не подозревая в себе никакого таланта, читал
все, что попадалось под руку, и писал сам непрестанно..».
«...литератору, если он претендует не на дилетантизм..., а на серьезное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!.."
Слайд 141834 год – служба Симбирске в качестве чиновника особых поручений, затем
переезд в Петербург на должность переводчика в министерство финансов
Проба пера в литературных рукописных альманахах «Подснежник» и «Лунные ночи» : повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка»
1842 г. – очерк «Иван Саввич Поджабрин»
Служба и первые литературные опыты
Слайд 151945 год. «Обыкновенная история»
"Я с ужасным волнением передал Белинскому на суд
"Обыкновенную историю", не зная сам, что о ней думать"
Роман вышел в 1847 году журнале «Современник»
Слайд 16«Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный!. Все мнения
слились в ее пользу» – писал В.Г. Белинский в письме к В.П. Боткину
Значение романа, по мнению В.Г. Белинского, состоит в том, что «Обыкновенная история – это «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму»
Начало литературной деятельности. Роман «Обыкновенная история»
Слайд 17 Александр Адуев – «трижды романтик –по натуре, воспитанию и обстоятельствам
жизни». С легкой руки его дяди, Петра Адуева, с ним происходит «обыкновенная история» превращения восторженного романтика в трезвого чиновника и уравновешенного дельца
В романе «Обыкновенная история» И.А.Гончаров показывает оскудение человеческой личности , охваченной погоней за деньгами
Главный герой романа
Слайд 18Кругосветное плавание на фрегате «Паллада»
должность секретаря при адмирале
Е.В.
Путятине
7 октября 1852 года отправляется плавание на фрегате «Паллада»
Слайд 19Путешествие на фрегате «Паллада»
В октябре 1852года Иван Гончаров, служивший
переводчиком в департаменте внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарём адмирала Путятина. С первых же дней путешествия Гончаров начал вести подробный путевой журнал (материалы которого легли в основу будущей книги «Фрегат Паллада»). Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китаеи на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океана. Высадившись на берегу Охотского моря, Гончаров проехал сухим путём через всю Россию и вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года.
Уже в апрельской книжке «Отечественных записок» за 1855 год появился первый очерк о путешествии.. А в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» — своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир. Для РоссииXIX века такая книга была почти беспрецедентной.
Слайд 20«Фрегат «Паллада»
Уже в апрельской книжке «Отечественных записок» за 1855 год появился первый очерк
о путешествии. А в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» — своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир. Для РоссииXIX века такая книга была почти беспрецедентной.
Слайд 21Служба в Петербурге
«В этом ведомстве в свое время перебывало много писателей.
Но между тем как С.Т. Аксаков, например, все-таки боролся за литературу, цензору Никитенку литература действительно кое-чем обязана, - Гончаров был самым исполнительным и робким чиновником» (Короленко).
Слайд 22Лето 1857 года. Мариенбад
«Волнение мое доходит до бешенства... я едва могу
сидеть на месте, меряю комнату большими шагами, голова кипит...»
Слайд 23К середине 1850-х годов, относится вспышка сильного чувства к Елизавете Васильевне
Толстой, знакомой Гончарову еще по кружку Майковых. В одном из писем к своему близкому другу Анатолию Федоровичу Кони он признавался: «Пустяками, между прочим, я назову те драмы, героинями которых являются в жизни мужчин — женщины. Женщины, конечно, играют огромную роль, но это тогда весело, удобно, приятно, когда сношения о ними имею значения комедий. Тогда это придает dit fixe жизни, бодрость, игру, живется легко, не мешает делу и делам. Но беда, когда мужчина примет любовь en serieux и начинает любить «горестно и трудно»… Именно такие драмы уносят лучшие наши силы, можно сказать, обрывают цвет сил и отводят от дела, от долга, от призвания.
Последнее все я говорю про себя… поклонник, по художественной природе своей, всякой красоты, особенно женской, я пережил несколько таких драм и выходил из них, правда, «небритый, бледный и худой», победителем, благодаря своей наблюдательности, остроумию, анализу и юмору. Корчась в судорогах страсти, я не мог в то же время не замечать, как это все, вместе взятое, глупо и комично. Словом, мучаясь субъективно, я смотрел на весь ход такой драмы и объективно — и, разложив на составные части, находил, что тут смесь самолюбия, скуки, плотской нечистоты, и отрезвлялся, с меня сходило все, как с гуся вода.
Но обидно то, что в этом глупом рабстве утопали иногда годы, проходили лучшие дни для светлого, прекрасного дела, творческого труда. Я и печатно называл где-то такие драмы — болезнями. Да, это в своем роде моральный сифилис, который извращает ум, душу и ослабляет нервы надолго! Просто недостойно человека! Это вовсе не любовь, которая (то есть не страсть, а истинно доброе чувство) так же тиха и прекрасна, как дружба».
Слайд 24Елизавета Васильевна Толстая
«Едва выпью свои три кружки и избегаю весь Мариенбад
с шести до девяти часов, едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару - и к ней...»
«...сильно занят здесь одной женщиной, Ольгой Сергеевной Ильинской, и живу, дышу только ею... Эта Ильинская не кто другая, как любовь Обломова»
Слайд 25«Обломов» (1849-1859)
Роман, который не писался десять лет, был завершен в Мариенбаде
за 7 недель, благодаря еще раз пережитому чувству, передоверенному сокровенному герою Илье Ильичу Обломову, а Елизавете Васильевне русская литература обязана замечательным образом Ольги Ильинской.
Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей. Он начал работу над новым произведением — романом «Обрыв».
К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца».
Автор трудился над ним целых двадцать лет.
Слайд 27«Обрыв»
1869 год печатается в ж-ле «Вестник Европы»
«За очередной книжкой «Вестника Европы»,
где печатался роман, «посланные от подписчиков» ходили с раннего утра, как в булочную, толпами», - пишет современник.
Слайд 28«Этот роман была моя жизнь: я вложил в него часть самого
себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места, всю родную и близкую мне жизнь», - говорил И.А. Гончаров.
В романе автор откровенно идеализирует патриархальную старину и враждебно изображает революционную демократию того времени
Роман «Обрыв»
1869
Слайд 29Первоначальное название романа «Обрыв» - «Художник». Главный герой его – художник
Райский, даровитая натура, но «лишний человек» своей эпохи, который мечется в поисках счастья с одного места на другое.
В образе нигилиста Марка Волохова Гончаров изобразил трагическую судьбу революционно настроенной молодежи, готовой в любую минуту от слов перейти к действию. Но автора страшили такие смелые и прямолинейные люди.Поэтому образ Марка Волохова оказался карикатурой на революционно – демократическую молодежь 60-х годов.
М.Е. Салтыков – Щедрин статья «Уличная философия» :
«Гончаров совершенно исказил идею революционного поколения»
Слайд 30«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» , по мнению автора, связаны одной последовательной
идеей – идеей перехода от одной эпохи русской жизни к другой. В этом смысле их можно назвать трилогией.
От разоблачения патриархально-дворянского уклада и утверждения торжества буржуазии к союзу между дворянством и буржуазией против революционной демократии – так в трилогии изменялись взгляды и настроения И.А. Гончарова
Трилогия И.А. Гончарова
Слайд 311870 год
Сергей Михайлович Третьяков заказал портрет Гончарова художнику Крамскому для своей
галереи
Слайд 32Из ответа И.А. Гончарова
«..я не сознаю за собой такой важной
заслуги в литературе, чтобы она заслуживала портрета, хотя и счастлив простодушно от всякого знака внимания, оказанного моему дарованию (умеренному)... Во всей литературной плеяде от Белинского, Тургенева, графов Льва и Алексея Толстых, Островского, Писемского, Григоровича, Некрасова - может быть - и я имею некоторую долю значения, но взятый отдельно и в оригинале и на портрете я буду представлять неважную фигуру...»
Слайд 33Портрет Гончарова работы Крамского
Слайд 34Последние годы жизни Ивана Александровича Гончарова
«Обрыв» стал последним
крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение.
Слайд 35Гончаров замкнуто жил в петербургской квартире на Моховой улице
Изредка в печати
появлялись статьи, очерки и воспоминания писателя («Литературный вечер», «Заметки о личности Белинского», «Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда» и др.)
Занимался переводами, путешествовал за границу
Последние годы жизни
И.А. Гончарова
Слайд 36Иван Александрович так и не завел семьи. Когда в 1878 году
умер его слуга Карл Трейгут, оставив вдову с тремя малолетними детьми, писатель взял на себя заботу о них - эти дети были обязаны ему и воспитанием, и образованием. За несколько лет до смерти Гончаров печатно обратился ко всем своим адресатам с просьбой уничтожить имеющиеся у них письма и сам сжег значительную часть своего архива. Только благодаря потомкам Карла Трейгута, бережно сохранившим до наших дней личные вещи писателя и при их участии в 1982 году в Ульяновске (Симбирске) был открыт литературно-мемориальный музей Гончарова.
Слайд 38Место захоронения великого писателя
Умер И.А.Гончаров 15 сентября 1991 года в Петербурге,
похоронен на кладбище Александро – Невской лавры. По воспоминаниям современников, « ...с ним произошла обыкновенная история, его друзья выбрали место на краю крутого берега, и там , на краю обрыва, покоится теперь автор «Обломова».
Слайд 39в 1956 году его прах перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.