Слайд 1Особенности героев-«чудиков»
В.М. Шукшин. Рассказы.
Слайд 3Цели урока:
1. Познакомиться с творчеством В.Шукшина
2. Вспомнить, что такое рассказ
3. Разобраться
в своеобразии шукшинских рассказов
Слайд 4Василий Макарович Шукшин
(1929-1974)
Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в
крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян в 1933 году во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) взяла на себя все заботы о семье. Несмотря на трудности, она дожила до глубокой старости.
Слайд 5Жизнь и творчество
В 1954 году Шукшин поступает на режиссёрское отделение ВГИКа,
заканчивает его в 1960 году .
В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.
Слайд 6Жизнь и творчество
Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин
снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.
2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину», на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил его близкий друг Георгий Бурков.
Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище.
Слайд 8Творческое наследие
В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но
оставил богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.
Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.
Слайд 9Словарная работа
Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение,
удивление у окружающих.
Чудик (прост.) – то же, что и чудак.
(по словарю С. И. Ожегова)
Слайд 11Рассказ «Чудик» (1967)
Почему жена называла главного героя Чудиком? Примеры из текста.
Слайд 12Работа с текстом
Эпизод «В магазине»
Эпизод «В поезде»
Эпизод «В аэропорту»
Эпизод «В гостях
у брата»
Эпизод «Возвращение домой»
Слайд 13Эпизод «В аэропорту»
«В аэропорту Чудик написал телеграмму жене:
«Приземлились. Ветка сирени упала
на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка».
Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:
- Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде.
- Почему? – спросил Чудик. – Я её всегда так пишу в письмах. Это ж моя жена!.. Вы, наверное, подумали..
- В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст.
Чудик переписал: «Приземлились. Всё в порядке. Васятка.»
Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились» и «Васятка». Стало: «долетели» и «Василий». ».
Слайд 14Эпизод «Возвращение домой»
Чувство свободы и счастья охватывает героя, когда ноги его
коснулись родной земли. Он дома, он радуется, как радуются радуге, которая появляется после дождя. На родине Чудик чувствует себя частью прекрасного мира природы, поэтому он естественен и счастлив. Это его мир, и в нём он может быть самим собой.
Василий Князев не требует многого от жизни, от людей, живущих с ним рядом. Главное для него – это жить по законам совести, добра и красоты.
Его пристрастия и мечты свидетельствуют о решительной и склонной к авантюрам натуре.
Эти качества героя – чудинки – его украшение, его богатство. Об этом хотел сказать читателям писатель.
Слайд 15Рассказ «Критики» (1964)
Запишите синонимы к данному слову .
Слайд 16Словарная работа
Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.);
тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)
Слайд 17Вопросы
Кто герои рассказа?
Как вы думаете, почему так называется рассказ?
Что объединяло Петьку
и дедушку?
О чем говорит дружба Петьки и деда?
В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?
(Дед жаждал правды, он борется за правду.)
Случались ли разногласия в их оценке фильма?
В чем? Почему?
Слайд 18Вопросы
Почему так ведет себя дед?
Как поступают взрослые? Муж тети?
Как поступает
тетя?
Как поступает отец Петьки?
Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?
Слайд 19Выводы
Почему этот текст вызывает у вас улыбку?
Почему рассказ заканчивается словами,
что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?
Какие чувства вызвал у вас рассказ?
Почему же рассказ называется «Критики»?
Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?
Слайд 20Своеобразие шукшинских рассказов
Отражение жизни в движении.
Начало простое, уверенное, динамичное.
Почти отсутствуют портретные
и пейзажные описания.
Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах, поступках.
Постоянная сюжетная ситуация — встреча.
Концовка рассказа открыта.
Слайд 21Практическое задание
Найдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Приведите
примеры.
1 вариант – «Чудик», 2 вариант – «Критики»
Слайд 22Практическое задание
Нужны ли такие люди, как Чудик, в современном обществе?
Слайд 23Домашнее задание
написать отзыв на рассказ Шукшина (любой на выбор)